вспомнить понятия «простое» и «сложное» предложения,
научиться различать ССП и СПП,
составлять схемы СПП,
разделять части СПП знаками препинания.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Оборудование: компьютер, проектор, раздадочный материал (карточки-задания), презентация.
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация. Орфографическая пятиминутка
Чу...ство, прекрас...ный, чес...ный, ус...ный, счас...ливый, плес...нуть, праз...ный, яс...ные, грус...ный, чудес...ный, извес...ный, со...нце. (При проверке дети объяснят написание и назовут, что объединяет данные слова)
Фронтальный опрос к постановке цели урока:
Что такое синтаксис? Что изучает раздел лингвистики синтаксис?
Назовите виды связи слов в словосочетаниях, приведите примеры на каждый вид (Подмосковное имение, история Руси, легко сделать, крикнул нетерпеливо (крикнул с нетерпением), морской простор).
А какие виды сложных предложений?
Назовите, пожалуйста, сочинительные союзы?
Придумали и записали сложносочиненное предложение по вариантам. 1 ряд с соединительными союзами, 2 ряд – с разделительными союзами, 3 ряд – с противительными союзами.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Постановка темы.
Расставь запятые.
Было так тихо(1) как (2) только бывает тихо в лесу в безветренный день (3) празднично (4) и холодно.
III. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.
Учитель: Так что же именно вызывает у вас затруднение?
А какую цель и задачи поставим перед собой ?
У: -дать понятие СПП.
- узнать о строении СПП, научиться строить схемы.
- узнать правила постановки знаков препинания в СПП.
Учитель: Хорошо. Вспомним, что мы знаем о словосочетании?
У: Состоит из двух и более слов. Есть главное и зависимое слово.
Учитель: Верно. А как вы думаете, что общего у словосочетания и СПП.
У: У СПП тоже есть зависимая часть.
Учитель: Верно. В СПП зависимая часть называется придаточной. Что же такое СПП?
Ученики делают предположения.
В учебнике дан теоретический материал, с которым вы познакомитесь подробнее дома и на последующих уроках. А сейчас нам нужно знать основные особенности данных предложений к уроку.
А сейчас запишем схему предложения. Обратите внимание, что главное предложение на схеме обозначается квадратными скобками, а зависимое –круглыми.
Какая трудность у вас может возникнуть при работе с предложениями. С каким видом предложений мы можем спутать СПП?
У: ССП.
Учитель. Верно. И ССП и СПП имеют более одной грамматической основы.
Как же различать данные предложения? В чем их основные отличия?
У: Предложения в СПП присоединяются с помощью подчинительных союзов.
Учитель: Мы с вами говорили, что в ССП предложения равноправны между собой. А в СПП?
У: Неравноправны.
Учитель: А что мы можем сказать о правилах постановки знаков препинания в СПП?
У: Придаточное предложение отделяется запятой.
IV. Первичное закрепление нового знания во внешней речи.
Учитель: Итак, какой цели из поставленных нами мы достигли на данном этапе?
У:Мы узнали особенности СПП.
Учитель: Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
У: Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель: Полностью с вами согласна. А для чего, по –вашему, мы используем с вами в нашей речи СПП?
У: Чтобы выразить сложную мысль, сообщить дополнительную информацию, чтобы сделать нашу речь более яркой.
Учитель: Вы совершенно правы. Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам поработать со СПП.
Выполним задание 1. Списать, выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания.
1. Если самолюбие Мартынова было уязвлено он доходил до величайшего озлобления. (У доски 1 ученик, все остальные выполняют вместе с ним)
2. В другой день когда секунданты узнали о причине ссоры они употребили все средства для примирения противников.(1 вариант1)
3. Было время когда я в качестве новичка искал доступа в высшее общество.(2 вариант)
Задание 2 Составить предложения по схемам:
1) [ ... ], (которые...).
2) [... ], (где...)?
I. Самоконтроль
Учитель: Итак, вы многое узнали сегодня о СПП, многому научились. Вы уверены в своих умениях?
У:Да.
Учитель: Давайте проверим. Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП?
У: При написании сочинений и изложений.
У: На экзамене.
Учитель: Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них.
(работа с заданиями ОГЭ)
Тест 1 – В
Задание 1. Найдите ошибочные высказывания, обозначая их цифрой 0, а правильные – цифрой 1.
1. [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
2. Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.
3. Придаточное предложение может стоять только после главного.
4. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу и с помощью союзов
5. В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,- придаточное предложение находится перед главным.
Задание 2. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой и выпишите его, расставляя знаки препинания
а) Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала на мужа.
б) Пока он не скрылся за кустами орешника, она смотрела ему вслед.
в) Слышно было как он, солидно ступая, прошел через гостиную.
г) Было ясно, как день, что человек томился.
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Он (1) развращённый размеренным образом жизни (2)пополнел (3) раздобрел (4) и неохотно ходил пешком (5) так (6) как страдал одышкой.
2-В
Задание 1. Найдите ошибочные высказывания, обозначая их цифрой 0, а правильные – цифрой 1.
Учитель: Перед вами предложения. Но не все предложения здесь СПП. Вам нужно найти их, выписать и поставить верно знаки препинания.
Задание 3
Расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения (в целях экономии времени задание выполнить на карточках).
1. Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум который бывает только днем. 2.В комнате не было ни души. 3. Каштанка потянулась зевнула и сердитая и угрюмая прошлась по комнате. 4. Кроме двери которая вела в переднюю была еще дверь. 5. Подумав Каштанка поцарапала ее обеими лапами отворила и вошла в следующую комнату. 6. Тут на кровати укрывшись байковым одеялом спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.
VIII.Рефлексия учебной деятельности.
- Итак,ребята,чему был посвящен наш урок?
Какие трудности вы испытывали в начале урока?
Что нового узнали о СПП?
Домашнее задание: Параграф 9, упражнение 104.
Творческое задание на дополнительную оценку.
Составить рекламный текст любого товара, используя сложноподчиненные предложения.
Резервное задание.
Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме.(на слайде)
(зачитывают синквейны.)
Раздаточный материал.
1 вариант
Выполним задание 1. Списать, выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания. 1. Если самолюбие Мартынова было уязвлено он доходил до величайшего озлобления. 2. В другой день когда секунданты узнали о причине ссоры они употребили все средства для примирения противников. 3. Было время когда я в качестве новичка искал доступа в высшее общество.
Задание 2 Составить предложения по схемам:
1) [ ... ], (которые...).
2) [... ], (где...)?
Тест
Задание 1. Найдите ошибочные высказывания, обозначая их цифрой 0, а правильные – цифрой 1.
1. [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения. 2. Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным. 3. Придаточное предложение может стоять только после главного. 4. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу и с помощью союзов 5. В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,- придаточное предложение находится перед главным.
Задание 2. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой и выпишите его, расставляя знаки препинания
а) Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала на мужа. б) Пока он не скрылся за кустами орешника, она смотрела ему вслед. в) Слышно было как он, солидно ступая, прошел через гостиную. г) Было ясно, как день, что человек томился.
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Он (1) развращённый размеренным образом жизни (2) пополнел (3) раздобрел (4) и неохотно ходил пешком (5) так (6) как страдал одышкой.
Задание 3 Расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения (в целях экономии времени задание выполнить на карточках).
1. Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум который бывает только днем. 2.В комнате не было ни души. 3. Каштанка потянулась зевнула и сердитая и угрюмая прошлась по комнате. 4. Кроме двери которая вела в переднюю была еще дверь. 5. Подумав Каштанка поцарапала ее обеими лапами отворила и вошла в следующую комнату. 6. Тут на кровати укрывшись байковым одеялом спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.
2 вариант
Выполним задание 1. Списать, выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания. 1. Если самолюбие Мартынова было уязвлено он доходил до величайшего озлобления. 2. В другой день когда секунданты узнали о причине ссоры они употребили все средства для примирения противников. 3. Было время когда я в качестве новичка искал доступа в высшее общество.
Задание 2 Составить предложения по схемам:
1) [ ... ], (которые...).
2) [... ], (где...)?
Тест.
Задание 1. Найдите ошибочные высказывания, обозначая их цифрой 0, а правильные – цифрой 1.
2. Зависимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется придаточным.
3. Придаточное предложение может стоять только после в начале предложения.
4. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу и с помощью союзов.
5. В предложении: Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём,- придаточное предложение находится перед главным.
2. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой и выпишите его, расставляя знаки препинания.
а) Он злился и винил себя, хотя и не понимал своей вины
б) Он решительно не знал, что ему говорить, а говорить было необходимо.
в) Здесь где на черных, густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть прошлое.
г) Она, когда уже самое главное было сказано, дышала легко и свободно.
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Он (1) развращённый размеренным образом жизни (2)пополнел (3) раздобрел (4) и неохотно ходил пешком (5) так (6) как страдал одышкой.
Задание 3 Расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения (в целях экономии времени задание выполнить на карточках).
1. Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум который бывает только днем. 2.В комнате не было ни души. 3. Каштанка потянулась зевнула и сердитая и угрюмая прошлась по комнате. 4. Кроме двери которая вела в переднюю была еще дверь. 5. Подумав Каштанка поцарапала ее обеими лапами отворила и вошла в следующую комнату. 6. Тут на кровати укрывшись байковым одеялом спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.
Карточка для слабых учащихся
1) Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.
2) Вскоре Надя объявила что уха готова.
3) Поляна где мы расположились была прекрасна.
4)Неожиданно Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.
5)Вася очень хорошо знал его потому что они росли в одном дворе.