kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока говорения по русскому языку как иностранному на тему "Наше здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена рассмотрению способов формирования речевой компетенции на уроках говорения и аудирования на примере одной речевой темы. Автор приводит систему упражнений для уроков говорения и аудирования, направленных на формирование речевой компетенции. В процессе обучения иностранных студентов русскому языку важным является овладение не только языковой, но речевой компетенцией. Речевая компетенция, по определению А.А. Акишиной и О.Е. Каган, представляет собой навыки и умения строить речь по правилам. Цель статьи – показать на примере уроков говорения и аудирования, как изучая речевую тему «Наше здоровье», можно сформировать речевую компетенцию. В своей практике работу над данной темой мы начинаем на уроке говорения, целью которого является актуализация слов лексико-тематической группы «Здоровье» и лексико-семантической группы «Болеть», знакомство обучающихся с правилами и конструкциями перевода диалогической речи в монологическую, совершенствование навыков составления монологических текстов, развитие навыков устной продуктивной монологической речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока говорения по русскому языку как иностранному на тему "Наше здоровье" »

Конспект урока говорения на тему «Наше здоровье»


Цель: познакомить с правилами и конструкциями перевода диалогической речи в монологическую; научить переводить диалогическую речь в монологическую; актуализировать слова лексико-тематической группы «Здоровье» и лексико-семантической группы «Болеть»; совершенствовать навыки составления монологических текстов; развивать навыки устной продуктивной монологической речи; воспитывать культуру здорового образа жизни.

Оборудование и материалы:

1) Карточки для доски со словами по теме урока.

ХОД УРОКА

1. НАЧАЛО УРОКА

1.1. Оргмомент.

– Все мы часто или редко, но болеем. Нам приходится обращаться к врачу: вызывать врача на дом, ходить на прием в поликлинику. Сегодня на занятии мы рассмотрим такие ситуации, научимся действовать в них и рассказывать о них.

1.2. Вступительная беседа.

– Вы часто болеете?

– Чем Вы болели последний раз?

– Вы вызываете врача на дом или ходите в поликлинику?

– Как Вы лечите простуду?

– Где можно приобрести нужное лекарство?

– Дайте какой-нибудь совет из народной медицины, как лечить простуду (например, горячее молоко с мёдом – от кашля, чай с малиной – от высокой температуры).

2. Основная часть урока

2.1) Работа со словами лексического минимума.

Задание 1. Слушайте вопрос и называйте слово-ответ.

Методический комментарий. Преподаватель задает вопрос и после того, как студенты называют слово, фиксирует карточку с нужным словом на доске.

– Как называется человек, который лечит людей? (врач, доктор)

Слова для доски: врач, доктор

– Как называется место, куда идет заболевший человек? (поликлиника)

Слово для доски: поликлиника

– Где мы покупаем лекарства? (в аптеке)

Слово для доски: аптека

– С помощью чего мы измеряем температуру тела? (с помощью градусника/ термометра)

Слово для доски: градусник

– Как вы понимаете слово «больница»? (лечебное учреждение; место, где находится больной человек в течение определенного времени, получает лечение)

Слова для доски: больница, болеть – заболеть.

– Какие заболевания вы знаете? (ангина, грипп, кашель, насморк)

Слова для доски: ангина, грипп, кашель, насморк, болит (горло, голова, живот, зуб).

– Когда мы болеем и не можем пойти в поликлинику, мы вызываем врача на дом.

Слова для доски: вызывать – вызвать (врача)

– Назовите антоним слова «заболеть» (выздоравливать – выздороветь, вы́здоровею, вы́здоровеет)

Слова для доски: заболеть, выздороветь

– Что нужно принимать, чтобы выздороветь? (лекарство)

Слово для доски: лекарство

– Больного человека принято навещать, т.е. посещать в больнице или дома.

Слова для доски: навещать – навестить (кого?)

– У больного человека спрашивают: «Как вы себя чувствуете? Как ваше здоровье?»

Слова для доски: чувствовать себя (хорошо/плохо)

– Назовите антоним слова «больной»

Слова для доски: больной – здоровый; болен, больна – здоров, здорова

Задание 2. Прочитайте названия специальностей врачей. Скажите, что они лечат. Выберите правильные ответы.

Методический комментарий. Студентам необходимо установить соответствие между словами правого и левого столбиков.

хирург

глаза

окулист

кожные заболевания

оториноларинголог (ЛОР)

зубы

невропатолог

ухо, горло, нос

дерматолог

делает операции

стоматолог

нервные болезни

Задание 3. Прочитайте слова и составьте с ними предложения.

Методический комментарий. Студенты составляют предложения с данными словами. Каждый студент может добавить только одно слово к уже составленному предложению.

Поликлиника, лекарство, витамины, врач, кабинет, медицинская карта.

2.2) Объяснение нового материала.

Слово преподавателя:

Когда нам нужно передать прямую речь в виде косвенной, то мы используем следующие правила и конструкции.

Марина: «Оля, Куда ты идёшь?»

Оля: «Я иду в поликлинику».

Марина спросила Олю, куда она идёт.

Оля ответила, что она идёт в поликлинику.

Врач: «Скажите, пожалуйста, где вы работаете?»

Иван: «Я работаю в университете».

Врач спросил Ивана, где он работает.



Иван сказал, что он работает в университете.

Врач сказал Ирине: «Принимайте лекарства 3 раза в день».

Врач сказал Ирине, чтобы она принимала лекарства 3 раза в день.

Регистратор сказал Виктору: «Позвоните завтра в первой половине дня».

Регистратор сказал Виктору, чтобы он позвонил завтра в первой половине дня.



2.3) Закрепление нового материала.

Задание 4. Прочитайте диалог. Передайте прямую речь в виде косвенной. (Представьте диалог в виде монолога.)

А) Работа полусамостоятельного характера.

Методический комментарий. Сначала студенты читают диалог по ролям, а затем совместно с преподавателем работают по цепочке, изменяя по одной реплике.

Диалог 1. «Лена заболела».

Аня: Вставай, Лена, уже 7 часов.

Лена: Сейчас, ещё минутку.

Аня: Вставай, вставай… В университет опоздаешь!

Лена: Нет, не могу встать.

Аня: Что у тебя болит?

Лена: Голова кружится, и глотать больно.

Аня: Надо вызвать врача.

Лена: Нет, я не хочу врача. Лучше сегодня полежу в кровати.

Аня: А я думаю, что надо всё-таки вызвать врача. Пусть тебя посмотрит. А где у нас градусник?

Лена: Градусник? Зачем?

Аня: Как зачем? Чтобы узнать, какая у тебя температура!

Лена: Он лежит в тумбочке на верхней полке.

Аня: Нашла. Ну, что делать! Придётся поставить градусник.

Лена: Ставь, ставь…

(через некоторое время)

Аня: Давай сюда. Да, я так и думала. 38,4 (тридцать восемь и четыре).

Лена: Правда?!

Аня: Да. Иду вызывать врача. Здоровье надо беречь. Знаешь, как у нас говорят? Здоровье не купишь.

Лена: Хорошо, вызывай.

Б) Работа самостоятельного характера.

Методический комментарий. Студентам необходимо представить данный диалог в виде монолога, используя конструкции для передачи косвенной речи.

Диалог 2. «Вызов врача на дом».

Марк: Алло! Это поликлиника?

Регистратор: Да. Слушаю Вас.

Марк: Мне нужно вызвать врача на дом.

Регистратор: Что с вами?

Марк: У меня болит горло и высокая температура.

Регистратор: Сколько вам лет?

Марк: Двадцать один год.

Регистратор: Где вы живёте? Скажите ваш адрес.

Марк: Улица Липовая, дом 7, квартира 44.

Регистратор: Я всё записала. Врач будет во второй половине дня.

Марк: Хорошо. Спасибо. Буду ждать. До свидания.

2.4) Речевая практика.

Задание 5. Прочитайте диалог «На приёме у врача». Разыграйте диалог по ролям.

Методический комментарий. Студенты читают текст по ролям, совместно с преподавателем выясняют значение непонятных слов, а затем пересказывают по ролям близко к тексту.

– Здравствуйте, доктор.

– Здравствуйте. На что жалуетесь?

– У меня была ангина. Вы приезжали к нам.

– Так… Ваша фамилия?

– Меня зовут Елена Скворцова.

– Как Вы себя чувствуете? Давайте я посмотрю ваше горло. Да… почти всё хорошо. Ещё немного и всё будет в порядке.

– Да, доктор, спасибо.

– Раздевайтесь до пояса. Я Вас послушаю. Дышите… дышите. А теперь не дышите. Хорошо. Всё хорошо.

– Мои лёгкие в порядке?

– Да. Теперь измерим давление. Садитесь. Давление у Вас нормальное. Хорошо бы сделать анализ крови и пройти флюорографию.

– А это обязательно?

– Да, это обязательно для всех один раз в год.

– Ну, хорошо.

– И ещё медсестра выпишет Вам направление на анализ. Флюорография в восемнадцатом кабинете с восьми утра до пяти вечера ежедневно, кроме субботы и воскресенья. До свидания.

Задание 6. Расскажите вашему другу (вашей подруге), как вы ходили на прием к врачу.

Задание 7. Вы прочитали в газете объявление:


ОБЪЯВЛЕНИЕ

Медицинский центр «Доктор» пригашает на лечение:

- высокая квалификация специалистов;

- индивидуальный подход к каждому пациенту;

- нетрадиционные методы лечения;

- народная медицина;

- массаж, гимнастика, водные процедуры.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону: (812) 3441562












Это объявление Вас заинтересовало. Позвоните по указанному телефону и расспросите обо всем как можно более подробно, чтобы решить, стоит ли Вам обращаться в этот медицинский центр. А затем порекомендуйте этот центр вашей подруге (вашему другу).

Задание 8. Просмотрите отрывок из м/ф «Трое из Простоквашино», сцена «Дядя Федор болен». (Начало: 14 мин 27 сек, конец: 16 минут). Составьте рассказ по видеосюжету.

Вопросы:

1) Почему Дядя Федор заболел?

2) Какая у него была температура?

3) Кто и чем лечил мальчика?

3. Завершающая часть урока

– Итак, сегодня на уроке мы вспомнили лексику, которая необходима нам при обращении в поликлинику, к врачу, научились представлять диалогическую речь в виде монологической с помощью специальных конструкций. Также мы составляли диалоги и монологи, необходимые в различных ситуациях.

Далее следует оценивание работы студентов на занятии, а также сообщение и объяснение домашнего задания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока говорения по русскому языку как иностранному на тему "Наше здоровье"

Автор: Юдина Татьяна Анатольевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока аудирования по русскому языку как иностранному на тему "Наше здоровье" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-audirovaniia-po-russkomu-iazyku-kak-inostrannomu-na-tiemu-nashie-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "179683"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425051156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства