Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор на основе рассказа М.Карима "Два соловья". Подготовка к ЕГЭ". 11 класс.
Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор на основе рассказа М.Карима "Два соловья". Подготовка к ЕГЭ". 11 класс.
Тема урока: Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Подготовка к ЕГЭ.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» (задания 16-21), ликвидировать пробелы в знаниях.
Развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь).
Воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово. Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, использование регионального компонента.
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, задания с текстом народного поэта и писателя Республики Башкортостан М.Карима «Два соловья» для разбора, оценочные листы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор на основе рассказа М.Карима "Два соловья". Подготовка к ЕГЭ". 11 класс.»
Тема урока: Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Подготовка к ЕГЭ.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» (задания 16-21) , ликвидировать пробелы в знаниях.
Развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь).
Воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание изучать родное слово. Привить учащимся чувство патриотизма к Родине, чувство любви к родной природе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, использование регионального компонента.
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, задания с текстом народного поэта и писателя Республики Башкортостан М.Карима «Два соловья» для разбора, оценочные листы.
На столе: оценочные листы, листы с текстом для разбора.
1.Орг. момент. Приветствие. Сообщение цели занятия. Оформление тетради. (1,5 – 2 мин)
-Ребята, я рада вас приветствовать. Присаживайтесь, пожалуйста.
Сегодня на уроке нам предстоит важная работа, мы повторим, обобщим и систематизируем изученный ранее материал по разделу «Синтаксис и Пунктуация»», который необходим нам для серьезной подготовки к единому государственному экзамену. Наша работа будет построена на литературном материале. За основу мы возьмём небольшое произведение нашего народного поэта и писателя, истинного патриота Башкортостана, М.Карима «Два соловья».
Запишем число в тетрадях и тему урока: «Повторение. Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор». - Почему будем повторять и пунктуацию? (пунктуация неразрывно связана с синтаксисом) 2. Актуализация знаний учащихся. 4-5 мин. - Что изучает синтаксис? Синтаксис (греч.- построение, сочетание, порядок)- раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях. Класс делится на 4 группы и каждая объясняет теоретический материал, приводя примеры. 1 группа – Словосочетание. Примеры видов подчинения в словосочетании. 2 группа – Простое предложение. Пунктуация в ПП. 3 группа – Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособлении. 4 группа - Сложное предложение. Пунктуация в ССП и СПП.
1 группа. Словосочетание – это… (два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)
Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для русского языка? (согласование, управление, примыкание) Привести примеры.
2 группа. Предложение – это… (основная единица языка, которая выражает законченную мысль и отношение говорящего к тому, что он говорит, т. е. предложение обязательно показывает, зачем он это говорит: сообщает о чем-то, или требует, чтобы что-то было сделано, или спрашивает о чем-то)
Какие предложения могут быть:
- по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные)
- по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные)
- по количеству грамматических основ (простые и сложные)
- по наличию главных членов (односоставные и двусоставные)
- по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные)
По количеству грамматических основ предложения могут быть (простыми и сложными.)
Чем может быть осложнено простое предложение? (причастными и деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, уточняющими членами предложения, вводными словами и обращениями, однородными членами предложениями).
3 группа.
Что такое простое осложненное предложение? (Простое осложнённое предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.)
Какие второстепенные члены предложений могут обособляться? (Определения, обстоятельства, дополнения, приложения)
Как выделяются на письме и в речи обособленные члены предложения? (Обособленные члены предложения на письме выделяются запятыми или тире, в речи – интонацией.)
Марина, в бежевой шляпке, выбежала из дома (обособленное несогласованное определение);
Кирилл, разглядывая деревья, неспешно шел из школы (обособленное обстоятельство);
Поехали все, за исключением Даши (обособление дополнения);
Здесь был Николай, ученик 5 класса (обособленное приложение);
Внизу, у крайнего дома, было гулянье (обособление уточняющего члена предложения).
4 группа. Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП)
Средством связи простых предложений в составе ССП являются сочинительные союзы. На какие группы они делятся? (соединительные, противительные, разделительные)
В чем заключается разница между ССП и СПП? (Части ССП относительно равноправны, между ними можно поставить точку. В СПП одна часть является главной, другая – придаточной.)
Какие виды придаточных предложений вам известны?(изъяснительное, определительное, обстоятельственные)
Какие типы подчинения придаточных предложений в составе СПП вы знаете? (однородное, последовательное, параллельное).
Когда между частями БСП ставится двоеточие? (дополнение, причина, пояснение, пропущен глагол восприятия).
Отметьте на оценочных листах данный этап работы: Плохо знаю, частично знаю, знаю хорошо.
3. Проверка д/з. (3-4 мин)
Давайте вспомним, что вам необходимо было выполнить дома. (выполнить несколько вариантов заданий 16-21). С какой целью, вы выполняли задания? Давайте проверим правильность выполнения.
Что предполагает задание 16? (Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами.) Поднимите руки, кто допустил ошибки в этом задании.
О чем задание 17? (Знаки препинания в предложениях с обособленными членами). У кого ошибки?
Задание 18? (Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.)
Что предполагает задание 19? (Знаки препинания в сложноподчиненном предложении)
Задание 20? (Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи).
Задание 21? (Пунктуационный анализ)
В своих оценочных листах отметьте данный этап работы: Задания 16-21 – представляют для меня трудность, частично справлюсь, справлюсь со всеми заданиями.
4. Основная часть урока. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация, пунктуационный разбор», выполнение практической части. ( 25 минут).
а) В каком задании вы меньше всего допустили ошибок?
(в заданиях 19 и 20 - Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в сложном предложении с разными видами связи).
б) Давайте приступим к выполнению практического задания. Прочитайте текст Мустая Карима и расставьте знаки препинания. Подумайте, какова основная идея этого рассказа?
(Обучающиеся читают текст и расставляют пропущенные знаки препинания.)
1)На поникшей ветке черемухи раскачивается маленькая серая птичка. 2)Вправо голову повернет, влево повернет, кидая по сторонам быстрые взгляды. 3)«Видят ли соседи, какие отменные у меня качели?» — гадает она.
4)Тут на соседнюю ветку, хлопая крыльями, опустилась точно такая же серая птичка. 5)Хозяйка куста недовольно покосилась на нее.
6)— Кто ты такая, что с фырканьем садишься на мой куст? — спросила она.
7) — Я — Соловей. 8)Живу в кусте бересклета, — ответила птичка.
9)— Не выдумывай! 10)Это я — Соловей.
11)— Ну, если Соловей, тогда спой, — сказала залетная гостья. 12)Хозяйка запела. 13)Так задорно, так красиво она пела, что гостья слушала и вздохнуть боялась. 14)«Вот это соловушка!» — с восторгом подумала она.
15) — А теперь, если Соловьем назвалась, ты спой! — сказала, допев, хозяйка.
16)Теперь незваная гостья запела, защелкала, рассыпая трели на всю рощу. 17)Слушая ее, хозяйка все на свете забыла, шею вытянула, словно помочь ей хотела, каждую трель гостьи про себя повторяла. 18)И так растрогалась, что из глаз покатились слезы. 19)Она их левым крылом вытирала. 20)Хотя порою и напускает на себя строгость, душа у неё, оказывается, мягкая.
21) — Ты — Соловей, ты настоящий Соловей, — сказала она, — прости, что я так неприветливо тебя встретила.
25)Вот так говорили они. 26)Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей.
27) — Давай будем ходить друг к другу и вместе петь, — сказал один.
28)— Давай! — ответил второй.
29)Так они и сделали. 30)Летали с куста на куст, и парой пели, и каждый поодиночке.
31)Широкой душе и роща не тесна!
Ответим на вопрос: какова идея этого произведения? Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль. (Идея этого произведения выражена в двух предложениях текста: Видно, настоящую цену соловью знает только другой соловей. Широкой душе и роща не тесна! Т.е. только тот может оценить мастерство и талант другого, кто сам талантлив или хорошо разбирается в том или ином деле. Только человек с широкой душой может быть великодушным, благородным, добрым, искренним и гостеприимным)
В) Учитель: А теперь проведём синтаксический и пунктуационный анализ.
Скажите, встретили ли вы в тексте предложения, соответствующие 16 заданию ЕГЭ?
(Ученик: Да, это предложения №2, №13, №16, №30– запятая в предложении с однородными членами)
Назовите номера предложений, если такие есть, которые соответствуют 17 заданию ЕГЭ?
(Ученик: Предложение №2, №4, №15, №16, №17 – с обособленным обстоятельством, №17 – со сравнительным оборотом)
Встретились ли в тексте предложения со знаками препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения, задание 18 ЕГЭ?
(Ученик: Да, это предложения №20, №26 – предложения с вводными словами).
Есть ли в тексте сложноподчинённые предложения, задание 19 ЕГЭ?
(Ученик: Есть. Это №3, №6 – СПП с изъяснительным придаточным, №11, №15 – с придаточным условия, №13, №18 – с придаточным меры и степени, №20 – с придаточным уступки, №21 – с придаточным причины).
Встретились ли в тексте предложения, соответствующие 20 заданию ЕГЭ?
(Ученик: Нет, таких в тексте Мустая Карима не встретилось).
21 задание: 1 и 2 группа – Среди предложений 25-31 найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(Ученик: это предложения 27, 28 – выделительные тире при оформлении диалога)
3 и 4 группа - Среди предложений 1-5 найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(Ученик: Это предложения 2 и 4– с обособленным обстоятельством – деепричастным оборотом).
Учитель: всё верно. Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Отметьте свою работу в оценочных листах, поставив «+» напротив одного из суждений: Испытывал большую трудность при анализе предложений, частично справился с заданием, с заданием справился легко.
5. Подведение итогов. Выполнение рефлексии своей деятельности. (3 мин)
1. Каковы ваши результаты сегодня? (оценочный лист). Благодаря чему вам удалось их достичь?
Какие задания были наиболее легкими, выполнены без ошибок?
Какие задания были наиболее трудные?
Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Мои ощущения при этом? Над чем ещё нужно поработать?
Пожелания одноклассникам/учителю/себе по результатам урока?
Домашнее задание. (1 мин)
Выписать из любого художественного текста примеры предложений по заданиям 16-20 ЕГЭ, сделать их синтаксический и пунктуационный разборы.
Приложение
Два соловья.
Мустай Карим
1)На поникшей ветке черемухи раскачивается маленькая серая птичка. 2)Вправо голову повернетвлево повернет кидая по сторонам быстрые взгляды. 3)«Видят ли соседи какие отменные у меня качели?» — гадает она.
4)Тут на соседнюю ветку хлопая крыльями опустилась точно такая же серая птичка. 5)Хозяйка куста недовольно покосилась на нее.
6)— Кто ты такая что с фырканьем садишься на мой куст? — спросила она.
7) — Я — Соловей. 8)Живу в кусте бересклета, — ответила птичка.
9)— Не выдумывай! 10)Это я — Соловей.
11)— Ну, если Соловей тогда спой, — сказала залетная гостья. 12)Хозяйка запела. 13)Так задорно так красиво она пела что гостья слушала и вздохнуть боялась. 14)«Вот это соловушка!» — с восторгом подумала она.
15) — А теперь если Соловьем назвалась ты спой! — сказала допев хозяйка.
16)Теперь незваная гостья запела защелкала рассыпая трели на всю рощу. 17)Слушая еехозяйка все на свете забыла шею вытянула словно помочь ей хотела каждую трель гостьи про себя повторяла. 18)И так растрогалась что из глаз покатились слезы. 19)Она их левым крылом вытирала. 20)Хотя порою и напускает на себя строгость душа у неёоказывается мягкая.
21) — Ты — Соловей, ты настоящий Соловей, — сказала она, — прости, что я так неприветливо тебя встретила.