kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия по русскому языку "Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная норма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 I.      Организационный момент. Психологическая настройка

    Здравствуйте, ребята! Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня.   Пожелаем друг другу успехов, доброго настроения на уроке.

 

II.      Постановка проблемы

         -        Сегодняшний урок начнём с прослушивания стихотворения С.Острового «Первородство»

Беседа по восприятию стихотворения.

-   О чём это стихотворение? Тема?  Основная мысль?  

-  Как связано содержание стихотворения с темой урока?

-  Разберём по составу. Наши задачи на уроке?  

III. Разминка « Дерево знаний»

-        Найдите своё место на «Дереве урока», определите на каком уровне ваши знания в начале урока по теме урока.

 На доске:  Добро - добрый

Какое слово первородное (производящее)?

 IV.   Актуализация знаний.

-        Вспомним порядок словообразовательного разбора?

-        А чем отличается морфемный разбор?

Итак, проведём исследование:  Какая же родня у слова добро? Какую семью оно создало?

V.      Организация практической деятельности.

1. Индивидуальное задание у доски (2 ученика),работа с карточками (4 человека)

2. Работа с текстом «Желаю добра»

-Основная мысль текста?

     -Письменный разбор морфемный и словообразовательный слов(работа в парах).

-В каких стилях употребляются названные в тексте слова?

-Такие хорошие слова идеально универсальны: употребляются везде.

3. Индивидуальное задание(у доски)

Составить словообразовательную цепочку слова доброжелательность,разобрать по составу.

 

 Работа в парах

1 Добродуш[йэ] - добрый, душа (сложение с  суффиксацией)

 Подобреть- добреть- добрый - добро;

2) Добряк - добрый, добряк, задобрить - добро, задобрить.

добряй- добрый- добро.

3)Доброта - добрый - добро, доброта

Раздобриться -добро (прист.- суфф.- постф.)

 

- Значение этих слов? Зачем нужен словообразовательный разбор?

 -А цепочка?

 -Зачем морфемный разбор?

 -  Язык - это система, изучать одни языковые явления изолированно

друг от друга невозможно.

4. Разминка «Минутку на шутку»

        Улыбнёмся по-доброму. Юмор - это тоже добро.  

        Приём «Ложная этимологизация»Работа с рисунками.

Правильно ли объяснено лексическое значение слов: баранка,волнушка,жаргон, варвар? Записываем родственные слова.

 

  Миниатюра «Родственники»         

- Вы кто такие?  

- Я - Гусь, это - Гусыня, это наши дети - Гусята.

- А ты кто?    

- Я ваша тётя - Гусеница.

- Родственники ли это?

- Почему получилось смешно, ложное объяснение? 

  

- Итак, с каким разделом языка тесно связано словообразование:

 

5. Работа с учебником.

Упр. 133 (упр. подготовлено дома, ученик объясняет)

-        Связь ещё с одним разделом. Каким? (Стилистикой)

Упр. 138

     Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Каждая продуктивная морфема обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску.

 

Лингвофизкультминутка.

На стенах кабинета (слева, в середине, справа) развешаны на уровне глаз 5 листов с напечатанными словами:

Г..ристая местность, сг..рать от любви, душа разгорелась, не надо г..ревать, горюшко моё.

Не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, а лучше только глаза, найти слова с чередующимися гласными в корне слова. Записать в тетрадь, разобрать и объяснить написание данных корней.

-        У слов один корень, но значение разное.

Это корни - омонимы. Омонимами могут быть разные морфемы, так же, как и синонимами, и антонимами.

-        Подтверждая мысль о том, что язык - это система, обратим внимание на то, с каким разделом языка ещё связано словообразование?

С орфографией. (Добряк - добрячок)

6. Индивидуальное задание (у доски).    

Из книги притчей Соломона

По-доброму, по-доброму-добро;

недоброе - недобрый-добрый; недоброе; добросердечный<-добрый, сердце (сложение и суффиксация).

7.Работа с учебником"Я работаю корректором" , упр. 135

-        Итак, надо ли изучать словообразование?

-        Оно даёт нам возможность стать грамотнее, внимательнее, добрее.

-        В какой морфеме содержится лексическое значение?

-        В корне.

Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема (первородное слово) может дать жизнь огромному числу слов, целому гнезду, семье.

 

8.      Составление словообразовательного гнезда

Вот какую прекрасную семью создало слово добро.   

- А какие же соседи у этой семьи?

10. Словарный диктант    

Гуманный, человечность, милосердие, приветливый, чуткость, достоинство, любовь, воспитанность, щедрость, самоотверженность (альтруизм), человеколюби[йэ], сострадани[йэ], забота, внимание,

         сочувствие, отзывчивость, бескорыстный, благополучи[йэ], жалость.

- Какая тема объединяет эти слова? (нравственность).     

 -       Желаю вам всем быть высоконравственными людьми.

 

 VI. Рефлексия.

-        Подойдите к дереву знаний. Изменилось ли ваше место? Определите его  в конце урока, охарактеризуйте своё состояние во время работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 134, подготовьтесь к тексту по теме.

VIII. Оценка знаний.

—  Оцените себя сами на сегодняшнем уроке. А я вам поставлю нравственную оценку. Она зашифрована.

—  Возьмите корень у слова Молодёжь, суффикс - у слова словцо, ещё один суффикс - у слова сестрица, окончание - у добры.

Обращение к эпиграфу.

 Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет!

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день!» и «добрый вечер!

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час!»

- Я желаю всем нам добра.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по русскому языку "Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная норма" »

Тема урока: Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная норма.

Задачи:

  • обобщить основные сведения по словообразованию;

  • остановиться на наиболее сложных вопросах словообразования;

  • отметить связь словообразования с другими разделами языка.


Ход урока

Добро...Оно от века-Украшенье человека!



I. Организационный момент. Психологическая настройка

Здравствуйте, ребята! Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Надеюсь, что этот урок позволит вам стать чуть грамотнее, а знания ведь всегда открывают замечательный мир. Пожелаем друг другу успехов, доброго настроения на уроке.


II. Постановка проблемы

Мотивация учебной деятельности

- Сегодняшний урок начнём с прослушивания стихотворения С.Острового «Первородство»

Беседа по восприятию стихотворения.

- О чём это стихотворение? Тема? (О словах, их сути, о составе. У слова есть корни - начало, есть родня.)

- Основная мысль? (Проникнуть в суть слова, найти первородное)

- Как связано содержание стихотворения с темой урока?

- Тема урока? Что такое первородство? Разберём по составу. Первородный - самый первый в роде.

- Наши задачи на уроке?

III. Разминка « Дерево знаний»

- Найдите своё место на «Дереве урока», определите на каком уровне ваши знания в начале урока по теме урока.

Прикрепляют у доски символы (человечков)

- Итак, если проникнем в суть слова, оно подарит добро.

На доске: Добро - добрый

Какое слово первородное (производящее)?

Добро  добрый (суффикс)

IV. Актуализация знаний.

- Вспомним порядок словообразовательного разбора?

  1. Поставить слово в начальную форму, определить часть речи.

  2. Узнать его лексическое значение (через ближайшее однокоренное по форме и значению)

  3. Определить словообразовательное средство.

  4. назвать способ словообразования.

- А чем отличается морфемный разбор?

1. Определить часть речи, установить, имеет ли слово формы словоизменения.

2.Выделить окончание и основу.

3. Выделить морфемы в составе членимой основы и определить их значение.

Добрый - это тот, кто делает добро другим.

  • Производящая часть - основа (добр-)

  • Словообразовательна я морфема

Итак, проведём исследование: Какая же родня у слова добро? Какую семью оно создало?

V. Организация практической деятельности.

1. Индивидуальное задание у доски (2 ученика)

Работа с карточками (4 человека)

2. Работа с текстом «Желаю добра»

-Основная мысль текста?

-Письменный разбор морфемный и словообразовательный слов(работа в парах).

-В каких стилях употребляются названные в тексте слова?

-Такие хорошие слова идеально универсальны: употребляются везде.

3. Индивидуальное задание(у доски)

Составить словообразовательную цепочку слова доброжелательность;

Разобрать по составу.

Доброжелательность - доброжелательный- доброжелатель- добро,

желать.

Работа в парах

1 Добродуш[йэ]; добродуш[йэ] - добрый, душа (сложение с суффиксацией)

Подобреть - добреть, подобреть..

Подобреть- добреть- добрый - добро;

2) Добряк - добрый, добряк, задобрить - добро, задобрить.

добряй- добрый- добро.

3)Доброта - добрый - добро, доброта

Раздобриться -добро (прист.- суфф.- постф.)

- Значение этих слов?

-Зачем нужен словообразовательный разбор?

-Узнать, с помощью какой морфемы образуются слова.

-А цепочка?

-Правильно выделить морфему.

-Зачем морфемный разбор?

-Правильное написание, культура речи.

- Язык - это система, изучать одни языковые явления изолированно

друг от друга невозможно.

Словообразование тесно связано с другими разделами языка.

4. Разминка «Минутку на шутку»

Улыбнёмся по-доброму. Юмор - это тоже добро. Как частоте жизни

помогает.

Приём «Ложная этимологизация»

Работа с рисунками.

Правильно ли объяснено лексическое значение слов?

а) Баранка - это жена барана, овца.

Баранка - 1) Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого

теста.

2)Рулевое колесо автомобиля.

б) Волнушка - мать абитуриента.

Волнушка - гриб пластинчатый со светлой шляпкой.

в) Жаргон - аспирин.

Жаргон - речь какой-либо специальной или объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.

г) Варвар - повар на две ставки.

Варвар -1) У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземцев.

2) Невежественный, грубый человек.

д) Миниатюра «Родственники»

- Вы кто такие?

  • Я - Гусь, это - Гусыня, это наши дети - Гусята.

  • А ты кто?

  • Я ваша тётя - Гусеница.

  • Родственники ли это?

Гусеница - 1) Личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног.

2) У тракторов, танков: охватывающее колёса замкнутое полотно, состоящее из отдельных шарнирно закреплённых звеньев.

Гусь - родственная утке крупная дикая и домашняя водоплавающая птица с длинной шеей.

- Почему получилось смешно, ложное объяснение?(не учтено лексическое значение правильно, неправильно определено производящее слово).

(Варвар - от варить; волнушка - от волноваться; жаргон - от жар гонять; баранка - от баран).

- Назовите родственные слова.

Записываем:

Баранка - бараночный (изделие).

Варварский, варварство, варваризм (устар.) - слово из чужого языка, нарушающее чистоту

русского языка.

Жаргонный, жаргонизм.

Волнушка, волнушечка (у слова нет семьи, сделаем добро: назовём

ласково).

— Итак, с каким разделом языка тесно связано словообразование:

(С лексикой. Лексическое значение, однозначные, многозначные слова.)

5. Работа с учебником.

Упр. 133 (упр. подготовлено дома, ученик объясняет)

- Связь ещё с одним разделом. Каким? (Стилистикой)

Упр. 138

  1. Разговорный стиль.

  2. Научный.

  3. Официально-деловой.

  4. Художественный и разговорный.

ЖЭС - жилищно-эксплуатационная служба.

ЦКБ - центральное конструкторское бюро.

КЗОТ - кодекс законов о труде.

Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Каждая продуктивная морфема обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску.


Лингвофизкультминутка.

На стенах кабинета (слева, в середине, справа) развешаны на уровне глаз 5 листов с напечатанными словами:


Г..ристая местность, сг..рать от любви, душа разгорелась, не надо г..ревать, горюшко моё.

Не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, а лучше только глаза, найти слова с чередующимися гласными в корне слова. Записать в тетрадь, разобрать и объяснить написание данных корней.

- У слов один корень, но значение разное.

Это корни - омонимы. Омонимами могут быть разные морфемы, так же, как и синонимами, и антонимами.

- Подтверждая мысль о том, что язык - это система, обратим внимание на то, с каким разделом языка ещё связано словообразование?

С орфографией. (Добряк - добрячок)

6. Индивидуальное задание (у доски).

Из книги притчей Соломона

По-доброму, по-доброму-добро;

недоброе - недобрый-добрый; недоброе; добросердечный

7. Упр. 124 (из домашнего задания)

-Как помогло словообразование правильно написать слова?

-А что такое словообразовательная норма? Что она даёт?

8. Работа с учебником"Я работаю корректором" , упр. 135

- Итак, надо ли изучать словообразование?

- Оно даёт нам возможность стать грамотнее, внимательнее, добрее.

- В какой морфеме содержится лексическое значение?

- В корне.

Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема (первородное слово) может дать жизнь огромному числу слов, целому гнезду, семье.


- Давайте же теперь посмотрим, какую семью создало слово "Добро".

9. Составление словообразовательного гнезда

Вот какую прекрасную семью создало слово добро.


- А какие же соседи у этой семьи?

10. Словарный диктант

Гуманный, человечность, милосердие, приветливый, чуткость, достоинство, любовь, воспитанность, щедрость, самоотверженность (альтруизм), человеколюби[йэ], сострадани[йэ], забота, внимание,

сочувствие, отзывчивость, бескорыстный, благополучи[йэ], жалость.

- Какая тема объединяет эти слова? (нравственность).

Нравственность-внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

- Желаю вам всем быть высоконравственными людьми.

- Способ образования слова высоконравственный? (слияние).

- Есть ли соединительные морфемы?

- Разберём по составу.

VI. Рефлексия.

- Подойдите к дереву знаний. Изменилось ли ваше место? Определите его в конце урока, охарактеризуйте своё состояние во время работы.

VII. Домашнее задание.

Упр. 134, подготовьтесь к тексту по теме.

VIII. Оценка знаний.

  • Оцените себя сами на сегодняшнем уроке. А я вам поставлю нравственную оценку. Она зашифрована.

  • Возьмите корень у слова Молодёжь, суффикс - у слова словцо, ещё один суффикс - у слова сестрица, окончание - у добры.

Молодцы.

Обращение к эпиграфу.

Ученик:

Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет!

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день!» и «добрый вечер!

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час!»

- Я желаю всем нам добра.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколовская Светлана Николаевна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108663


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства