I. Организационный момент. Психологическая настройка
Здравствуйте, ребята! Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Пожелаем друг другу успехов, доброго настроения на уроке.
II. Постановка проблемы
- Сегодняшний урок начнём с прослушивания стихотворения С.Острового «Первородство»
Беседа по восприятию стихотворения.
- О чём это стихотворение? Тема? Основная мысль?
- Как связано содержание стихотворения с темой урока?
- Разберём по составу. Наши задачи на уроке?
III. Разминка « Дерево знаний»
- Найдите своё место на «Дереве урока», определите на каком уровне ваши знания в начале урока по теме урока.
На доске: Добро - добрый
Какое слово первородное (производящее)?
IV. Актуализация знаний.
- Вспомним порядок словообразовательного разбора?
- А чем отличается морфемный разбор?
Итак, проведём исследование: Какая же родня у слова добро? Какую семью оно создало?
V. Организация практической деятельности.
1. Индивидуальное задание у доски (2 ученика),работа с карточками (4 человека)
2. Работа с текстом «Желаю добра»
-Основная мысль текста?
-Письменный разбор морфемный и словообразовательный слов(работа в парах).
-В каких стилях употребляются названные в тексте слова?
-Такие хорошие слова идеально универсальны: употребляются везде.
3. Индивидуальное задание(у доски)
Составить словообразовательную цепочку слова доброжелательность,разобрать по составу.
Работа в парах
1 Добродуш[йэ] - добрый, душа (сложение с суффиксацией)
Подобреть- добреть- добрый - добро;
2) Добряк - добрый, добряк, задобрить - добро, задобрить.
добряй- добрый- добро.
3)Доброта - добрый - добро, доброта
Раздобриться -добро (прист.- суфф.- постф.)
- Значение этих слов? Зачем нужен словообразовательный разбор?
-А цепочка?
-Зачем морфемный разбор?
- Язык - это система, изучать одни языковые явления изолированно
друг от друга невозможно.
4. Разминка «Минутку на шутку»
Улыбнёмся по-доброму. Юмор - это тоже добро.
Приём «Ложная этимологизация»Работа с рисунками.
Правильно ли объяснено лексическое значение слов: баранка,волнушка,жаргон, варвар? Записываем родственные слова.
Миниатюра «Родственники»
- Вы кто такие?
- Я - Гусь, это - Гусыня, это наши дети - Гусята.
- А ты кто?
- Я ваша тётя - Гусеница.
- Родственники ли это?
- Почему получилось смешно, ложное объяснение?
- Итак, с каким разделом языка тесно связано словообразование:
5. Работа с учебником.
Упр. 133 (упр. подготовлено дома, ученик объясняет)
- Связь ещё с одним разделом. Каким? (Стилистикой)
Упр. 138
Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Каждая продуктивная морфема обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску.
Лингвофизкультминутка.
На стенах кабинета (слева, в середине, справа) развешаны на уровне глаз 5 листов с напечатанными словами:
Г..ристая местность, сг..рать от любви, душа разгорелась, не надо г..ревать, горюшко моё.
Не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, а лучше только глаза, найти слова с чередующимися гласными в корне слова. Записать в тетрадь, разобрать и объяснить написание данных корней.
- У слов один корень, но значение разное.
Это корни - омонимы. Омонимами могут быть разные морфемы, так же, как и синонимами, и антонимами.
- Подтверждая мысль о том, что язык - это система, обратим внимание на то, с каким разделом языка ещё связано словообразование?
С орфографией. (Добряк - добрячок)
6. Индивидуальное задание (у доски).
Из книги притчей Соломона
По-доброму, по-доброму-добро;
недоброе - недобрый-добрый; недоброе; добросердечный<-добрый, сердце (сложение и суффиксация).
7.Работа с учебником"Я работаю корректором" , упр. 135
- Итак, надо ли изучать словообразование?
- Оно даёт нам возможность стать грамотнее, внимательнее, добрее.
- В какой морфеме содержится лексическое значение?
- В корне.
Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема (первородное слово) может дать жизнь огромному числу слов, целому гнезду, семье.
8. Составление словообразовательного гнезда
Вот какую прекрасную семью создало слово добро.
- А какие же соседи у этой семьи?
10. Словарный диктант
Гуманный, человечность, милосердие, приветливый, чуткость, достоинство, любовь, воспитанность, щедрость, самоотверженность (альтруизм), человеколюби[йэ], сострадани[йэ], забота, внимание,
сочувствие, отзывчивость, бескорыстный, благополучи[йэ], жалость.
- Какая тема объединяет эти слова? (нравственность).
- Желаю вам всем быть высоконравственными людьми.
VI. Рефлексия.
- Подойдите к дереву знаний. Изменилось ли ваше место? Определите его в конце урока, охарактеризуйте своё состояние во время работы.
VII. Домашнее задание.
Упр. 134, подготовьтесь к тексту по теме.
VIII. Оценка знаний.
— Оцените себя сами на сегодняшнем уроке. А я вам поставлю нравственную оценку. Она зашифрована.
— Возьмите корень у слова Молодёжь, суффикс - у слова словцо, ещё один суффикс - у слова сестрица, окончание - у добры.
Обращение к эпиграфу.
Доброта нужна всем людям.
Пусть побольше добрых будет!
Говорят не зря при встрече:
«Добрый день!» и «добрый вечер!
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час!»
- Я желаю всем нам добра.