Русский язык 5 класс ___.___.___
Урок 54
Тема: Р.р. Основная мысль в сочинении. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Цели: 1) показать, как художник раскрывает основную мысль картины: подготовить учащихся к описанию изображенного на картине; 2) дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника; 3) ввести в активный словарь детей слова композиция, колорит.
Оборудование: презентация (репродукция картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка», репродукции других картин художника), компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационное начало урока:
приветствие;
проверка готовности учащихся.
II. Работа по теме урока.
Рассказ о художнике Ф. П. Решетникове и о его картине.
Известный советский художник Федор Павлович Решетников (родился в 1906 г. – умер в 1988 г.) с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами художник был снят с дрейфующей льдины отважными советскими летчиками и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!». На всемирной выставке в Брюсселе они были награждены бронзовой медалью.
Мысль написать картину «Опять двойка!» (1952 г.) родилась у Ф. П. Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил написать об этом картину. Многое задумал вложить живописец в эту маленькую будничную сценку. Двойка – не случайность, она результат неорганизованности. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед матерью, которой он не раз давал обещание хорошо учиться. Да, невесело приходить домой с двойкой!
Работа с учебником.
Далее учитель предлагает учащимся прочитать, как описывает героя своей картины «Опять двойка!» художник Ф. П. Решетников (см. учебник, с. 90, упр. 218), и рассмотреть репродукцию с этой картины (см. вклейку в учебнике). Начинается беседа по вопросам упражнения 218.
Беседа по картине.
− Узнали героя?
(Да, узнали. Мальчик, изображенный на картине, такой, как его описал художник. У него действительно «светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза».)
− Как художник показал, что ученик – главный герой картины?
(Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато-белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка – смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя).
− Определите возраст школьника. Найдите свои слова и выражения для описания внешнего облика, одежды мальчика.
(Школьнику примерно 9 лет, он, наверное, учится в III классе, еще не пионер, не носит пионерского галстука. У него круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза лицо. Видно, долго он гулял после школы на улице, ведь часы на стене показывают уже десять минут четвертого. Получил двойку и все-таки сразу домой не поторопился, побежал с ребятами на каток. Во внешнем облике мальчика привлекают внимание красные оттопыренные уши и торчащие хохолком белобрысые волосы. На нем видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто виднеется школьная форма, темно-серые брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола).
− Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?
(Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот-вот расплачется).
− О чем говорит его «бывалый» портфель?
(О многом говорит старый, потрепанный, весь в трещинах, порыжелый портфель. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, и явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. Художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом. Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймешь причину двойки третьеклассника).
− Как относятся к появлению школьника с двойкой сестра и мать?
(Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчилась мать).
− Как художник показал огорчение матери?
(Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук, вот и сегодня – опять двойка!).
− Опишите одежду матери.
(На ней розовая блузка, темная юбка и красный передник, который сразу привлекает наше внимание, так как остальные тона картины блеклые. Этим ярким теплым цветом художник хотел подчеркнуть свое любовное отношение и сочувствие к матери героя).
− Что выражает взгляд и поза сестры?
(Осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе. Художник показал ее как полную противоположность третьекласснику. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, она стоит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата).
− Где изображена сестра?
(В глубине комнаты, около стола, на фоне открытой двери, так, что свет, падая из окна, хорошо освещает ее фигурку. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины).
− Кто встречает ученика с радостью?
(Верный пес, четвероногий друг. Он с радостным визгом бросился навстречу своему хозяину. Но тот так огорчен, что даже не смотрит на свою любимую собаку, безучастен к ее ласке).
− Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?
(Конечно, есть. Это видно по обстановке в квартире. Дома у них чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с желтой каймой, на полу большой бордовый ковер, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий, на подоконнике цветы).
Основная мысль картины.
− Подумайте, какова основная мысль картины и какими художественными средствами ее выразил Ф. П. Решетников?
Если пятиклассники не смогут полно ответить на эти вопросы, то учитель дополнит их ответы:
«Невесело приносить домой двойки – вот основная мысль картины. Эту мысль художник раскрывает такими средствами живописи, как расположение фигур на полотне (композиция), рисунок (поза, выражение лиц героев), сочетание различных цветов (колорит), освещение. (Учитель записывает на доске слова композиция, колорит.) Ф. П. Решетников расположил героев так, что каждый, находясь на своем месте, хорошо виден и в то же время все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражение лиц. Раскрытию замысла художника помогают и краски. Колорит картины скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, он говорит об обычном будничном дне в одной семье, поэтому и использует приглушенные тона (голубовато-серые стены комнаты, светло-коричневый пол, болотного цвета пальто ученика, коричневая форма девочки, белая скатерть, белая дверь, белая с коричневыми пятнами собака и только фартук матери выделяется ярким красным пятном). Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность».
Словарная работа.
Колорит, композиция.
Далее учитель проводит работу с синонимами огорчить, опечалить, расстроить (данными в учебнике на с. 90 к упр. 218). Выясняется, какое из этих слов целесообразно использовать для описания позы матери. Ученики составляют с этим словом предложение. (Мать сидит в огорченной позе). Далее ученики подбирают слово, какое уместно употребить для описания состояния матери. Составляют с ним предложение. (Мать расстроена тем, что сын снова получил двойку). Составляют предложение со словом опечалить. (Мать опечалена двойкой сына).
Составление плана сочинения по картине.
Примерный план:
1) Главный герой: его возраст, внешний облик, одежда, поза.
2) Портфель.
3) Мать героя: ее внешний облик, настроение.
4) Сестра.
5) Младший брат.
6) Собака.
7) Комната.
8) Основная мысль картины.
Устное описание картины.
Написание сочинения в черновиках.
III. Подведение итогов урока.
3