kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Введение.Язык и языкознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка будет полезна учителям русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Введение.Язык и языкознание"»





Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

на тему:

«Введение. Язык и языкознание»























Тема урока: Введение. Язык и языкознание.

Цели урокаосознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа;

  • положительно относиться к познавательной деятельности,

  • приобретать новые знания,

  • овладевать новыми умениями,

  • совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные :

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу,

  • планировать необходимые действия, действовать по плану,

  • выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

  • осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,

  • определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;

Коммуникативные:

  • формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение,

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

  • осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться,

  • получить представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.

Оборудование для учителяучебник, экран, проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.



Ход урока

I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.

Здравствуйте, мои новые ученики! И начнём мы наш первый урок со смешных картинок.

  • Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (Язык)

  • Запишите это слово в тетради.

  • Что обозначает слово «язык»? 

  • 1подвижный мышечный орган в полости рта. 

  • 2. Орган животного как кушанье. 

  • 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 

  • 4. о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени.

  •  5. (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудьПример: Я. фактов. Я. цветов. 

  • 6.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществеПример: Великий русский я. 

  • 7. речь, способность говорить. Пример: Лишиться языка

  • 8. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 

  • 9. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 

  • 10. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. Пример: Взять, привести языка.

Как вы думаете, о каком значении слова «язык» пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

  • Что означает слово «знать»?

  • Подберите к нему синонимы (ведать, быть знакомым (осведомленным), иметь понятие (сведения) о чём-то, находиться в курсе чего-либо)

  • Образуйте от глагола «знать» существительное. (Знание)

  • Соедините два слова вместе «язык» и «знание» и припишите его к записанному ранее слову «язык».

  • Ваши предположения: как звучит тема сегодняшнего урока? (Язык и языкознание)




II. Целеполагание




  • Посмотрите на лесенку слов, написанных на доске (прием «Знаю - хочу узнать – узнал - научился»)

Расшифровка для учеников:

«знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

«научился» - осознание результативности деятельности.



  • Что вам известно о такой науке, как языкознание?

  • Что вы хотите узнать? (Называется цель урока)

  • К двум последним словам мы обратимся в конце урока

III. Актуализация знаний и умений: осознание недостаточности имеющихся знаний

1. Работа с учебником

  • Давайте заглянем в учебник и найдём ответ на интересующий нас вопрос: что же такое языкознание?

  • Запишите новое слово в словарики, которые мы с вами будем вести.

  • Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в парах и дайте ответ.

Вопросы, данные в учебнике:

Можно ли общаться без помощи слов? Как вы себе это представляете?



  • Всем: Пользуясь учебником, запишите в тетрадях, что же такое язык

или

  • На «5» - Может быть, кто-то сможет оформить эту запись в виде схемы, свернув информацию

Запись в тетрадях:

Язык в широком смысле – система знаков и обозначений.

Язык в узком смысле – средство человеческого общения.

В языке отражены история народа, его культура, его обычаи.

Язык нужен, чтобы общаться, думать, выражать мысли, эмоции.

ЯЗЫК

система знаков средство общения отражение истории, средство для обозначений культуры, обычаев человека общения, мышления, выражения чувств и эмоций

IV. Физкультминутка

  • Я, не произнося ни слова, показываю вам движения, а вы их повторяете. Договорились?

V. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

1. Беседа

  • Скажите, что помогло вам понять меня, ведь я не произнесла ни слова? (мимика, жесты)

  • Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?

  • Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.





2. Чтение сказки (приём «Чтение с остановками»)

  • Перед вами текст сказки. Ваши гипотезы по поводу ваших дальнейших действий? (цель: прочитать сказку) Приступим.

Это было давным–давно, так давно, что эту историю уже забыли. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата. Жили - не тужили, занимались охотой, рыбной ловлей. А по соседству, в другом государстве, жил злой и коварный волшебник. Вот как-то раз во время охоты, догоняя дичь, перешли братья границу своей земли и даже глазом не успели моргнуть, как были захвачены в плен чародеем, который в наказание одного из них лишил зрения, другого – слуха, а третьего – дара речи. И сказал им злой колдун: «Наказание будет длиться до тех пор, пока каждый и вас не отыщет дороги домой». Развели братьев в разные стороны, и побрели они своим путём…

ЧТО ДАЛЬШЕ?

  • На какой вопрос нам надо найти ответ? («Кто из братьев вернулся домой первым, кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему?»

  • Ваши версии, чем закончится сказка?

  • А теперь послушайте продолжение сказки

Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.

  • Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение.

VI. Рефлексия: приём «Знаю - хочу узнать – узнал - научился»

  • Обратимся вновь к лесенке слов «Знаю - хочу узнать – узнал - научился»: что узнали на этом уроке?

  • Была ли решена поставленная в начале урока задача?

  • Оцените свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке. Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.

VII. Домашнее задание

Всем:

1) выучить, что такое языкознание

2) Прочитайте греческую притчу о языке и Эзопе

На выбор (одно из заданий):

1) Письменно ответить на вопросы: почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

2) Письменно ответьте на вопрос: зачем человеку язык?

Короткий самоанализ: что получилось? Что не получилось?

___________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________





Приложение

Притча о языке и Эзопе.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф спросил:

- Почему ты, Эзоп, подаешь только языки.

Эзоп ответил:

- Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился:

- Иди, Эзоп, снова на рынок и приобрети к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:

- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Введение.Язык и языкознание"

Автор: Хисамиева Альфия Миннахметовна

Дата: 18.09.2023

Номер свидетельства: 636745


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства