Русский язык 6 класс ___.___.___
Урок 106
Тема: Р. р. Сочинение-описание пейзажа по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер».
Цель: 1) познакомить учащихся с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера; 2) активизировать лексику на тему «Зима», обогатить речь учащихся оценочными прилагательными, ввести в активный словарь школьников слова пейзаж, пейзажист, пейзажный; 3) подготовить учеников к описанию картины Н. П. Крымова «Зимний вечер».
Оборудование: репродукция картины Н. П. Крымова «Зимний вечер» (см. вклейку в учебнике), презентация к уроку.
Ход урока.
I. Организационное начало урока:
приветствие учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя
Пейзаж – вид или изображение какой-либо местности; жанр живописи, в котором предметом изображения является природа.
Следует сообщить учащимся о том, что в пейзаже различается правый план (то, что изображено справа), левый план (то, что изображено слева), передний план (то, что изображено близко к зрителю, в центре картины), задний план (то, что изображено вдали от зрителя).
Накануне сочинения желательно предложить учащимся подобрать стихотворения о зиме, обратить внимание детей на то, как описывают красоту зимней природы замечательные русские поэты и писатели; целесообразно организовать экскурсию в природу, где ученики под руководством учителя проведут наблюдения и отметят признаки зимы: снег (тени, следы на снегу), цвет неба, поредевший лес, оголенные запорошенные снегом деревья, замерзшая река (озеро, пруд) и т. д.
III. Рассказ о художнике и его картинах.
Николай Петрович Крымов (1884 – 1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа – родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 г.
Склонность Н. П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.
Н. П. Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создает свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность. Ученик В. Серова, друг К. Коровина, он с юношеских лет впитывал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами нашего реалистического искусства; продолжал традиции А. Куинджи и И. Левитана.
Н. П. Крымов вошел в историю русского и советского искусства как поэт русской природы, той, среди которой мы живем и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам зрителям. Мы ценим Н. П. Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей земле.
Большое место в творчестве Н. П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особой силой проявилось умение Н. П. Крымова запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображенной в картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию ее состояния: покой и умиротворенность, которые наступают в предвечерний час.
IV. Беседа по картине.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины и ответить на вопросы:
− Какое настроение создается у Вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием.)
− Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных сеном.)
− Что с первого взгляда привлекает в картине? (Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план.)
− Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.)
− Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.)
− Какими изобразил художник деревья? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева вдали виднеется густой лиственный лес, а в центре картины высокие куполообразные деревья, вероятно хвойные. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца, и от этого имеют несколько неестественный вид.)
− В чем особенности построения картины? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.)
− Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий, лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.)
− Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и сноса от лучей заходящего солнца.)
V. Словарно-стилистическая работа.
− Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный, отличный и т. д.)
− Употребите подходящие прилагательные для описания снега, изображенного на картине. (Снег белый, голубой, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый, лилово-синеватый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.)
VI. Составление плана сочинения-описания.
Коллективно составляется и записывается план сочинения:
I. Н. П. Крымов – замечательный художник-пейзажист.
II. Зима в изображении художника Н. П. Крымова.
1) Признаки наступления зимнего вечера:
а) тени,
б) снег,
в) небо, воздух.
2) Особенности композиции пейзажа.
3) Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера.
III. Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?
VII. Подведение итогов
Домашнее задание: описание картины Н. П. Крымова «Зимний вечер».
3