kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Водные слова и вводные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся знакомятся с новым видом предложений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Водные слова и вводные предложения"»

Урок русского языка в 8-м классе на тему "Вводные слова и вводные предложения"

Оборудование: Презентация в Power Point

Цели урока: 1. Дать понятие вводных предложений, их значений, особенностей постановки знаков препинания.

2. Развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Через произведения В.Солоухина пробуждать у учащихся самые лучшие качества человека: доброту, милосердие

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

(Вл. Солоухин)

Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина (слайд 2), я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение.

- Если выразить главную мысль стихотворения с помощью предложения с вводным словом, как оно будет выглядеть?

По словам В.Солоухина, “здравствуйте” имеет огромное значение для общения. (слайд 3)

- Запишите это предложение в тетрадь.

2. Повторение.

- Сегодня мы продолжим работу с вводными конструкциями. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.

- Дайте определение вводных слов. На какие группы по значению делятся вводные слова? (слайд 2)

- Определите значение у вводного слова в записанном предложении.

Упр. 271 (читаем, комментируем знаки препинания при вводных словах, определяем значение – устная работа)

Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей.

- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают?”

-Постройте предложение таким образом:

Люди читают, я думаю, чтобы…

(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире.; чтобы “убить время”.

3. Новый материал

- Таким образом, мы записали предложение на новую тему.

Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения).

Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.

(читаем вслух еще раз с учетом правила)

Вводные предложения могут на письме выделяться скобками, реже – тире, если они выражают дополнительные замечания или пояснения.

Убедимся мы в этом на примере отрывка из рассказа В.Солоухина “Закон набата”. (слайд 4)

- В этом рассказе В.Солоухина говорится о пожаре и поведении людей во время бедствия. Автор показал наше отношение к чужому горю. Как часто мы проходим мимо тех, кому нужна помощь, а если даже и замечаем, то успокаиваем свою совесть словами: “Это не наше дело”. К сожалению, беды случаются все чаще, и это уже не только пожары, но и катастрофы, террористические акты, которые заставляют содрогаться весь мир. Этим рассказом В.Солоухин убеждает нас, что только вместе мы сила.

Напомню, что набат – сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий.

Закон набата (слайд 5)

…Мужики и бабы побросали косы и серпы (стояло жнитво), полумертвые прибежали в село, кое-кто от самого Самойловского леса.

Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек – бросай все и беги на зовущий голос.

Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, с лопатами, с ведрами. Кое-кто с вилами – на всякий случай. Неизвестно, что за беда. Не ровен час, пригодятся и вилы.

И поднимется в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что непреложен и велик закон набата.

Закон набата будет современен всегда, пока в мире случаются несчастья. И пока у человека есть душа, набат будет звучать для него.

- Выпишите из текста предложения, которые включают в себя вводные, со скобками и тире. (1,5)

По учебнику читаем теоретический материал с примерами.

Упр. 273 (устно) В данном упражнении представлены все случаи выделения вводных предложений.

Упр. 275 (у доски)

Метель, кажется, нескоро утихнет (различная степень уверенности) – Метель, я думаю, нескоро утихнет.

Наши шахматисты добьются, несомненно, больших успехов на олимпиаде. – Наши шахматисты добьются, в этом никто не сомневается, больших успехов на олимпиаде.

Земледельцы Кубани, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы (источник сообщения) – Как сообщают газеты, земледельцы Кубани успешно ведут весенние полевые работы.

4. Комментирование Д/З. Упр. 274

- Выполняя домашнее упражнение, используйте различные знаки препинания при выделении вводных предложений. Например,

Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти. Зеленый мыс – так называется одно из красивейших мест на побережье – находится вблизи Батуми.

5. Итог урока. Выставление оценок.

- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “вводные предложения”, с особенностями постановки знаков препинания при них.

А также с помощью В.Солоухина постигли непреложные истины.

Закончить урок я хотела бы также словами В.Солоухина: “Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.

Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко”.

В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:

Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко. (слайд 6)

- Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена.

Использованная литература:

Русский язык. Учебник для 8 класса. Автор: С.Г.Бархударов.

“Уроки литературы”. Приложение к журналу “Литература в школе”, №12, 2004.

Л.Н.Пастухова “Время набата”. Ученический анализ рассказа В.Солоухина “Закон набата”.

Презентация











Тема: Ввставные конструкции.

Цель: научить видеть и выделять в речи и на письме вводные слова и вводные сочетания слов по значению.

Задачи:

  • образовательная: познакомить с терминами « вводные слова» и «вводные предложения», с их основными группами по значению как средством выражения отношения говорящего к объекту разговора;

  • развивающая: формировать пунктуационные умения и навыки, находить вводные слова в предложении, выделять их интонационно, способствовать обогащению речи школьников вводными словами; развивать культуру речи;

  • воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку и патриотические чувства.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, наглядный, словесный, практический, поисковый.

Формы: самостоятельная работа, беседа, рассказ, работа со словарем, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в Power Point ,учебник, таблица «Учебная книга БИС 2007 г.Автор А.О.Орг» №20, толковый словарь.

Ход урока:

  1. Оргмомент (оформление классной работы).

  2. Орфографическая зарядка ( слайд №1-3)

  3. Словарно – лексическая работа со словом г л а м у р ( слайд №4-5)

  4. Объяснение нового материала

а) Прочитайте предложения; укажите, в каких из них выделенные слова являются членами предложения, а в каких не являются.

Музыка, кажется, вышла гламурная и вполне комфортная. Эта музыка мне кажется слишком гламурной.(слайд №6)

Комментарий учителя

Сравнение предложений показывает, какое слово является членом предложения, а какое введено в предложение для выражения меньшей степени уверенности. Такие слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он сообщает, и называются вводными. Они вводятся в предложение, не являясь его членами.

б)Самостоятельно прочитайте теоретический материал учебника: п.59. Рассмотрите таблицу «Вводные слова и словосочетания»(№20 ) и с её помощью сформулируйте, какие значения имеют вводные слова.

  1. Тренировочные упражнения

1. Упр.364 (работа по схеме)

2. Спишите отрезки предложений, расставляя знаки препинания. Дополните эти предложения (слайд №7)

3. Роль вводных слов в речи. Упр.383,384

Комментарий учителя

Итак, вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать. Приведите примеры таких слов. Найдите слова – сорняки в данных предложениях(Слайд№8)



4. – Помните ли вы песенку, в которой были такие слова: «И хорошее настроение не покинет больше вас»? Мне хочется, чтобы при изучении трудной темы «Вводные слова» вас также не покидало хорошее настроение(гламурное настроение!) Поэтому предлагаем вам такую песенку( подготовленные ребята исполняют песню, у каждого на столе слова):

I. Если в предложенье в чём-то есть сомненье,

Если не понятно, как должно бы быть,

Говорят должно быть или вероятно.

Кажется, возможно или может быть.

Припев:

И улыбка понимания чуть коснётся ваших глаз,

Ваши знаки препинания подводить не будут вас.

II. А когда всё точно и определённо

И ничто не может вас поколебать,

Говорят действительно, правда, несомненно

Или разумеется можно здесь сказать.

III. Если в предложенье ваше отношенье

Вам необходимо чётко выражать,

Скажете вы к счастью или к сожаленью.

Даже к удивлению вы можете сказать.

IV.Если вы кому-то пояснить хотите,

Как, в каком порядке что за чем идёт,

Скажете во-первых, во-вторых и в-третьих,

Скажете вы значит и наоборот.

V. Если дружелюбно с кем-то говорите,

Чтобы собеседник лучше понял вас,

Скажете представьте или извините,

Скажете послушайте - и, может быть, не раз.



Задание: используя вводные слова из IV куплета песни, составьте небольшой текст(3-4 предложения) на тему: «Нужны ли в русском языке такие слова, как г л а м у р, ш о п,

и м и д ж и другие или можно обойтись без них?»(слайд №9)



VI. Подведение итогов урока, осмысление результатов работы.

  1. Домашнее задание: п.59, 60 упр.365,367 (на выбор)









































УРОК №2

Тема: Выделительные знаки препинания при вводных словах,

вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Цель: сформировать умение выделять на письме вводные слова,

вводные сочетания слов и вводные предложения

Задачи:

  • образовательная: закрепить умение находить вводные слова , вводные сочетания слов и вводные предложения в тексте, правильно ставить знаки препинания;

  • развивающая: развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания; развивать устную и письменную речь учащихся;

  • воспитывающая: воспитывать интерес к художественной литературе, к слову.



Тип урока: комбинированный.



Методы: репродуктивный, наглядный, словесный, практический, поисковый.



Формы: самостоятельная работа, беседа, рассказ, работа со словарем, индивидуальная и групповая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, таблица, толковый словарь. Презентация в Power Point



Ход урока:



  1. Оргмомент (оформление классной работы).

  2. Синтаксическая разминка ( слайд №1-2)

  3. Словарно – лексическая работа

- Чтобы идти в ногу со временем, быть человеком образованным, нужно много читать, уметь извлекать нужную и полезную информацию. Какова этимология и лексическое значение слов информация, информировать?(слайд №3)



  1. Проверка домашнего задания:

  1. Один ученик работает у компьютера (выполняет тест).

  2. Беседа по вопросам:

    • Расскажите, какие слова называются вводными.

    • Какие значения могут иметь вводные слова?

    • Примеры приведите из домашних упражнений.



  1. Тренировочные упражнения

  1. Задача:

Записывая предложение под диктовку, ученик расставил знаки препинания следующим образом: Вдалеке, видно, озеро. Правильно ли выполнена работа? Докажите.

  1. Выпишите предложения с вводными словами, укажите их значение ( слайд №4)

  1. Новый материал и закрепляющие упражнения

1) Упр.372

2) Итак, продолжаем работу с вводными конструкциями.

Послушайте текст из журнала «Наука и жизнь» (при чтении определяем значение вводных конструкций)

Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во – первых, они читают для овладения какой – нибудь специальностью. Во – вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.

Правда, может быть есть и ещё одна причина- «убить время». К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать.



/Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей/.

- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают? Постройте предложение таким образом:

Люди читают, я думаю, чтобы…

(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире; чтобы “убить время”).



- Таким образом, мы записали предложение на новую тему. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.

Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения).



- Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.



(Читаем вслух еще раз с учетом правила)



Прочитайте теоретический материал на стр.164 и найдите синтаксические конструкции с вводными предложениями.

Информация учителя: вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные (я знаю, как сообщают газеты), односоставные неопределённо-личные (как мне пишут, говорили о нём), безличные (как мне казалось, можно полагать).

- Используя данные вводные предложения выполните следующее задание (слайд №5)



VII. Итог урока. Выставление оценок.



- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “вводные предложения”, с особенностями постановки знаков препинания при них.



А также с помощью КНИГИ, извлекая полезную информацию, постигли непреложные истины.



Закончить урок я хотела бы словами народного артиста России А.Баталова: «…И всё – таки именно книга – единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни. Никакие другие виды информации не заменят и не отменят её». (слайд №6)



- В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:



Именно книга, как утверждал А.Баталов, единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни.



- Пусть каждый из вас любит книгу.

VIII. Домашнее задание. П.61 Записать 3-4 цитаты о книге, употребив в них вводные конструкции.

Презентация№2




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Водные слова и вводные предложения"

Автор: Чернозубова Маргарита Николаевна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518405

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства