Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по русскому языку по теме "Слова, обозначающие действия предметов" для 2 класса вспомогательной школы 1 отделение (3 год обучения)»
Цель учебного занятия: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний о словах, которые обозначают название действий предмета.
Задачи:
1. Способствовать закреплению умения выделять слова, обозначающие действия предметов.
2. Создавать условия для закрепления умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.
3. Содействовать правописанию словарных слов.
4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, формированию навыка самопроверки.
Оборудование: учебное пособие «Русский язык», планшеты, карточки со словами-предметами и словами-действиями, иллюстрация к стихотворению «Путаница», картинки-смайлики для рефлексии, мяч.
Ход урока:
Организационный момент.
Взаимное приветствие каждого ученика и учителя. Проверка готовности к уроку.
- Какой у нас сейчас будет урок? Что мы делаем на этом уроке? Какие предметы, школьные принадлежности нам для него необходимы? (ответы детей)
- Я вижу, что все готовы, мы можем начать урок.
Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали, давайте проведем гимнастику для пальчиков.
Проводится пальчиковая гимнастика с карандашами и кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко» «Стрелка» и упражнение на внимание «Носик-ушко-макушка»
- Молодцы! Теперь вы все будете писать красиво и правильно.
Проверка домашнего задания.
- Откройте тетради и проверим домашнее задание. (с.116 упр. 292)
- Какое задание нужно было выполнить?
- Давайте проверим, какие предложения у вас получились?
- Какие слова, обозначающие действия предмета, вы подчеркнули? (ответы детей)
- Молодцы!
Работа в тетради. Словарная работа.
- Давайте запишем число и классная работа. Сколько линеек от домашней работы мы отступаем? С какой буквы пишем слово «Классная»? Сколько букв «С» в этом слове?
Минутка чистописания сегодня посвящена букве Д. Пропишите заглавную и строчную буквы Д. Прочитайте и запишите слоги с этой буквой. Придумайте слова, начинающиеся с этих слогов. Прочитайте слова на доске (Дима, Даша, Даня). Что они обозначают? Почему написаны с заглавной буквы? Запишите имена в тетрадь. С какой буквы мы пишем имена и фамилии людей? Разделите эти слова на слоги, поставьте ударение. Вспомните какое словарное слово, начинается на букву Д? (дорога) Запишите его в тетрадь. Придумайте предложение с этим словом.
Словарная работа с использованием планшетов. ( Приложение 1)
Мы с вами выучили уже много словарных слов. Сегодня мы с вами будем разгадывать кроссворд с этими словами. Я вам буду показывать на ноутбуке картинки, вы называете предметы, а затем их названия записываете в кроссворд на планшете.
- Смотрите первую картинку (рассказ). Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. Назовите в этом слове согласные звуки. Запишите это слово под цифрой 1 в ваших планшетах. ( Аналогично проходит работа с картинками- словами: улица, воробей, корова, карандаш, морковь, ноябрь)
-А теперь давайте вы поработаете учителями, сравните, правильно ли вы записали словарные слова с моим образцом.
5. Зрительная гимнастика под музыку
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выделять слова, обозначающие действие предметов. Будем тренироваться в постановке вопросов к словам, обозначающим действие предметов.
Повторение пройденного.
- Нас с вами окружают предметы. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? Как мы подчеркиваем слова предметы? (ответы детей)
- Каждый предмет выполняет какое-то действие. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия? (ответы детей)
- Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть слово-предмет, а вы – мне будет бросать мяч обратно и называть действие, которое может выполнять этот предмет. ( проводится упражнение с мячом)
- Хорошо! Молодцы!
8. Работа с учебником
- Откройте учебники на стр. 114. Найдите упражнение номер 287. Давайте, прочитаем стихотворение «На уроке» «по цепочке»
На уроке я читаю,
И рисую, и считаю
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
- Назовите слова из этого стихотворения, обозначающие действия предметов. Какой мы поставим к ним вопрос? Как мы подчеркиваем слова, обозначающие действия предметов? (ответы детей)
- Назовите, какие животные и птицы в этом стихотворении разучились правильно разговаривать? А вы знаете, кто как голос подает? (ответы детей)
- У вас на столе карточки с названиями животных и птиц и словами-действиями. Соедините эти слова парами. Научите их правильно разговаривать (дети прочитывают слова левого и правого столбиков и соединяют их по смыслу) ( Приложение 2)
Котята – мяукают
Поросята – хрюкают
Утята – крякают
Лягушата – квакают
Курочки – кудахчут
- Прочитайте, получившиеся пары слов и поставьте вопрос к слову-действию (ответы детей)
- Молодцы!
Физминутка под музыку
Закрепление пройденного материала.
Работа с учебником (стр. 116, упр. 293).
- Рассмотрите рисунок. Допишите предложения словами, обозначающими действия предметов. Подчеркните слова, обозначающие предметы, одной чертой. А слова, обозначающие действия – двумя чертами.
Ученики выполняют это задание в тетради. Один ученик записывает первое предложение упражнения на доске, ставит вопрос к слову- предмету и слову-действию, подчеркивает слова-предметы и слова-действия. Дальше ученики самостоятельно работают в тетради.
11. Дидактическая игра «Третий лишний». (Приложение 3)
- Вы быстро выполнили задание, теперь немного поиграем.
- Посмотрите, на экран ноутбука. Здесь написаны три слова. Прочитайте их и подумайте, все ли слова являются действиями предметов и нет ли среди них «лишнего»
1) бегает, прыгает кот;
2) машина, летает, играют;
3) рисует, ручка, поёт;
4) зеленеет, блестит, капелька;
- Молодцы!
12. Итог урока.
- Сегодня мы учились выделять слова, обозначающие действие предметов. Тренировались в постановке к ним вопросов.
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие?
- Как мы подчёркиваем слова, обозначающие действия?
- Скажите, правописание, каких словарных слов мы отрабатывали сегодня на уроке?
13. Рефлексия. (Приложение 4)
– Оцените свою работу на уроке и свое настроение картинкой-смайликом. Что было интересно на занятии? Что было трудно выполнять?
- Молодцы! После урока я проверю тетради и поставлю оценки.
(Оценка деятельности учащихся на уроке).
Домашнее задание.
Стр.117 упр. 294 (записать предложения, подчеркнуть названия действий.)