kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия по русскому языку "Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная норма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 I.      Организационный момент. Психологическая настройка

    Здравствуйте, ребята! Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня.   Пожелаем друг другу успехов, доброго настроения на уроке.

 

II.      Постановка проблемы

         -        Сегодняшний урок начнём с прослушивания стихотворения С.Острового «Первородство»

Беседа по восприятию стихотворения.

-   О чём это стихотворение? Тема?  Основная мысль?  

-  Как связано содержание стихотворения с темой урока?

-  Разберём по составу. Наши задачи на уроке?  

III. Разминка « Дерево знаний»

-        Найдите своё место на «Дереве урока», определите на каком уровне ваши знания в начале урока по теме урока.

 На доске:  Добро - добрый

Какое слово первородное (производящее)?

 IV.   Актуализация знаний.

-        Вспомним порядок словообразовательного разбора?

-        А чем отличается морфемный разбор?

Итак, проведём исследование:  Какая же родня у слова добро? Какую семью оно создало?

V.      Организация практической деятельности.

1. Индивидуальное задание у доски (2 ученика),работа с карточками (4 человека)

2. Работа с текстом «Желаю добра»

-Основная мысль текста?

     -Письменный разбор морфемный и словообразовательный слов(работа в парах).

-В каких стилях употребляются названные в тексте слова?

-Такие хорошие слова идеально универсальны: употребляются везде.

3. Индивидуальное задание(у доски)

Составить словообразовательную цепочку слова доброжелательность,разобрать по составу.

 

 Работа в парах

1 Добродуш[йэ] - добрый, душа (сложение с  суффиксацией)

 Подобреть- добреть- добрый - добро;

2) Добряк - добрый, добряк, задобрить - добро, задобрить.

добряй- добрый- добро.

3)Доброта - добрый - добро, доброта

Раздобриться -добро (прист.- суфф.- постф.)

 

- Значение этих слов? Зачем нужен словообразовательный разбор?

 -А цепочка?

 -Зачем морфемный разбор?

 -  Язык - это система, изучать одни языковые явления изолированно

друг от друга невозможно.

4. Разминка «Минутку на шутку»

        Улыбнёмся по-доброму. Юмор - это тоже добро.  

        Приём «Ложная этимологизация»Работа с рисунками.

Правильно ли объяснено лексическое значение слов: баранка,волнушка,жаргон, варвар? Записываем родственные слова.

 

  Миниатюра «Родственники»         

- Вы кто такие?  

- Я - Гусь, это - Гусыня, это наши дети - Гусята.

- А ты кто?    

- Я ваша тётя - Гусеница.

- Родственники ли это?

- Почему получилось смешно, ложное объяснение? 

  

- Итак, с каким разделом языка тесно связано словообразование:

 

5. Работа с учебником.

Упр. 133 (упр. подготовлено дома, ученик объясняет)

-        Связь ещё с одним разделом. Каким? (Стилистикой)

Упр. 138

     Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Каждая продуктивная морфема обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску.

 

Лингвофизкультминутка.

На стенах кабинета (слева, в середине, справа) развешаны на уровне глаз 5 листов с напечатанными словами:

Г..ристая местность, сг..рать от любви, душа разгорелась, не надо г..ревать, горюшко моё.

Не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, а лучше только глаза, найти слова с чередующимися гласными в корне слова. Записать в тетрадь, разобрать и объяснить написание данных корней.

-        У слов один корень, но значение разное.

Это корни - омонимы. Омонимами могут быть разные морфемы, так же, как и синонимами, и антонимами.

-        Подтверждая мысль о том, что язык - это система, обратим внимание на то, с каким разделом языка ещё связано словообразование?

С орфографией. (Добряк - добрячок)

6. Индивидуальное задание (у доски).    

Из книги притчей Соломона

По-доброму, по-доброму-добро;

недоброе - недобрый-добрый; недоброе; добросердечный<-добрый, сердце (сложение и суффиксация).

7.Работа с учебником"Я работаю корректором" , упр. 135

-        Итак, надо ли изучать словообразование?

-        Оно даёт нам возможность стать грамотнее, внимательнее, добрее.

-        В какой морфеме содержится лексическое значение?

-        В корне.

Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема (первородное слово) может дать жизнь огромному числу слов, целому гнезду, семье.

 

8.      Составление словообразовательного гнезда

Вот какую прекрасную семью создало слово добро.   

- А какие же соседи у этой семьи?

10. Словарный диктант    

Гуманный, человечность, милосердие, приветливый, чуткость, достоинство, любовь, воспитанность, щедрость, самоотверженность (альтруизм), человеколюби[йэ], сострадани[йэ], забота, внимание,

         сочувствие, отзывчивость, бескорыстный, благополучи[йэ], жалость.

- Какая тема объединяет эти слова? (нравственность).     

 -       Желаю вам всем быть высоконравственными людьми.

 

 VI. Рефлексия.

-        Подойдите к дереву знаний. Изменилось ли ваше место? Определите его  в конце урока, охарактеризуйте своё состояние во время работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 134, подготовьтесь к тексту по теме.

VIII. Оценка знаний.

—  Оцените себя сами на сегодняшнем уроке. А я вам поставлю нравственную оценку. Она зашифрована.

—  Возьмите корень у слова Молодёжь, суффикс - у слова словцо, ещё один суффикс - у слова сестрица, окончание - у добры.

Обращение к эпиграфу.

 Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет!

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день!» и «добрый вечер!

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час!»

- Я желаю всем нам добра.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по русскому языку "Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная норма" »

Тема урока: Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная норма.

Задачи:

  • обобщить основные сведения по словообразованию;

  • остановиться на наиболее сложных вопросах словообразования;

  • отметить связь словообразования с другими разделами языка.


Ход урока

Добро...Оно от века-Украшенье человека!



I. Организационный момент. Психологическая настройка

Здравствуйте, ребята! Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Надеюсь, что этот урок позволит вам стать чуть грамотнее, а знания ведь всегда открывают замечательный мир. Пожелаем друг другу успехов, доброго настроения на уроке.


II. Постановка проблемы

Мотивация учебной деятельности

- Сегодняшний урок начнём с прослушивания стихотворения С.Острового «Первородство»

Беседа по восприятию стихотворения.

- О чём это стихотворение? Тема? (О словах, их сути, о составе. У слова есть корни - начало, есть родня.)

- Основная мысль? (Проникнуть в суть слова, найти первородное)

- Как связано содержание стихотворения с темой урока?

- Тема урока? Что такое первородство? Разберём по составу. Первородный - самый первый в роде.

- Наши задачи на уроке?

III. Разминка « Дерево знаний»

- Найдите своё место на «Дереве урока», определите на каком уровне ваши знания в начале урока по теме урока.

Прикрепляют у доски символы (человечков)

- Итак, если проникнем в суть слова, оно подарит добро.

На доске: Добро - добрый

Какое слово первородное (производящее)?

Добро  добрый (суффикс)

IV. Актуализация знаний.

- Вспомним порядок словообразовательного разбора?

  1. Поставить слово в начальную форму, определить часть речи.

  2. Узнать его лексическое значение (через ближайшее однокоренное по форме и значению)

  3. Определить словообразовательное средство.

  4. назвать способ словообразования.

- А чем отличается морфемный разбор?

1. Определить часть речи, установить, имеет ли слово формы словоизменения.

2.Выделить окончание и основу.

3. Выделить морфемы в составе членимой основы и определить их значение.

Добрый - это тот, кто делает добро другим.

  • Производящая часть - основа (добр-)

  • Словообразовательна я морфема

Итак, проведём исследование: Какая же родня у слова добро? Какую семью оно создало?

V. Организация практической деятельности.

1. Индивидуальное задание у доски (2 ученика)

Работа с карточками (4 человека)

2. Работа с текстом «Желаю добра»

-Основная мысль текста?

-Письменный разбор морфемный и словообразовательный слов(работа в парах).

-В каких стилях употребляются названные в тексте слова?

-Такие хорошие слова идеально универсальны: употребляются везде.

3. Индивидуальное задание(у доски)

Составить словообразовательную цепочку слова доброжелательность;

Разобрать по составу.

Доброжелательность - доброжелательный- доброжелатель- добро,

желать.

Работа в парах

1 Добродуш[йэ]; добродуш[йэ] - добрый, душа (сложение с суффиксацией)

Подобреть - добреть, подобреть..

Подобреть- добреть- добрый - добро;

2) Добряк - добрый, добряк, задобрить - добро, задобрить.

добряй- добрый- добро.

3)Доброта - добрый - добро, доброта

Раздобриться -добро (прист.- суфф.- постф.)

- Значение этих слов?

-Зачем нужен словообразовательный разбор?

-Узнать, с помощью какой морфемы образуются слова.

-А цепочка?

-Правильно выделить морфему.

-Зачем морфемный разбор?

-Правильное написание, культура речи.

- Язык - это система, изучать одни языковые явления изолированно

друг от друга невозможно.

Словообразование тесно связано с другими разделами языка.

4. Разминка «Минутку на шутку»

Улыбнёмся по-доброму. Юмор - это тоже добро. Как частоте жизни

помогает.

Приём «Ложная этимологизация»

Работа с рисунками.

Правильно ли объяснено лексическое значение слов?

а) Баранка - это жена барана, овца.

Баранка - 1) Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого

теста.

2)Рулевое колесо автомобиля.

б) Волнушка - мать абитуриента.

Волнушка - гриб пластинчатый со светлой шляпкой.

в) Жаргон - аспирин.

Жаргон - речь какой-либо специальной или объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.

г) Варвар - повар на две ставки.

Варвар -1) У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземцев.

2) Невежественный, грубый человек.

д) Миниатюра «Родственники»

- Вы кто такие?

  • Я - Гусь, это - Гусыня, это наши дети - Гусята.

  • А ты кто?

  • Я ваша тётя - Гусеница.

  • Родственники ли это?

Гусеница - 1) Личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног.

2) У тракторов, танков: охватывающее колёса замкнутое полотно, состоящее из отдельных шарнирно закреплённых звеньев.

Гусь - родственная утке крупная дикая и домашняя водоплавающая птица с длинной шеей.

- Почему получилось смешно, ложное объяснение?(не учтено лексическое значение правильно, неправильно определено производящее слово).

(Варвар - от варить; волнушка - от волноваться; жаргон - от жар гонять; баранка - от баран).

- Назовите родственные слова.

Записываем:

Баранка - бараночный (изделие).

Варварский, варварство, варваризм (устар.) - слово из чужого языка, нарушающее чистоту

русского языка.

Жаргонный, жаргонизм.

Волнушка, волнушечка (у слова нет семьи, сделаем добро: назовём

ласково).

— Итак, с каким разделом языка тесно связано словообразование:

(С лексикой. Лексическое значение, однозначные, многозначные слова.)

5. Работа с учебником.

Упр. 133 (упр. подготовлено дома, ученик объясняет)

- Связь ещё с одним разделом. Каким? (Стилистикой)

Упр. 138

  1. Разговорный стиль.

  2. Научный.

  3. Официально-деловой.

  4. Художественный и разговорный.

ЖЭС - жилищно-эксплуатационная служба.

ЦКБ - центральное конструкторское бюро.

КЗОТ - кодекс законов о труде.

Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Каждая продуктивная морфема обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску.


Лингвофизкультминутка.

На стенах кабинета (слева, в середине, справа) развешаны на уровне глаз 5 листов с напечатанными словами:


Г..ристая местность, сг..рать от любви, душа разгорелась, не надо г..ревать, горюшко моё.

Не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, а лучше только глаза, найти слова с чередующимися гласными в корне слова. Записать в тетрадь, разобрать и объяснить написание данных корней.

- У слов один корень, но значение разное.

Это корни - омонимы. Омонимами могут быть разные морфемы, так же, как и синонимами, и антонимами.

- Подтверждая мысль о том, что язык - это система, обратим внимание на то, с каким разделом языка ещё связано словообразование?

С орфографией. (Добряк - добрячок)

6. Индивидуальное задание (у доски).

Из книги притчей Соломона

По-доброму, по-доброму-добро;

недоброе - недобрый-добрый; недоброе; добросердечный

7. Упр. 124 (из домашнего задания)

-Как помогло словообразование правильно написать слова?

-А что такое словообразовательная норма? Что она даёт?

8. Работа с учебником"Я работаю корректором" , упр. 135

- Итак, надо ли изучать словообразование?

- Оно даёт нам возможность стать грамотнее, внимательнее, добрее.

- В какой морфеме содержится лексическое значение?

- В корне.

Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема (первородное слово) может дать жизнь огромному числу слов, целому гнезду, семье.


- Давайте же теперь посмотрим, какую семью создало слово "Добро".

9. Составление словообразовательного гнезда

Вот какую прекрасную семью создало слово добро.


- А какие же соседи у этой семьи?

10. Словарный диктант

Гуманный, человечность, милосердие, приветливый, чуткость, достоинство, любовь, воспитанность, щедрость, самоотверженность (альтруизм), человеколюби[йэ], сострадани[йэ], забота, внимание,

сочувствие, отзывчивость, бескорыстный, благополучи[йэ], жалость.

- Какая тема объединяет эти слова? (нравственность).

Нравственность-внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

- Желаю вам всем быть высоконравственными людьми.

- Способ образования слова высоконравственный? (слияние).

- Есть ли соединительные морфемы?

- Разберём по составу.

VI. Рефлексия.

- Подойдите к дереву знаний. Изменилось ли ваше место? Определите его в конце урока, охарактеризуйте своё состояние во время работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 134, подготовьтесь к тексту по теме.

VIII. Оценка знаний.

  • Оцените себя сами на сегодняшнем уроке. А я вам поставлю нравственную оценку. Она зашифрована.

  • Возьмите корень у слова Молодёжь, суффикс - у слова словцо, ещё один суффикс - у слова сестрица, окончание - у добры.

Молодцы.

Обращение к эпиграфу.

Ученик:

Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет!

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день!» и «добрый вечер!

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час!»

- Я желаю всем нам добра.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколовская Светлана Николаевна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108663


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства