3.Практический: опыты с водой, действия с песком, работа с маршрутной картой.
4.Игровой: игра «Морская звездочка», мотивация занятия, физкультурная минутка, прохождение по лабиринту.
Сюрпризный момент:Появление Водяного, подарок.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу. Проводится игра - приветствие. - На ладошке держу я морскую звездочку, И тому, кого люблю, я ее передаю. (передают друг другу изображение морской звезды). Звучит запись «Шум моря» из серии «Звуки природы».
Учитель-дефектолог:Тише, слышите... Что же это за звуки? Ответы детей.
На середину комнаты выкатывается бутылка с запиской внутри.
Учитель-дефектолог:Вот это да... Морские волны вынесли на берег бутылку, здесь должно быть какое-то послание.
(Вынимает записку из бутылки и читает.) - Помогите, помогите!
В царство водное придите.
Здесь живет под водой
Очень грустный Водяной.
Водный мир уж надоел,
Хочет свежих новостей.
Золотая рыбка. Послесловие:
«Помогите, пожалуйста! Водяной заточил меня в стеклянную банку и приказывает сочинять ему разные сказки».
Учитель-дефектолог:По-моему, это рыбка из сказки, только как она называется и кто ее написал, я не помню.
Ответы детей.
Учитель-дефектолог:Как же помочь Золотой рыбке? Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Вы готовы совершить путешествие на морское дно в гости
к Водяному?
Ответы детей.
(Дефектолог предлагает рассмотреть карту пути. Дети определяют начало пути, ориентиры для дальнейшего передвижения).
Учитель-дефектолог:Сейчас каждый из вас выберет плот такой формы, какую я нарисую пальцем на вашей спине.
(Дефектолог рисует пальцем на спинах детей геометрические фигуры. Дети по заданному условию выбирают себе «плот». Ложатся на «плоты»,
выполняют движения, имитирующие передвижение по воде).
Звучит запись «Шум моря».
Учитель-дефектолог:Как приятно плыть по волнам. Море какое? (ласковое, поющее, светлое, темное, волнистое).
Учитель-дефектолог:А сейчас закройте глаза, наберите в легкие побольше воздуха, мы опускаемся на морское дно. Дети выполняют.
Учитель-дефектолог:(обращает внимание на сенсорный «столб»). Здесь живет
старый осьминог, видимо он очень недоволен тем, что происходит в Водном царстве.
(Предлагает детям понаблюдать за пузырьками, выполнить зрительную гимнастику).
Учитель-дефектолог:Дальше на нашем пути должен быть грот. ( Обращает внимание детей на «грот»)
Учитель-дефектолог:Что такое грот? (Пещера, находящаяся на дне моря). Нам нужно проползти через грот, ориентируясь на свет фонарика.
Дети выполняют. (Дети проползают через грот и видят грустного Водяного)
Водяной (поет) –
ЯВодяной, я Водяной.
Никто не водится со мной.
Все мои подружки:
Пиявки да лягушки.
Фу, какая гадость...
Водяной. Кто это здесь шумит, мой покой тревожит?
Учитель-дефектолог:Здравствуй, дорогой Водяной! Это мы - дети из детского сада «Хрусталик». Мы прибыли к тебе, чтобы твою грусть-печаль развеять и Рыбку Золотую освободить.
Водяной. Меня развеселить.. .Это хорошо! А вот Золотая Рыбка пусть в банке посидит, она мне новые сказки не хочет рассказывать.
Учитель-дефектолог: (обращается к детям). Будет ли нам весело, если Рыбке плохо?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог:Или отпусти Рыбку, или мы возвращаемся в детский сад. Водяной. Ладно, ладно. Только три загадки отгадайте, а заодно и меня потешите.
Вот первая загадка: В песке я спрятал жемчужины, найдите их и сосчитайте.
Дети выполняют.
Водяной. Вторая загадка: я живу в водном царстве тысячи лет. И вода в моем царстве бывает разного цвета. Вот вам банки с прозрачной водой и три краски - желтая, зеленая и красная. Смешайте краски так, чтобы получился цвет спокойного моря и бурного. Дети выполняют.
Водяной. Молодцы! А вот и третья загадка. Здесь под водой живут жители большие и маленькие. Вы должны на своих карточках соединить всех больших жителей красной волнистой линией, а маленьких - прямой синей. Но сначала мы поиграем.
Гимнастика для рук.
Добрый, славный Водяной (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Тот, который под водой. (сжимают и разжимают пальцы)
Загадал нам три загадки, (показывают три пальца на левой руке)
Мы нашли уж две отгадки, (показывают пальцы на правой руке)
Дети выполняют последнее задание Водяного.
Водяной. Молодцы! Ладно уж, вот вам Золотая Рыбка (отдает детям банку с рыбкой).
Учитель-дефектолог:Спасибо, Водяной! Давайте отпустим Золотую Рыбку в море.
Дети выпускают рыбку в аквариум.
Учитель-дефектолог:«Ты плыви себе в синее море и гуляй там себе на просторе»
Водяной (грустно). Вот и уплыла Золотая Рыбка.
Учитель-дефектолог:. Не печалься, Водяной, она поплыла за новыми сказками. А мы тебе подарки принесли. Они у меня в корзине. Сейчас каждый из детей подарит тебе подарок, выбирая его с закрытыми глазами. (Дети по очереди вынимают из корзины фрукты, определяют и называют их и дарят Водяному).
Водяной. Спасибо, друзья! Мы столько времени провели вместе, а я не знаю, как вас зовут. Вот вам моя гостевая книга, напишите в ней свои имена.
Дети пишут имена в технике граттаж.
Учитель-дефектолог:А теперь нам домой пора. Очень жаль с вами расставаться. Приходи к нам в гости.
Водяной. Мне с вами было очень весело и интересно, а это мой подарок.
(преподносит ларец с «жемчугом»- арахис в сахаре). Учитель-дефектолог:Возьмитесь все за руки, закройте глаза.