Данный урок даёт возможность наглядно представить практическое применение элементов проблемного обучения,информационно-педагогических технологий, элементов исследовательской деятельности,интерактивного обучения. Тип данного урока- повторительно-обобщающий. Вид- деловая игра.
По своей организации это урок с использованием как традиционных, так и современных педтехнологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Глагол-необыкновенная часть речи" »
«Глагол – необыкновенная часть речи»
( урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе)
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о глаголе, совершенствовать орфографические умения и навыки.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать умения находить в тексте, определять грамматические признаки глаголов.
Определять вид глагола,
Развивающие:
развивать у учащихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.
Воспитывающие:
Воспитывать у учащихся данного класса доброжелательность по отношению друг к другу, умение слушать.
Ход урока
Орг. момент. Слово учителя. (звучит музыка)
- Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада встрече с вами.
И в гости к вам я пришла не одна, со мною большая семья по фамилии Морфология, и самый её деятельный представитель, имя которого , я уверена, вы мне сейчас назовёте.
Я страшное дело, какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить?
( дети отвечают глагол)
ІІ. Этап повторения изученного.
Объявление темы урока, целеполагание.
Верно, тема нашего урока « Глагол - необыкновенная часть речи». И это мы сегодня докажем вместе с вами на нашем учебном занятии. Но это занятие мы проведем в «Музее Русского языка», где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня залы, посвященные Глаголу.
И если уж у нас такой необычный урок, вы не будете работать в привычных для вас тетрадях, перед вами лежат рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания. Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Но я должна вам сообщить, ребята, что в нашем музее произошло трагическое событие - нарушилась целостность эксклюзивного музейного шедевра- портрета глагола.
В нашем музее много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: основные грамматические значения, морфемы, лексическое значение и употребление глаголов в речи (слайд), путешествуя по этим залам, рассматривая экспонаты музея, мы повторим признаки глагола, которые помогут нам восстановить целостность портрета.
2. Словарная работа.
Мы начинаем работу по сбору информации с целью восстановления облика Его Величества глагола. А вы знаете, что термин «глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь». Именно глаголы делают нашу речь живой, придают ей динамичность.
Что же обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы?
Итак, с этого элемента мы с вами можем начать реставрацию портрета. (поместить вопрос)
3. Я приглашаю вас в первый зал «Постоянных грамматических признаков».
(слайд 7)
-Назовите только те признаки, которые являются постоянными(слайд 8)
Спряжение, род, падеж, вид,возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, наклонение, переходность-непереходность, степень сравнения.
Я прошу выйти к доске _____________, найти названные нами постоянные признаки и разместить их на портрете.
Итак, обратите внимание, что назвав постоянные признаки глагола, мы видим, что портрет приобретает узнаваемые черты.
Для того, чтобы перейти в следующий зал, я прошу вас в рабочих листах выполнить задание №1
Определите вид глагола и образуйте видовую пару:
Играть (н.в.) - поиграть (с.в.)
Пою (н.в.) – запою (с.в.)
Заплела (с.в.) – плела (н.в.)
Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)
Мы вспомнили постоянные признаки глагола. А какие признаки помогут нам завершить работу по восстановлению портрета?
(Непостоянные признаки).
Чтобы перейти в зал «Непостоянных морфологических признаков», мы должны выполнить следующее задание. (слайд) Я обращаю ваше внимание на задание №2 рабочего листа.
Какие глаголы называются возвратными? Из группы слов выберите и выпишите глаголы, имеющие следующую морфологическую характеристику: возвратные глаголы настоящего времени 2 лица.
Улыбаешься, бегать, веселишься,
сказал, учишься, сияет,
вышла, напишу, одеваешься, мыслю.
Выполнив это задание, мы можем продолжить работу по восстановлению портрета Его Величества Глагола.
Какие элементы мы можем добавить к портрету нашего героя. (суффиксы -ся, сь, время, лицо)
Физкультминутка.
Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении? (повелительного) А какие еще наклонения есть у глагола?
Давайте закрепим наши знания. У вас на столах лежат карточки. Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда прозвучит глагол вашего наклонения.
Изъявительного наклонения – красного цвета (что обозначают глаголы изъявительного наклонения?)
Условного наклонения – зеленого цвета (что обозначают глаголы условного наклонения?)
Читай, шью, сделал бы, объяснял, отвори, приехали, пишите, нарисовал бы, отстань, мог бы, задумаюсь, нарисуй.
Вы справились и с этим заданием, что мы добавим к портрету? (3 наклонения)
Я прошу выйти к доске __________ и добавить названный элемент.
Молодцы, ребята! Вы получаете право перейти в следующий зал.
(Слайд зала «Употребление глагола в речи»).
4.Зал «Употребление глагола в речи»
В этом зале представлены три интереснейшие картины, но увидеть эти картины вы сможете после лингвистического эксперимента.
Сейчас каждая группа обращается к рабочему листу №2, на котором записаны индивидуальные задания. После того, как группа выполнит своё задание, у нас должен получиться один исходный текст из стихотворения А.Прокофьева «Косарь». На выполнение этой работы отводится 3 минуты.
Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы его во рву,
Сбегала под откос к малине дикой.
Задание для 1 группы. К выделенным глаголам подберите антонимы (что мы называем антонимами).
Косарь сажал красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Появлялась от косы его во рву,
Забегала под откос к малине дикой.
Задание для 2 группы. К выделенным глаголам подберите синонимы (что мы называем антонимами).
Косарь срезал красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Пряталась от косы его во рву,
Спускалась под откос к малине дикой.
Задание для 3 группы. У вас самое сложное задание, по обозначенным грамматическим признакам восстановите глаголы.
Ваше время истекло, и сейчас мы с вами откроем тайну этого необычного зала (каждая группа зачитывает свой вариант, затем я прочитаю исходный текст)
Я хочу обратить ваше внимание на образность и многозначность нашего языка, посмотрите, вы справились с заданием, несмотря на то, что ваш текст не совпадает с вариантом автора, и это еще раз доказывает неисчерпаемое богатство русского языка.
Мы продолжаем работу в зале «Употребление глаголов в речи». Образ нашего героя не прост.
Алексей Югов сказал, что глагол «самая огнепышущая, самая живая часть речи», и эти слова подтверждаются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Море и утес»
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Какую картину вы представили? Расскажите. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря, почему?
И я хочу обратить ваше внимание на слово «допрянуть», как вы понимаете значение этого слова?
Малый академический словарь дает нам следующее толкование: «Допрянуть – рванувшись, достичь чего – либо, допрыгнуть.», слово устаревшее, употребляемое только в текстах художественной литературы, для создания яркого, красочного образа. Запишите лексическое значение этого слова в основном рабочем листе.
Назовите глаголы звучания, для чего их употребил автор?
Я прошу вас обратиться к заданию № 4 рабочего листа. Вам необходимо записать форму инфинитива и определить спряжение этих глаголов. А как определить спряжение? Задание выполняем, комментируя.
Смотрят -
Греет –
Пробуждается -
Зеленеет -
Щебечут -
Ходят -
Суетятся -
Дышит -
Какая морфема помогла вам образовать неопределённую форму глагола?
(окончание -ть).
Мы вносим последний штрих в облик нашего героя.
ІІІ. Систематизация знаний по теме: «глагол»
-Молодцы! Мы справились с заданием, восстановили ценный музейный экспонат.
На память о нашей сегодняшней встречи я хочу подарить вам словарики правописания глаголов, причастий и деепричастий, которые помогут вам в следующем учебном году.
ІV. Рефлексия. Уважаемые друзья, мы прошли с вами по основным залам музея русского языка, посвященным глаголу. И для завершения нашей работы, рассмотрев портрет Его Величества Глагола, я прошу вас дать полное определение этой необыкновенной, огнепышущей части речи. Кто желает попробовать свои силы в роли экскурсовода?
(ответ ученика)
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог
10.урок дал мне для жизни!
V. Комментирование оценок.
Спасибо всем, кто побывал у нас в музее. Мы с вами хорошо поработали.
Оценки за урок:
«5» Замечательными сотрудниками музея у нас сегодня были…..
«4» Стажёрами назовём…….
«3» А…..ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё
мастерство.
VІ. Домашнее задание.
- Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.
Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждем гостей.
А домашнее задание будет исключительно творческим: нарисуйте портрет Его Величества Глагола таким, каким видите его вы.