kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а - о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-//-ращ-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных а – о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-)

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • выявить условия выбора гласных а – о в корнях с чередованием;
  • формировать навык написания корней -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-);
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.                         

Планируемые  результаты:

   Личностные:      1) уважительное отношение к языку;

  2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                3) пополнение словарного запаса;

 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                    2) умение воспроизводить прочитанный текст;

                                    3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

                                    4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

                                    участия  в обсуждении;

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

                                3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

  4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

  5) проведение морфемного анализа слов.                       

Технологии:

- развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- здоровьесбережения;

- учебно-исследовательской деятельности;

- развитие критического мышления.

Основные понятия: корень, морфема, чередующиеся гласные и согласные, текст, разновидности речи

Ресурсы:      1) М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.:Дрофа, 2018.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • раздаточный материал

Структура урока:

  1.    Организационный этап.
  2.    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  3.    Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
  4.    Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
  5.     Первичное закрепление во внешней речи.
  6.     Физкультминутка
  7.     Промежуточная рефлексия.
  8.     Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
  9. Включение в систему знаний и повторение.
  10. Рефлексия.
  11. Домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а - о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-//-ращ-"»

МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа»

Волосовского района Ленинградской области






Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Правописание чередующихся гласных а – о

в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-)»





Учитель русского языка и литературы

Артемьева Валентина Алексеевна












п.Сельцо

2020г.


Технологическая карта урока


Тема урока: «Правописание чередующихся гласных а – о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-)»

Класс: 5б

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных а – о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-)

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • выявить условия выбора гласных а – о в корнях с чередованием;

  • формировать навык написания корней -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-);

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.


Планируемые результаты:

Личностные: 1) уважительное отношение к языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;


Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

участия в обсуждении;


Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

5) проведение морфемного анализа слов.


Технологии:

- развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- здоровьесбережения;

- учебно-исследовательской деятельности;

- развитие критического мышления.


Основные понятия: корень, морфема, чередующиеся гласные и согласные, текст, разновидности речи

Ресурсы: 1) М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.:Дрофа, 2018.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • раздаточный материал



Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

  4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

  5. Первичное закрепление во внешней речи.

  6. Физкультминутка

  7. Промежуточная рефлексия.

  8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

  9. Включение в систему знаний и повторение.

  10. Рефлексия.

  11. Домашнее задание.




п/п

Этапы урока

Формируемые УУД, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

УУД: личностные, коммуникативные.


Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, что «улыбка – это поцелуй души».

Присаживайтесь на свои места.

Какое у вас настроение? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом даже не сомневаюсь. (Слайд 1).


Приветствие учащихся.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей.

УУД: Регулятивные

Коммуникативные


  1. Проверка домашнего задания (упр.304 (п), 305 (у)).

- Возникли ли трудности в подготовке ДЗ? Проверим, что записали вы в каждый столбик. Отметим карандашом, верно или неверно вы распределили слова (+ или -).

(Слайд 2).

Упр. 305 (устное высказывание на лингвистическую тему).


  1. – Ребята! Вы все, конечно, хорошо знаете главного героя произведения Николая Николаевича Носова, в котором рассказывается о коротышках. Назовите его. (Слайд 3)

Помните, как он побывал на Луне, привез туда семена «гигантских» растений. А когда вернулся домой, на Землю, решил написать письмо-инструкцию по выращиванию этих растений, но некоторые слова вызвали у него затруднения, и Незнайка сделал в них пропуски. Поможем Незнайке верно написать слова?

- Перед вами инструкция Незнайки (раздаточный материал). Прямо здесь, на листочках, вставьте буквы и выделите, пожалуйста, корни в этих словах. (Слайд 4).

-Скажите, пожалуйста, можно ли инструкцию Незнайки назвать текстом? Почему? Обоснуйте свой ответ.

- К какой разновидности речи относится инструкция Незнайки: к разговорной, художественной или научно-деловой? Докажите.


Отвечают на вопросы.




Самопроверка домашнего упр. 304. Подсчет правильных ответов.


Устное высказывание на лингвистическую тему (один человек).


Отвечают на вопросы (Незнайка).









Отвечают на вопросы (да).






Самостоятельно выполняют задание.





3.

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.


ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

коммуникативные


- Какие корни выделили?

-Эти слова являются однокоренными?

- Какие вставили буквы?

- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

- Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?


- Какие же буквы следует писать в этих словах? А или О? А вот верная запись этих слов. (Слайд 5).


- Что же мы должны сделать на уроке?

Какой возник вопрос у нас?

- Какую цель можем поставить перед собой на уроке? (научиться правильно писать слова с данными корнями).

-Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?

(1. Выяснить, когда в этих корнях пишется буква А, а когда - О.

2. Потренироваться в написании слов с этими корнями.)

Какова будет тема урока? Запишем ее в тетрадь. (Слайд 6).


Отвечают на вопросы. Называют корни, буквы. (кто-то А, кто-то О).










Ответы на вопросы (постановка цели урока, его задач, формулирование темы и запись ее в тетради).

4.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.


ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

УУД: личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

- Итак, что же нам предстоит выяснить?


Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора гласных в корнях раст/ращ/рос и лаг/лож.


Выполните задание. Перед вами список слов: нужно в 2 столбика (Почему в 2? Какие именно? ) выписать только однокоренные слова. Работаем.

(Слайд 7).

Проверим, что получилось. (Слайд 8).

Давайте попробуем сделать вывод: когда же пишется буква А, а когда – О? Понаблюдаем, от чего это зависит?

Где мы можем проверить себя?

-Какие буквы следует писать в данных корнях.







Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.




Самопроверка.

Отвечают на вопросы.






5.

Первичное закрепление во внешней речи


ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.110, прочитайте про себя теоретические сведения.

- Какая новая информация привлекла ваше внимание?

Запишем слова-исключения и постараемся запомнить их. (Слайд 9).

Все ли слова вам знакомы? Где мы можем узнать их значения? Смотрим в толковый словарь, находим значения нужных слов.


Представьте, что ваш сосед по парте не понял это правило. Объясните, пожалуйста, ему, когда в корнях РАСТ/РАЩ/РОС и ЛАГ/ЛОЖ пишутся буквы А и О. Сначала 1 вариант, затем 2.


Самостоятельно читают материал учебника, отвечают на вопросы (новая информация – исключения).



Отвечают на вопросы, работают с толковым словарем.




Работают в парах. Пересказ параграфа.

6.

Физкультминутка.






7.

Промежуточная рефлексия


ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные


- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Давайте вспомним тему прошлого урока. Мы говорили с вами о чередовании согласных в корне, а теперь узнали, что чередоваться в корне могут и гласные.

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили свою работу?








Умение выделять корни, определять однокоренные слова, знание о чередовании звуков в корнях.




Самооценка.

8.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: личностные,

Регулятивные, коммуникативные


Работа с упражнением.

- При выполнении упражнения, каким алгоритмом действий будем пользоваться? (Составление алгоритма действий). (Слайд 10).

Вставьте в слова пропущенные буквы. (Слайд 11)

Проверим работы у своих товарищей. (Слайд 12).

- Поднимите руки, у кого «5», «4»? Есть ли «3»?

- Кто не справился с работой?


Составление алгоритма





Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

9.

Включение в систему знаний и повторение.


ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные, коммуникативные,

регулятивные


- Какие орфограммы с гласными в корне нам были знакомы? Теперь познакомились еще с одной орфограммой – чередующиеся гласные в корне. Составим схему и запишем примеры из текста инструкции Незнайки. (Учитель начинает, продолжает ученик). (Слайды 13-14).

Дополнительное задание (Слайд 15).


Отвечают на вопросы.



1 человек у доски работает, составляет схему. Остальные работают в тетради.

10.

Рефлексия.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

- Какую цель урока мы поставили?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели? Каким образом?

Запишите в тетради ответы на вопросы.

(Слайд 16)

НА УРОКЕ

  1. Я узнал…

  2. Я научился…

  3. Мне понравилось…

  4. Я затруднялся…


(Слайд 17)







Самооценка.

11.

Домашнее задание.


Демонстрирует слайд с домашним заданием. (Слайд 18).

Благодарит всех за хорошую работу на уроке.


Записывают задания в дневники.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Артемьева Валентина Алексеевна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565679


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства