Целб:формирование знаний учащихся о разрядах имен прилагательных.Задачи:образовательная:познакомитьучащихся с разрядами имен прилагательных и их отличительными особенностями.Развивающая:продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставленияприлагательных,учиться распознавать их разряды.Воспитательная:воспитывать положительное отношение к получению знаний,интерес к русскому языку .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы проведём соревнование между рядами, проверив тем самым пройденный материал.
2. Повторение пройденного материала.
На доске три столбика слов для каждого ряда. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно.
Светлый
Яркий
Тонкий
Глубокий
Красный
Широкий
Хороший
Плохой
Тёмный
Чёрный
Узкий
Бедный
Холодный
Высокий
Хитрый
Весёлый
Кривой
Толстый
Маленький
Смелый
Горячий
Дети поочерёдно ведут диалог между рядами, образуя цепочки прилагательных. (Правильные ответы оцениваются)
3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока.
Слайд № 1. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Объяснять вам материал мне будет помогать мудрая сова.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны “вынести” из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)
4. Изучение нового материала.
(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала дети заполняют её.)
Слайд №2. Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?
- Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности.
Слайд №3. Начнем заполнять таблицу.
Слайд №4. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.
Слайд №5. Например, красное яблоко. Другое яблоко более красное.
Слайд №6. Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.
Слайд №7. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая.
Слайд №8. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.
Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений Аветисова Э.С.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
3) Кроссворд.
- Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?
Слайд №34.
Слайд № 35. Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)
Слайд № 36. Существующий с давнего времени. (Старый)
Слайд № 37. Совершенно верный ответ. (Точный)
Слайд № 38. Любящий безделье. (Ленивый)
Слайд № 39. Не знающий страха. (Смелый)
Слайд № 40. Доставляющий удовольствие. (Приятный)
Слайд № 41. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)
Слайд № 42. Полный злобы. (Злой)
Пирог из яблок (Яблочный)
- Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)
4) Работа с текстом.
- Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)
В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
5) Исключи лишнее.
- Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг.+сущ.
- Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?
Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.
Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.
Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.
Анютины глазки – цветы.
Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.
Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.
6. Итог урока.
- С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?
- Соответствуют ли названия значениям прилагательных?
- Что обозначает каждый разряд прилагательных?
- Молодцы! Все, кто работал на уроке, получили оценки.
7. Задание на дом.
- Сравните таблицу, которую заполнили на уроке с теоретическим материалом § 50-52. Слайд № 49. Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.
- Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?