kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 8 классе «Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен как открытый в рамках методического дня "Современные образовательные технологиии". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе «Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета



Методический день

«Современные педагогические технологии

как необходимое условие эффективности

образовательного процесса»





Открытый урок русского языка

в 8 классе

«Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть»









Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Яйцова И.Л.







24.04. 2018 г.

Предмет: русский язык

Класс: 8

Дата проведения: 24.04.2018г.

Учитель: Яйцова И.Л.

Тема: Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть (п.65, 66)

Цели:

  1. познакомить учащихся со способами передачи чужой речи (прямая и косвенная), структурой предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);

  2. 2) научить интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью, разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

  3. 3) научить обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль, заменять прямую речь косвенной, разграничивать предложения с прямой и косвенной речью.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечание

Организационный момент. Установка на сотрудничество

Учитель: 

- Добрый день, ребята, уважаемые гости!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо.

- Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела предложить вашему вниманию притчу. «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. 
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. 
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Эпилог:

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах»

(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).



- Ребята, а что же такое притча?

(Притча-небольшой рассказ философского нравоучительного характера)

- Ответьте, пожалуйста, о чем повествует данная притча?

(На пути к большому успеху человек преодолевает множество испытаний. Любое большое дело начинается с малого. Знания своего рода – большая звезда, и чтобы достать эту звезду, нужно приложить немало усилий).

- Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Тему урока «Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть».


- Прочитайте предложения (записаны на доске)

М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».



- Прежде чем мы с вами выясним, в чем различие данных предложений по структуре, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете выражение М.Горького?»

(М.Горький в своем выражении призывает нас к чтению книг с целью усовершенствования своих знаний в области русского языка).

- Итак, ребята, в чем структурное различие данных предложений?

( Во втором предложении есть прямая речь. Слова переданы дословно, точно от имени писателя.)

- Ребята, что такое прямая речь?

(Прямая речь - речь, переданная без изменения, от лица говорящего)

- Что вы можете сказать о первом предложении?

(В первом предложении повествование ведется от третьего лица, речь передана с помощью СПП).

- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?

(Узнать, что такое чужая речь и комментирующая часть, научится строить предложения с чужой речи и оформлять их на письме)










Заранее подготовленные ученики читают притчу по ролям (Приложение 1)

Самостоятельное изучение нового материала

Учитель:

- Чужая речь это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называют и то, о чем человек думает, что он пишет. В беседе, рассказе о чем-либо иногда бывает необходимо передать то, что говорили или писали другие без сохранения всех подробностей. Для этого можно воспользоваться одним из способов. А что это за способы, вы узнаете, изучив дополнительный материал (учитель раздает детям дидактический материал, приложение 2) 

Чужая речь. Способы передачи чужой речи

 Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

 

Способы передачи чужой речи

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».


2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.


3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)


4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

- Используя данную текстовую информацию, преобразуйте ее в табличный вариант.

Образец таблицы

Способы передачи чужой речи

Пример































































Сильный ученик работает у доски

Устная работа

- Определите, какой из способов передачи чужой речи использован в предложениях:

1. Доктор рассказал о принципах правильного питания (использование дополнения)

2. Нарушение принципов правильного питания, по словам доктора, может привести к серьезным проблемам (использование вводной конструкции)

3. Доктор сказал: «Соблюдайте принципы здорового питания» (использование прямой речи)

4. Доктор сказал, что необходимо соблюдать принципы здорового питания (использование косвенной речи)


Слово учителя

- Итак, вы поняли, что чужая речь вводится в повествование разными способами и часто сопровождается пояснениями автора. Эти пояснения называются комментирующей частью. Комментирующая часть может представлять собой простое нераспространенное предложение или быть достаточно распространена, не только вводя чужую речь в текст, но и отражая чувства, настроение или действие говорящего.

Например (предложения записаны на доске):

  1. Попутчик спросил: «Вы часто путешествуете на самолете?»

  2. Явно волнуясь перед предстоящим перелетом, попутчик спросил меня: «Вы часто путешествуете на самолете?»

(Во втором примере из комментирующей части мы явно можем сделать выводы о эмоциональном состоянии собеседника автора: он волнуется и, видимо, чтобы успокоить себя перед полетом, начинает разговор с соседом. Таким образом, комментирующая часть, не передавая непосредственно речь персонажа, может сообщить сведения о его настроении, самочувствии, планах и т.п.)


Закрепление изученного. Тренировочные упражнения

  1. Упражнение 402 (устно).


  1. Спишите данные предложения, расставьте знаки препинания:

1) Алексей Максимович Горький писал Борьба за чистоту за смысловую точность за остроту языка есть борьба за орудие культуры.

2) Я не знаю языка лучше чем у Лермонтова говорил Антон Павлович Чехов.


  1. Запишите под диктовку предложения, объясняя условия постановки знаков препинания:

1) Дева у моря стояла, говоря сама с собой: «Что на свете шире моря? Что на свете длинней поля? Что быстрей коня лихого? Что вкусней и слаще мёда?»

2) Из воды ей рыбка молвит: «Ах ты, дева, зелен разум! Небо шире синя моря, длинней море чиста поля, взор быстрей коня лихого, белый сахар слаще мёда».

3) «В хорошей посуде и чай вкуснее», - гласит пословица.

4) Глядя на светлое небо, отец сказал, что завтра будет славная погода.

5) Брат напомнил о том, чтобы мы не забыли убрать сено.

 

(Проверка всем классом, выборочное составление схем).



Рекомендации учителю: напомните учащимся, что прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся ниже тоном и с ускорением.


Контроль знаний. Тест

Тестовые задания (приложение 3)

1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.

Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»

а) Отец кричит, что палят пушки.

б) Отец кричит, что гляди палят пушки.

в) Отец кричит, гляди палят пушки.

г) Отец кричит, гляди палят пушки!

Ответ: а.


2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.

а) Я объяснил им, что я офицер.

б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.

в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.

г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

Ответ: г.


3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

Ответ: а, г.



Рефлексия

- Ребята, давайте оценим сегодняшний урок и свою работу на нем.

- Каким для вас был сегодняшний урок?

- Что больше всего запомнилось, понравилось?

- Какие новые знания вы сегодня приобрели?

- Как эти знания вам помогут в жизни?


Задание на дом

Прочитать параграфы 65, 66 в учебнике, письменно выполнить упражнение 403 (составить предложения, используя предложенные схемы)


Итог урока

Учитель благодарит детей за работу на уроке, озвучивает и комментирует оценки за урок

































Приложение 1

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. 
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. 
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Эпилог:

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах»

(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).





























































Приложение 2

 Чужая речь. Способы передачи чужой речи

 Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

 

Способы передачи чужой речи

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».


2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.


3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)


4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.



















Приложение 3

Тестовые задания

1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.

Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»

а) Отец кричит, что палят пушки.

б) Отец кричит, что гляди палят пушки.

в) Отец кричит, гляди палят пушки.

г) Отец кричит, гляди палят пушки!

Ответ: а.


2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.

а) Я объяснил им, что я офицер.

б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.

в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.

г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

Ответ: г.


3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».

Ответ: а, г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Яйцова Ирина Леонидовна

Дата: 20.09.2018

Номер свидетельства: 478274


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства