kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо по теме: «Связь слов в словосочетании» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с учетом ФГОС ООО. Урок для 8 класса.Тема урока "Связь слов в словосочетании". Урок с использованием технологии кртического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо по теме: «Связь слов в словосочетании» 8 класс»

Алфимова Елена Васильевна учитель русского языка МБОУ «СШ № 30 имени С.А. Железнова» города Смоленска

Конспект урока с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо

по теме:

«Связь слов в словосочетании» 8 класс Тема. Связь слов в словосочетании.

Цели: Образовательные:

-распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного

слова;

-выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

-группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

-анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие:

-развитие навыков монологической речи

-развитие навыков парной и групповой работы

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умение анализировать языковой материал, процесс собственной учебной

деятельности)

Воспитательные:

-воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и к своей работе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Использованная технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Использованные приёмы:

-«Мозговой штурм»

-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»

-объединение информации в блоки через сопоставление

Оборудование: раздаточный материал с таблицей «знаю-хочу знать- узнал» Ход урока

  1. Организационный этап.

Вступительное слово учителяРебята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам

предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и

вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

  1. Вызов
    1. »Мозговой штурм»

Учитель: Что называется словосочетанием? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

      • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

      • Соединение двух и более слов.

      • Состоит из главного и зависимого слова.

      • Бывают именные, глагольные и наречные.

      • Состоит только из самостоятельных частей речи

      • Слова, связанные по смыслу и грамматически

      • Связь в словосочетании – подчинительная и т.д

      • .

    1. Парная работа

Учитель. А теперь зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь

вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

    1. Проверка работы и одновременное заполнение таблицы «Знаю- хочу знать- узнал» Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Знаю

Хочу знать

узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

  • Соединение двух и более слов.

  • Состоит из главного и зависимого слова.

  • Бывают именные, глагольные и

наречные.

  • Состоит только из самостоятельных частей речи

  • Слова, связанные по смыслу и

грамматически

  • Связь в

словосочетании – подчинительная и т.д



    1. Работа в парах

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

      • Лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое

      • Лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь

      • В течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи

      • Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Грамматическая основа предложения Однородные члены предложения

Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот

– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

IУчитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

    1. Групповая работа (по 3 человека). Учитель:
  • Сколько блоков вы получили?

  • По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • По главному слову:

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

  • По зависимому слову:

Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно Учитель:

  • Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

  • Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:
  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке –

глагольные словосочетания, во втором – именные.

  • Объединение по зависимому слову незнакомо.

  • Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Учитель: Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в таблицу.

Знаю

Хочу знать

узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

  • Соединение двух и более слов.

  • Состоит из главного и зависимого слова.

  • Бывают именные, глагольные и

наречные.

  • Состоит только из самостоятельных частей речи

  • Слова, связанные по смыслу и

грамматически

  • Связь в

словосочетании – подчинительная и т.д

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?


Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: Типы связи слов в словосочетании.

  1. Стадия осмысления
    1. Работа в парах с таблицей « Знаю- хочу знать узнал»

– Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте

параграф 7- И материал на страницах 36–37 и заполните таблицу. Время на выполнение 5 минут.

    1. Проверка колонки «Узнал».

Знаю

Хочу знать

Узнал

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

  • Соединение двух и более слов.

  • Состоит из главного и зависимого слова.

  • Бывают именные, глагольные и

наречные.

  • Состоит только из самостоятельных частей речи

  • Слова, связанные по смыслу и

грамматически

  • Связь в

словосочетании – подчинительная и т.д

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

Как называется связь с зависимым словом –

прилагательным?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Управление- такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного

Согласование- связь, при которой зависимое слово-имя

прилагательное и все слова с признаками прилагательного Примыкание-связь, при которой зависимое слово – наречие,

деепричастие,

неопределённая форма глагола

- Как вы думаете, почему так называются связи?

Согласование- так как главное слово и зависимое согласуются вроде, числе, падеже. Управление- Главное слово управляет зависимым, ставя его при себе нужном падеже. Примыкание- лова примыкаю друг к другу по смыслу, так как одно из них обязательно неизменяемое.

  1. Применение правила на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом –существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задаёт вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй ученик проводит такую же работу над вторым блоком. Делает вывод: связь- согласование. Третий работает над третьим блоком. Связь- примыкание.

  1. Практическое закрепление знаний

  1. Упр. 68 ( Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово и назвать способ связи слов в словосочетании)

  2. Работа в парах Задание 1.

    • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

    • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Задание 2.

    • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

    • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

Задание 3.

    • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

    • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

    1. Проверка.

  1. Стадия Рефлексии

1.- Что узнали о способах связи слов в словосочетании.

  1. Оцените одним предложение свою собственную деятельность на уроке

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    • Сегодня я узнал…

    • Было трудно…

    • Было интересно…

    • Я выполнял задания…

    • Я понял, что…

    • Теперь я могу…

    • Я почувствовал, что…

    • Я приобрел…

    • Я научился…

    • У меня получилось…

    • Я смог…

    • Я попробую…

    • Меня удивило…

    • Урок дал мне для жизни…

    • Мне захотелось…

  1. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.


    1. Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.

    2. Выполнить задание на выбор:


  1. упражнение 72.

  2. Составить 15 словосочетаний на тему «Осень за окном», распределив их по способу связи


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алфимова Елена Васильевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо по теме: «Связь слов в словосочетании» 8 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_tekhnologii_kriticheskogo_myshleniia_cherez_chten"
    ["file_id"] => string(6) "632522"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685172281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства