kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия по русскомк языку «Путешествие в Этимологию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по русскомк языку «Путешествие в Этимологию»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по русскомк языку «Путешествие в Этимологию»»

Конспект внеурочного занятия

Учебный предмет: русский язык

Класс: 7

Рабочая программа учителя: «Занимательная грамматика»


Тема: «Путешествие в Этимологию»


Цели занятия: познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, обучать

этимологическому анализу слова.

Задачи: Образовательные: формировать внимательное отношение к слову, навык  словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале; умение выявлять исторические изменения, происходящие в составе слова, научить применять полученные знания на практике, активизировать познавательную деятельность в процессе работы со словарями. Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать со справочной литературой, формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально.

Воспитательные: воспитывать любовь к языку, уважение к историческому прошлому Родины, культуру совместной деятельности.

Технология – поисково-исследовательская, системно-деятельностный подход, технология сотрудничества, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фрагмент мультфильма, этимологический словарь, раздаточный материал.

Шаблоны для словарей, рабочие листы, фломастеры.



Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя


1.

Мотивация к познавательной деятельности.

- Добрый день, ребята! Рада видеть вас на внеурочном занятии. Давайте проверим вашу готовность к занятию.

2.

Актуализация знаний.

На экране (1 слайд): м/ф «Колобок».

Вопрос: Почему в мультике рядом колесо и колобок? Чем похожи эти слова?


4.

Выявление места и причины затруднения.

- Можно ли докопаться до их корней?

Оказывается, сделать это непросто, а занимается этим наука о происхождении слов – этимология. (Слайд 2. Что такое этимология.) Мы часто не задумываемся о том, откуда возникли слова, которые мы используем в повседневной речи. Между тем у некоторых из них довольно интересное происхождение.

Начинаем путешествие по стране ЭТИМОЛОГИИ! (Слайд 3)

Учитель. Перед вами отрывки из книги Светланы Лавровой «Откуда берутся слова, или Занимательная этимология». Ваша задача: познакомившись с текстом, узнать о происхождении слов и понять, что у слов есть этимологические родственники.

Внимание на экран:

(Слайды 4-5 «Бык - пчела»). Например, слова бык, пчела и букашка произошли от одного и того же слова бучать. Сейчас это слово уже забылось и ушло из языка, а когда-то оно было знакомо каждому человеку и употреблялось в значении «жужжать», «гудеть». И сегодня никому не придёт в голову назвать быка, пчелу и букашку словами-родственниками, хотя с точки зрения происхождения это так и есть.
(Слайд 6) Слово врач образовалось от врать с помощью суффикса -ЧЬ от ВРАТИ, но в его старом, исконном значении "говорить". Слово ВРАЧ первоначально обозначало того, кто заговаривает.

(Слайд 7) Юг- ужин. Ужин – «еда в то время, когда солнце стоит на юге, то есть в полдень».

(Слайд 8) МЕшок– вместилище, изготовленное из меха животного.

(Слайд 9) Капуста и капитан. От лат. капут – «голова».

(Слайд 10) Конура и нора. От др. - исл. «узкий».

- Удивились? Интересно?

3.

Целеполагание. Определение проблемы.


- Решите ребус. (Слайд 11)

- Для чего необходимо знать происхождение слов?

(Слайды 12 – деревня-петух)

- Знание этимологии некоторых слов помогает нам избежать ошибок при их написании.

- Умеем ли мы проверять безударные гласные в корне слова?

- Какую проблему будем решать? (Слайд 13) Как проверить написание словарных слов?

- Как будем решать?


4.

Поиск решения проблемы.


- А где можно узнать о происхождении слова?

- Конечно, в этимологических словарях. (СЛОВАРЬ!!!)

Учитель: Есть несколько этимологических словарей. Наиболее популярен «Этимологический словарь» под редакцией Николая Максимовича Шанского,

5.

Самостоятельная работа в группах


- Я предлагаю вам стать лингвистами.

У меня в руках обложка нашего словарика.

А страницы этого словаря создадите вы.

У каждой группы на столе конверт. Откройте и прочитайте проектные задания. (Слайд 14)

Прочитайте статьи из школьного этимологического словаря русского языка (автор – Н. М. Шанский). Выпишите этимологически родственные слова, подчеркните совпадающую часть и укажите слово, которое является проверочным для всех остальных слов.

  • 1 группа.

Колбаса – обычно толкуется как общеслав. Заимств. из тюрк. яз., где kulbasti «жареное мясо, жареные котлеты». 

Колдобина –  искон., производное от колдоба  «рытвина, яма с водой», с приставкой ко- и тем же корнем, что и в долбить

Колесо — от общеслав. коло  «круг, что-л. вращающееся». 

Колея – производное от коло «колесо». Колея буквально — «след от колес». Колобок – уменьшит.-ласкат., производное от коло «круглый».  Кольцо – уменьшит.-ласкат. от  коло . См. колесоКольцо буквально — «кружок».  Кольчуга – вид защитной одежды. Буквально — «состоящая из металлических колец». См. кольцо.
  • 2 группа.

Лопата – общеслав., производное от утраченного лопЛопата буквально — «широкая (как лист)».

Лопаться – искон. Возвратн. форма к общеслав. лопать «лопаться.

См. лопотатьлепетхлопать и др.

Лопоухий – искон. Сложение лоп «лист» и ухо. См. лопастьухо. Буквально — «с ушами, как листья».  Лопух – общеслав., производное от лоп «лист». Растение названо по широким (похожим на ладонь) листьям.

Лопотать – искон., производное от лопътъ, образованного посредством суф. -ът- (ср. шёпоттопот и т. п.) от звукоподражания лоп, того же корня (с перегласовкой о/е), что лепет.

  • 3 группа.

Корабль – общеслав. Производное от той же основы

(kor-), что и коракоробкорыто

Короб – общеслав. Исходное *korbъ производное от той же основы, что и кораКороб буквально — «плетеная посуда» (из коры, лыка, дуба, бересты). 

Кора – общеслав. Кора буквально — «то, что отрезается, отдирается» (ножом и подобным оружием).

Корыто –  общеслав., производное (ср. копыто) от той же основы кор-, что и кораблькоракорец и др..Корыто буквально — «выдолбленное бревно», затем — «желоб» и «выдолбленная посуда». 

Корова – общеслав., производное от той же основы, что и «рог». Корова буквально — «рогатая».

Короста – общеслав. Скорее всего, производное (ср. береста) от той же основы кор- , что и кора

  • 4 группа.

  • Поле – общеслав., производное от полъ «открытый, свободный, пустой» (см. полый), родственного лат. palam «открыто».  Поле буквально — «открытое, свободное (от леса) место». 

Полено –  общеслав. Толкуют как суф. производное от polěti «гореть». См. палитьпылпламя. В таком случае полено буквально — «сжигаемое» (дерево). Не исключено, что полено является родственным пол (2) (половина). Тогда полено — «расколотое бревно, чурбак».

Полка – искон. производное (суф. -к-) от полъ «пол» пол (1) .

Половодье – искон., производное на базе словосочетания полая вода «открытая вода».

Полова – мякина. Общеслав. Родственно лат. palea «солома», др.-прус. pelwo «мякина». Производное от той же основы, что полотьПолова буквально — «очистки», «стебли, остающиеся после молотьбы».

Полый – общеслав. Того же корня, что и поле, лат. palam «открытый». 

Поляна – Общеслав. Производное от поле.

Памятка руководителю группы

1. Распределить обязанности в группе: Оценка:

- ведение записи на листе команды_________________

- рисунок__________________

- представление своего проекта __________________

2. Оценить работу каждого в команде_________________

6.

Защита своих проектов.


Учитель. - В наших школьных учебниках встречается много словарных слов, запоминание которых вызывает значительные трудности у учащихся. Мы с вами должны доказать, что применение этимологический анализ поможет правильно написать слово. Давайте послушаем выступления ребят в группах.

7.

Итоги занятия.

- Наше путешествие подходит к концу. Что вы поняли, выполняя проект? Можно ли проверить безударную гласную в корнях этих слов, не зная их древнего значения?

- Да, с помощью этимологии можно не только устанавливать забытое родство между словами, но и использовать это родство, чтобы проверять правописание более сложных слов с помощью более простых. Знание этимологии слов помогает нам избежать ошибок при их написании.

(Слайды 15-16) –аллея-трава, полено-огород)


8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Эксклюзивное интервью.

РЕБУС! (Слайд 17)

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Как мы работали? (С усердием) Было ли вам интересно? Что нового вы узнали? Помогут ли вам полученные знания на уроках русского языка?

9.

Д/з.

Сочините рассказ об этимологическом гнезде, над которым вы сегодня работали.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект внеурочного занятия по русскомк языку «Путешествие в Этимологию»

Автор: Ищенко Анна Николаевна

Дата: 26.02.2023

Номер свидетельства: 626579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства