Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе «Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета
Методический день
«Современные педагогические технологии
как необходимое условие эффективности
образовательного процесса»
Открытый урок русского языка
в 8 классе
«Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть»
Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Яйцова И.Л.
24.04. 2018 г.
Предмет: русский язык
Класс: 8
Дата проведения: 24.04.2018г.
Учитель: Яйцова И.Л.
Тема: Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть (п.65, 66)
Цели:
познакомить учащихся со способами передачи чужой речи (прямая и косвенная), структурой предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
2) научить интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью, разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
3) научить обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль, заменять прямую речь косвенной, разграничивать предложения с прямой и косвенной речью.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Примечание
Организационный момент. Установка на сотрудничество
Учитель:
- Добрый день, ребята, уважаемые гости!
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо.
- Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела предложить вашему вниманию притчу. «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Эпилог:
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах»
(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).
- Ребята, а что же такое притча?
(Притча-небольшой рассказ философского нравоучительного характера)
- Ответьте, пожалуйста, о чем повествует данная притча?
(На пути к большому успеху человек преодолевает множество испытаний. Любое большое дело начинается с малого. Знания своего рода – большая звезда, и чтобы достать эту звезду, нужно приложить немало усилий).
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Тему урока «Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть».
- Прочитайте предложения (записаны на доске)
М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
- Прежде чем мы с вами выясним, в чем различие данных предложений по структуре, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете выражение М.Горького?»
(М.Горький в своем выражении призывает нас к чтению книг с целью усовершенствования своих знаний в области русского языка).
- Итак, ребята, в чем структурное различие данных предложений?
( Во втором предложении есть прямая речь. Слова переданы дословно, точно от имени писателя.)
- Ребята, что такое прямая речь?
(Прямая речь - речь, переданная без изменения, от лица говорящего)
- Что вы можете сказать о первом предложении?
(В первом предложении повествование ведется от третьего лица, речь передана с помощью СПП).
- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?
(Узнать, что такое чужая речь и комментирующая часть, научится строить предложения с чужой речи и оформлять их на письме)
Заранее подготовленные ученики читают притчу по ролям (Приложение 1)
Самостоятельное изучение нового материала
Учитель:
- Чужая речь это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называют и то, о чем человек думает, что он пишет. В беседе, рассказе о чем-либо иногда бывает необходимо передать то, что говорили или писали другие без сохранения всех подробностей. Для этого можно воспользоваться одним из способов. А что это за способы, вы узнаете, изучив дополнительный материал (учитель раздает детям дидактический материал, приложение 2)
Чужая речь. Способы передачи чужой речи
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.
Способы передачи чужой речи
Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
- Используя данную текстовую информацию, преобразуйте ее в табличный вариант.
Образец таблицы
Способы передачи чужой речи
Пример
Сильный ученик работает у доски
Устная работа
- Определите, какой из способов передачи чужой речи использован в предложениях:
1. Доктор рассказал о принципах правильного питания (использование дополнения)
2. Нарушение принципов правильного питания, по словам доктора, может привести к серьезным проблемам (использование вводной конструкции)
3. Доктор сказал: «Соблюдайте принципы здорового питания» (использование прямой речи)
4. Доктор сказал, что необходимо соблюдать принципы здорового питания (использование косвенной речи)
Слово учителя
- Итак, вы поняли, что чужая речь вводится в повествование разными способами и часто сопровождается пояснениями автора. Эти пояснения называются комментирующей частью. Комментирующая часть может представлять собой простое нераспространенное предложение или быть достаточно распространена, не только вводя чужую речь в текст, но и отражая чувства, настроение или действие говорящего.
Например (предложения записаны на доске):
Попутчик спросил: «Вы часто путешествуете на самолете?»
Явно волнуясь перед предстоящим перелетом, попутчик спросил меня: «Вы часто путешествуете на самолете?»
(Во втором примере из комментирующей части мы явно можем сделать выводы о эмоциональном состоянии собеседника автора: он волнуется и, видимо, чтобы успокоить себя перед полетом, начинает разговор с соседом. Таким образом, комментирующая часть, не передавая непосредственно речь персонажа, может сообщить сведения о его настроении, самочувствии, планах и т.п.)
Закрепление изученного. Тренировочные упражнения
Упражнение 402 (устно).
Спишите данные предложения, расставьте знаки препинания:
1) Алексей Максимович Горький писал Борьба за чистоту за смысловую точность за остроту языка есть борьба за орудие культуры.
2) Я не знаю языка лучше чем у Лермонтова говорил Антон Павлович Чехов.
Запишите под диктовку предложения, объясняя условия постановки знаков препинания:
1) Дева у моря стояла, говоря сама с собой: «Что на свете шире моря? Что на свете длинней поля? Что быстрей коня лихого? Что вкусней и слаще мёда?»
2) Из воды ей рыбка молвит: «Ах ты, дева, зелен разум! Небо шире синя моря, длинней море чиста поля, взор быстрей коня лихого, белый сахар слаще мёда».
3) «В хорошей посуде и чай вкуснее», - гласит пословица.
4) Глядя на светлое небо, отец сказал, что завтра будет славная погода.
5) Брат напомнил о том, чтобы мы не забыли убрать сено.
(Проверка всем классом, выборочное составление схем).
Рекомендации учителю: напомните учащимся, что прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся ниже тоном и с ускорением.
Контроль знаний. Тест
Тестовые задания (приложение 3)
1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.
Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»
а) Отец кричит, что палят пушки.
б) Отец кричит, что гляди палят пушки.
в) Отец кричит, гляди палят пушки.
г) Отец кричит, гляди палят пушки!
Ответ: а.
2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.
а) Я объяснил им, что я офицер.
б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.
в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.
г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.
Ответ: г.
3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.
б) Врач спросил, какая у меня температура.
в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.
г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».
Ответ: а, г.
Рефлексия
- Ребята, давайте оценим сегодняшний урок и свою работу на нем.
- Каким для вас был сегодняшний урок?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
- Какие новые знания вы сегодня приобрели?
- Как эти знания вам помогут в жизни?
Задание на дом
Прочитать параграфы 65, 66 в учебнике, письменно выполнить упражнение 403 (составить предложения, используя предложенные схемы)
Итог урока
Учитель благодарит детей за работу на уроке, озвучивает и комментирует оценки за урок
Приложение 1
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Эпилог:
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах»
(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).
Приложение 2
Чужая речь. Способы передачи чужой речи
Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.
Способы передачи чужой речи
Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.
Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.
Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)
Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Приложение 3
Тестовые задания
1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.
Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»
а) Отец кричит, что палят пушки.
б) Отец кричит, что гляди палят пушки.
в) Отец кричит, гляди палят пушки.
г) Отец кричит, гляди палят пушки!
Ответ: а.
2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.
а) Я объяснил им, что я офицер.
б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.
в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.
г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.
Ответ: г.
3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.
б) Врач спросил, какая у меня температура.
в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.
г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».