Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему"Неопределенные местоимения"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему"Неопределенные местоимения"
Конспект урока содержит рабочие материалы,которые пригодятся учителю для проведения урока. Разноуровневые задания,групповая и индивидуальная работа позволяет ученикам самостоятельно изучить новый материал. урок построен таким образом,что в ходе работы с темой урока,учащиеся повторяют орфограммы,изученные ранее. Материал взят преимущественно из художественной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебник: Учебник. Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2008г.
Цели урока:
Обучающие –
познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.
Развивающие –
развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные –
1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.
Цели для учащихся:
научиться определять признаки местоимений;
изучить особенности неопределенных местоимений;
научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
изучить правописание неопределенных местоимений.
Ход урока
Организационный момент (1 слайд) 2 мин.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке.
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь.
Чтение эпиграфа урока. Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости.
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь. (Китайская мудрость) (Слайд 2)
Учитель: - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока?
Ученики: (Высказывают свое мнение) В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются.
Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?
Ученики: - Хотим.
Учитель: - Тогда приступаем к работе. Запишем число 18 апреля, классная работа и оставим одну строку для темы.
Вставьте пропущенные буквы и по вертикали прочитаете тему.
(Слайд 3,4)
Учитель: - Какое слово у нас получилось? (неопределенные)
-А какую часть речи мы изучаем с вами на протяжении уже нескольких уроков? (местоимение)
- Может быть, кто-то сам может сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас?
Ученики: (сами называют тему урока) (Слайд 5)
Учитель: - Молодцы, ребята! Вы легко справились с заданием и разгадали тему урока.
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Вернемся к записям в тетради и запишем тему нашего урока: "Неопределенные местоимения". (Слайд 5)
Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями.
- Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать о неопределенных местоимениях?
Ученики: (высказывают свои ответы)
Учитель: Верно, сегодня мы посмотрим особенности данного разряда, научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль, определим условия для слитного, раздельного и дефисного написания этих местоимений. ( Слайд 6)
Цели урока (ЕЩЕ РАЗ СКАЗАТЬ)
3. Изучение нового материала
1.Учитель:- Вперед за новыми знаниями. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю. Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан). (Слайд 7)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Кто плыл на яхте? (кто-то)
- О чём кричали чайки? (о чем-то)
- Какой дельфин в волны нырял? (какой-то)
Учитель: - Какой частью речи являются выделенные слова?
Почему? Аргументируйте.
Ученики: - Местоимениями. Так как они указывают на предмет, но не называют его.
Учитель: - Вы согласны?
Ученики: - Да
Учитель: - Какую атмосферу создают эти местоимения?
Учитель: - Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными?
Ученики: - Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности.
2. Работа с правилом Учебник, стр. 174. Прочитайте теорию. (Слайд 8) 1 мин.
- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.
* неопределенные предметы: кто-то, что-то
* неопределенные признаки: какие-то, какой - нибудь
* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые
3. Рассмотрите таблицу (Слайд 9)
Подумайте, что она иллюстрирует. Ответьте на вопросы:
Вывод: Учащиеся отвечают (неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ).
Учитель: - Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных местоимений?
Ученики: - Да
4. Групповая работа 6 мин.
- Предлагаю поработать в группах. (Создаются 3 группы) ответьте на следующие вопросы:
1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся?
В чём особенность их правописания?)
2) Особенности склонения неопределенных местоимений.
3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике)
1 группа. (Слайд 10)
Правописание неопределенных местоимений.
Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.
Вечером к вам придет некто в черном.
Я при этом испытал некоторое удивление.
На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
Кое-где по стенам были развешаны картины.
Кое с кем случился истерический припадок.
Вывод (Слайд 11,12,13): Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.
Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).
2 группа. (Слайд 14)
Склонение неопределенных местоимений.
И
некоторый
несколько
Кое-что
Некто, нечто
р
некоторого
нескольких
Кое-чего
----------------
д
некоторому
нескольким
Кое-чему
-------------------
в
некоторый
несколько
Кое-что
------, нечто
т
некоторым
несколькими
Кое-чем
---------------
п
некотором
нескольких
Кое о чем
----------------
Вывод ( Слайд 15): неопределенные местоимения могут изменяться по падежам
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.
Некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
3 группа. (Слайд 16)
Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
1)Нектошел по какой-то дороге.
2) К кому-то принесли от мастера ларец.
3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
4) Когда-то я уже слышал эту песню.
Вывод (слайд 17): неопределенные местоимения могут быть любым членом предложения (Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство)
После работы представители каждой группы отчитываются у доски.
Оценивание выступлений ребят жетонами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( слайд 18) Упражнение 1.Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - наклоните голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи на поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе. 1 мин
4. Закрепление нового материала.
Задание 1: Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами - то, - либо, - нибудь, с приставкой кое-. (Слайд 19) в тетради
Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и неопределенных местоимений, правильного написания неопределенных местоимений, развитие речи учащихся.
3. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа какую-то книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге что-то черное.
Задание 2: Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений. (Слайд 21)
… громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик.
(По Б. Полевому)
Слова для справок:чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то.
Задание 3. Работа с текстом. (СЛАЙД 25-26) в тетради
(Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по мягкому светло-желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под ногой. Казалось, что прошел пол-леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли олень (кое)какие ветки, не объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Но вот послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из-за деревьев показались ветвистые рога оленя. (Д.Мамин-Сибиряк)
РАБОТА В ПАРЕ ПО КАРТОЧКАМ
Индивидуальное задание (для слабых ребят)
Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.
В доме у нас жил ёжик, ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик(он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).
Вывод:- Теперь, я надеюсь, ребята, вы будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения.
Графический диктант.
1. (Не)сколько
2. Какой(либо)
3. (Кое)(с)кем
4. (Кое)какие
5. Чей(то)
6. Сколько(нибудь)
7. (Не)кто
8. (Кое)(о)чём
Проверь себя!
1. С
2. Д
3. Р
4. Д
5. Д
6. Д
7. С
8. Р
5. Рефлексия «Закончи предложение» (Слайд 24)
« Сегодня я убедился, что…»
« Теперь я умею …»
« Я знаю, что неопределённое местоимение …»
6. Подведение итогов
Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты?
- Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была получена информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу. Выставляются оценки с карточки учета.