Межпредметные связи: Литературное чтение. Окружающий мир.
Учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Русский язык» 2 ч. 3 класс, С.И.Ожегов «Словарь русского языка», электронная презентация урока, разноуровневые карточки с заданиями, оценочный лист группы, лист достижений.
Этапы урока | Задача – результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые на каждом этапе |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Формиро-вать положи-тельную учебную мотивацию | Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Психологический настрой. | Подготовка класса к работе. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей. Психологический настрой на учебную деятельность. | Л: самоопределение; р.: целеполагание; к.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. | Активиз-ировать ранее изученную информа-цию и лексику | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки предлагает первое задание: игру «Хлопни в ладоши».(Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши. Если я называю слова, обозначающие другие части речи, то сидите тихо). Галерея, северный, сказка, рисует, аромат, праздник, украшает, медленно, летать, снег, командующий, заяц, дорогой, пассажир, вьюга. Молодцы! Какие слова мы называем именами существительными? Запишите слова (слайд№2), обозначьте и объясните орфограммы. На какие вопросы отвечают записанные слова? Над какой темой мы начали вчера работать на уроках русского языка? Как вы думаете, какая цель сегодня на уроке? | Выполняют задание для самостоятельного анализа, Находят живые существа и предметы, анализируют, какие существительные отвечают на вопрос кто?, какие – на вопрос что? Ответы учащихся. (Мы изучаем имя существительное – как часть речи). Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.) | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи. Цели: Зафиксировать причину затруднения. Организовать подво-дящий или побужда-ющий диалог по проблемному объясне-нию нового знания. | Опреде лять грамматические признаки имени существительного по вопросу и лекси-ческому значению слов. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Организует работу по группам, раздает и комментирует оценочный лист групп, поясняет задание. Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания Проблемная ситуация. Попробуйте разделить данные слова на две группы, запишите их в тетрадь (человек, ненастье, гроза, трамвай, робот, ласточка, олень, учитель) слайд №2. - По какому принципу вы их разделили? Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? Что? Как различать их? | Знакомятся с темой урока (Одушевленные и неодушевленные имена существительные), обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Рассказывают об имени существительном. Делятся на временные группы. Распределяют роли. | Р: целеполагание; к: постановка вопросов; п: общеучебные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. |
4.Построение проекта выхода из затруднений. Цель: 1.Организовать уточнение и согласование темы урока. 2.Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. 3.Соотнесение нового знания с правилом в учебнике | Органи-зовать исследовательскую работу в группах | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Уточняет тематические рамки. Посмотрите на запись (слайд№.2) все ли слова обозначают предметы? Кто может доказать? Проведем «Лингвистический эксперимент». Совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажите. (Наши исторические предки считали и дерево и камень живым и т.д.) В толковом словаре русского языка найдите определение данных понятий. (Выносит опорные слова на классную доску) - Какие слова вызвали сомнения? (робот) - Возникла проблема, кто может сформулировать тему нашего исследования (урока)? Организует работу на в группах, каждой группе сой набор слов, поясняет задание . Обсудите этот вопрос в группах Сформулируйте основной вопрос урока.(слайд№3). Помогите Афанасию с записью слова ёлочка, он не знает , куда его записать. Ель - это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика. Летом и зимой стоит елочка зеленая. Значит, это живой предмет? Проведём мини - исследование. Сделаем небольшое открытие. А теперь подумайте, в какой столбик запишем существительное елочка? Обсудите этот вопрос. Вешает на доску плакат с формулой Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии). - Запишите существительное елочка в соответствующий столбик. - Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные - Как называются существительные, отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные - Кто сформулирует тему нашего урока? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (табличка на доске) - Какие новые знания мы уже открыли на уроке? Обсудите этот вопрос в парах. | Работа в группах. Групповая дискуссия. Делают вывод. Старшие группы отвечают. Ответы детей: а) На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное ёлочка 1 столбик. б) Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет (растительный мир), запишем во второй столбик. Неживой предмет. Проводят исследование со словами и результаты оформляют в тетрадке. Оценивают свои достижения при выполнении заданий. | Р: планирование, прогнозирование; п: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цели рассуждений. |
5.Первичное закрепление. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Учить работать в учебном диалоге в группе, совершенствовать умение опреде-лять грамматическую отнесен-ность к неодушев. и одушевл. именам существ. | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. - А откройте учебник на странице 14, прочитайте определение, данное в нем. - Ребята! Какие вы молодцы! Вы дали более полное определение, чем то, что записано в учебнике.(слайд№6) Найдите «лишнее» слово (письменно). Какое слово лишнее? (по какому признаку? (слайд№4,проверка слайд №5) - Пользуясь правилом, выполним упражнение 219 на странице 13. Читаем задание. В паре можно обсудить. (по столбикам) Поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик. Поэзия, машина, математика, учебник, учение, учеба. - Проверим. У кого так же? (поднятая рука) - Какое слово не выписали? Почему? Что учились сейчас делать? Сформулируйте вывод. Физкультминутка: Если услышите существительное одушевлённое встаёте, поднимаете руки вверх, неодушевлённое садитесь на корточки. Но я приготовила ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами. В реальной жизни и в русском языке понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах часто не совпадает. Вот такой интересной особенностью в русском языке обладают некоторые слова. Гусеница, мышь. слайд №7 От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении) . Может ли и. сущ. одушевленное стать неодушевленным или наоборот? Какой вывод можем сделать? слайд№8 - Как называются такие слова? Оцените свою работу в группах. | Работают с заданием для групп. Сравнивают результаты исследований. Делают вывод Физ. минутка. Коллективная проверка. Образуют и записывают однокоренные слова, делают пояснения, доказывают. Работа со словами омонимами.(Определять можно по вопросам и по лексическому значению) Делают вывод (одушевленность и неодушевленность это постоянный признак каждого и. сущ.) В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости от смысла, в котором употребляются. Оценивают свои достижения при выполнении заданий. | Р: выполнять учебные задания в соответствии с целью, планирование, прогнозирование; п: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов нахождения решения задач, рефлексия способов и условий действия; определить омонимы; к: оформлять речевые высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий, установить степень усвоения темы - определять и обозначать имена существительные одушевленные и неодушевленные в тексте. | Научить организо-вывать деятель-ность по примене-нию новых знаний, различать сущ. одушевл. и неодуш., обосновывать своё мнение, выпол-нять взаимо-оценку учебного задания. | Организует деятельность по применению новых знаний. Работать будет в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше». Игра «Придумай слово». Найдите «лишнее» слово. (слайд№9,10) Какое слово лишнее? По какому признаку? 1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода 2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка. 3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок. 4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба. 5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка. Образуйте однокоренные одушевлённые имена существительные. Запишите слова в тетрадь. Оцените свою работу в группах. Оцените свою работу. Взаимопроверка. Проводит индивидуальный контроль. Определите и выпиши из текста имена существительные(по вариантам) укажите постоянные признаки одушевленные и неодушевленные имена существительные. (род ) Проверка. Что поучительного вы заметили в этом тексте для вас? (слайд№11)
| 1. Оценивают свои достижения при выполнении задания. Пары зачитывает слова с вопросами, другие проверяют Из текста выписывают и. сущ., Находят одушевленные и неодушевленные существительные. Составляют предложения с обращениями, выраженными как одушевленными, так и неодушевленными существительными. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже раннее было усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; л: самоопределение; К. оформлять речевые высказывания, используя термины ,представляя свою позицию. П: распределять и сущ. по группам, рассказывать о признаках и. сущ. |
7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | Учить анализир-вать и оценивать свою работ, работу товари-щей. | Организует работу по обсуждению материала Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Нашли ли ответ на поставленные вопросы? Что нового узнали? Конкретизирует домашнее задание (слайд №12 ) по выбору. Напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Составьте предложение с каждым словом так, чтобы в первом оно было одушевленным существительным, во втором – неодушевленным. Конь, ежик, муравей, жучок, стрекоза, мышка, зебра.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Заполняют лист достижений. Записывают домашнее задание | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; л: смыслообразование. |
Данный урок проводился в 2013-2014 учебном году в 3а классе МАОУ СОШ №30, по плану. Количество обучающихся в классе 28 человек. Дети с удовольствием работали на уроке, все усвоили учебный материал, это видно было из листов достижений обучающихся. Активность на уроке была, как всегда, высокая, т.к. ребята любят работать в группах, обсуждать и решать проблемные вопросы. Цель урока была выполнена, планируемые результаты достигнуты. Ученики использовали приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. К данному урока обязательна презентация.