kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Неопределённо-личные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с неопределённо-личными предложениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Неопределённо-личные предложения"»

Тема урока: Неопределённо-личные предложения (8 класс)


Цели урока:

Обучающая

Познакомить учащихся с неопределенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым.

Развивающая

Развивать умение находить неопределенно- личные предложения в тексте, сопоставлять с синонимичными двусоставными и определять их различия.

Воспитывающая

Формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: Презентация, карточки

Ход урока.


1.Организационный момент

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на экран. Там написан эпиграф к нашему уроку.

 Слайд №1

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»

-Вы согласны с данным высказыванием?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.


- Какую тему мы с вами изучали на последних уроках? (Виды односоставных предложений. Определённо - личные предложения)).

- Вот мы сегодня с вами постараемся обобщить наши знания об определенно- личных предложениях: вспомним теоретические сведения, изучаемые в этом разделе, а также узнаем что-то новое.

1.Фронтальная беседа:

- Назовите основную единицу синтаксиса, характеризующуюся смысловой и интонационной законченностью? (предложение)

- Что называется грамматической основой предложения?(Подлежащее и сказуемое)

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное)

- На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?(распространённое и нераспространённое)

- Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (двусоставные и односоставные)

– Какие предложения называются односоставными?

- Как их отличить от двусоставных?

– Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?

(Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола)


Мы вспомнили некоторые теоретические сведения; определения же, касающиеся односоставных предложений, мы вспомним в ходе урока.


2. Синтаксическая разминка «Найди ошибки»

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному селу - задача первостепенной важности.

А) повествовательное Г) двусоставное

Б) восклицательное Д) нераспространенное

В) простое

Выделите грамматическую основу предложения

Какой частью речи выражены главные члены предложения?

III. Замените данные словосочетания синонимичными словосочетаниями

1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

1. «подземного хода» - хода под землёй

2. «по материнской линии» - по линии матери

3. «начальные главы» - главы начала

4. «ремесло сапожника» - сапожное ремесло

5. «сказания кельтов» - кельтские сказания



2. Замените словосочетания, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

1. «особенности кроликов» - кроличьи особенности

2. «искусству фехтования»- фехтовальному искусству

3. «царство под горой» - подгорное царство

4. «ответ с загадкой» - загадочный ответ

 5. «правила игры» - игровые правила



3. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

1. «радушно приняли» - приняли с радушием

2. «отпраздновали весело»- отпраздновали с весельем

3. «откровенно выразил» - выразил с откровенностью

4. «смотрели подозрительно» - смотрели с подозрением

5. «безжалостно отчитал» - отчитал без жалости

II Объяснение нового материала Упражнение №17

Прочитайте предложения, сравните их. Чем они различаются?

Выпишите главные члены предложения.

Укажите форму глагола - сказуемого

О детстве всегда вспоминаешь с улыбкой.

О детстве всегда вспоминают с улыбкой

О детстве все всегда вспоминают с улыбкой.

- Можно ли во втором и третьем предложениях по формам глаголов- сказуемых восстановить подлежащее? (да)

- В каком предложении в роли подлежащего мыслится определенное действующее лицо, а в каком – неопределённое?

- Какое из предложений является односоставным определённо-личным, а какое – двусоставным?

  1. Что нужно сделать, чтобы определить вид этого односоставного предложения? (Найти глагол-сказуемое и определить, в какой форме оно употреблено.)



  2. Слайд 5

    Запишем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа». Спишите со слайда предложение, найдите глагол-сказуемое и определите его форму. (Сказуемое «вспоминают» - 3 лицо, множественное число, настоящее время)

  3. Можно ли к этому сказуемому подставить местоимение? Какое? (Они)



Слайд 6

А они это кто? Это какое-то определенное лицо или его нельзя определить? (Лицо определить нельзя, им могут быть многие.)

  1. Попробуйте теперь сформулировать тему урока. (Неопределенно-личные предложения.)

  2. Запись темы в тетрадь.

  1. Упражнение №18

Выпишите главные члены предложений. Чем они выражены? Укажите форму глаголов – сказуемых.

  1. Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются. (И.Крылов)

(сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, настоящего времени изъявительного наклонения)

  1. Уж об твоём ли не радели об воспитании с колыбели! ( А.Грибоедов) (сказуемое выражено глаголом множественного числа, прошедшего времени изъявительного наклонения) Словарная работа (не радели – не заботились)

  2. Интересно, что мне подарят на день рождения? (сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, будущего времени изъявительного наклонения)

  3. Знали бы дорогу- не заблудились бы.

(сказуемое выражено глаголом условного наклонения)

Вывод: Какое предложение называются неопределенно - личным?

Неопределённо- личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения

  1. Упражнение №19

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные. Изменится ли при этом смысл высказывания, и если да, то каким образом?

1) У нас в семье все любят спорт. 2) Вас кто-нибудь проводит до дома? 3) На вас некоторые жалуются. 4) По радио диктор передавал последние известия

- Содержание предложений понятно без подлежащего?


В двусоставных предложениях внимание направляется на производителя действия, а в неопределённо – личных предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно.

  1. Упражнение № 20


Выпишите из каждого столбика четвёртое «лишнее» и объясните свой выбор.

Составьте с выписанными глаголами односоставные предложения и запишите их. Какого вида односоставные предложения у вас получилось?


узнали н-л хранят н-л видите о-л

читают н-л храним о-л уважают н-л

напиши о-л хранили н-л создали н-л

вспомнят н-л сохранят н-л заставят н-л



напиши – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом повелительного наклонения, множественного числа

храним – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 1 лица, мн. числа, изъявительного наклонения, настоящего времени.

видите – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 2 лица множественного числа, изъявительного наклонения, настоящего времени.

Сегодня на уроке мы говорили об односоставных предложениях. А нужны ли они нам? Может, достаточно двусоставных?

Для чего нужны односоставные предложения? (Они делают нашу речь более четкой, стройной, непринужденной, живой, динамичной.)

  1. Упражнение № 22

Прочитайте текст.

Определите его тему, основную мысль. Что отражает заголовок? Как вы считаете, к какому стилю речи можно отнести этот текст – к языку художественной литературы или к публицистическому?

Как хлеб ищут

(1) В детстве я терял свои вещи. (2) Искал их, не находил и сердился.

(3)- А ты ищи, как хлеб ищут, - говорила бабушка, - обязательно найдёшь.

(4) Бабушкин совет я не понимал. (5) Хлеб лежит в шкафу.(6) Найти его проще простого. (7) Вообще искать не нужно.

(8) Я был подростком. (9) Началась война. (10) Продуктов не хватало. (11) Всё время хотелось есть. (12)Полученный по карточкам хлеб поровну делили между членами семьи. (13) Давали корочку Джеку.

(14) В обед от пайка ничего не оставалось.

(15) Вечером я осматривал все ящики в столе, все уголки на полках шкафа – не осталась ли где хлебная крошка…

(16) Тогда – то я понял, как хлеб ищут. (А. Митяев)


- Найдите в тексте сложные предложения, в составе которых есть односоставные предложения, определите их вид.

- Укажите количество грамматических основ в этих предложениях.

Тема текста- цена хлеба, хлеб – это жизнь.

Выражение ищи, как хлеб ищут в толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий означает призыв искать лучше.


Что отражает заголовок?

Тема текста - как хлеб ищут - призыв искать лучше. Откуда пошло выражение "ищи, как хлеб ищут!"? Почему хлеб, а не воду, не золото, не воздух? И вообще хлеб не ищут (в отличие от воды или клада), а делают: выращивают, мелят в муку и выпекают. Чего его искать и где?


Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем, что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки. Эти люди помнят, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет мир и будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • Какие группы односоставных предложений вы изучили? ( Определённо-личные и неопределённо-личные)

  • Какие предложения называются определённо-личными? (Это односоставные предложения с главным членом - сказуемым в форме глагола 1 , 2 лица.)



Какие предложения называются неопределённо-личными? (Это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го л. множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего







15.2 Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста «Тогда –то я понял, как хлеб ищут»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Неопределённо-личные предложения"

Автор: Маргарита Николаевна Чернозубова

Дата: 09.12.2022

Номер свидетельства: 619680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства