1.Мотивационный (орг. момент) Проверка готовности обучающихся, их настроя на урок Подготовка к восприятию нового материала | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок Фронтальный опрос по теме прошлого урока: какими признаками обладает предложение? Уточняет ответы учеников Обращает внимание на коммуникативную функцию предложения: сообщать, спрашивать или побуждать к действию | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Называют основные признаки предложения и приводят примеры: С помощью предл. мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить; Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически; В каждом предложении есть граммат. основа; Каждое предложение обладает интонацией конца предложения Придумывают предложения, содержащие сообщение, вопрос, побуждение к действию по теме: «Пятиклассники на уроке русского языка» | Закрепление знаний о предложении | Коммуника-тивное умение использова-ния теоретичес-кой. информации Работа в парах |
2. Ориентинро-вочный Актуализация знаний Выдвижение гипотез | Открывает на доске «немую» схему: «Виды предложений по цели высказывания» Дает подсказку: - Здесь зашифрована тема урока и основное знание, которое вы должны усвоить на уроке. Последняя работа поможет вам выдвинуть свои гипотезы. Вспомните, что мы только что выражали с помощью предложений Помогает сформулировать тему. Просит уточнить цель урока | Записывают число. Рассматривают таблицу и переносят ее в тетради. Выдвигают гипотезы: чем же мы будем заниматься на уроке? Заполняют таблицу, начиная со среднего ряда (сообщение, вопрос, побуждение к действию) Радуются открытию, что предложение мы используем с определенной целью. Заполняют второй ряд таблицы, вспоминая повествовательные, вопросительные и побудительные предложения Определяют тему урока, записывают её в верхнюю графу таблицы: «Виды предложений по цели высказывания». Формулируют цель: научиться определять вид предложения по цели его высказывания, правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания | Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученные на предыдущих уроках. | Уметь систематизи-ровать свои знания Уметь определять и формулиро-вать тему и цель урока. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
3. Исполнительский Поиск решения проблемы. Представле-ние результатов. Формирова-ние пунктуацион-ных навыков. Проверка понимания важности правильного определения вида предложения по цели высказывания Развитие умения находить в тексте предложения разные по цели высказывания | 1.Организует самостоятельную работу по закреплению знаний. Корректирует задание: выписать только повествовательные предложения Организует проверку работы 2.Организует фронтальную работу по интонированию предложений. Побуждает к высказыванию своего мнения. Указывает объект наблюдения, контролирует выполнение работы 3.Дает задание составить и записать три побудительных предложения, в которых дети должны попросить, посоветовать или потребовать вернуть им книгу. - Что поможет нам смягчить требование? Напоминает, что слово «пожалуйста» выделяется на письме в двух сторон запятыми Выборочно проверяет задание 4.Работа с раздаточным материалом (фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) Осуществляет индивидуальный контроль. Корректирует ответы. | Выполняют упражнение письменно Осмысливают ошибки: не разделили цель высказывания и интонацию. Дополняют работу восклицательными по интонации предложениями, содержащими сообщение. Совершают открытие, что цель высказывания не зависит от знака препинания в конце предложения. Этот знак зависит от цели высказывания и интонации предложения. Работают с упр. ______ устно. Самостоятельно делают вывод, что побудить к действию мы можем разными способами: попросить, посоветовать, потребовать и приказать, что даже в таких предложениях тон может быть мягким и спокойным. Вспоминают слова вежливости Выполняют творческое задание Оценивают работу друг друга Находят и подчеркивают повествовательные, побудительные и вопросительные предложения в отрывке. Называют предложения и объясняют правильность выбора. Оценивают правильность определения видов предложения по цели высказывания друг друга и правильное интонирования | Уметь высказывать своё предположение на основе информации, полученной на предыдущих уроках Уметь высказывать своё мнение по цели урока Уметь применять данное правило на практике. | Умеют слушать друг друга Умеют оформлять свои мысли в устной форме; Умеют правильно различать предложения разных видов. Умеют выражать своё отношение к уроку Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Научились самостоятельно применять свои знания |
4. Рефлексия Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом, фиксация нового знания. Высказываниесобственное мнение Подведение итогов проделанной работе на уроке | Предлагает осмыслить работу на уроке: Предлагает решить проблему, где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке Организует самооценку учебной деятельности. Оценивает деятельность учеников на уроке, делает замечания по уроку. | Отвечают на вопросы, обсуждают содержание урока, Высказывают свои впечатления от урока Высказывают свои предположения: если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней; если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать; если почаще использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться и т.п. Оценивают свои знания и работу на уроке. Выставляют себе и друг другу оценки, обосновывают их. | Уметь правильно ставить знаки конца предложения, точно интонировать предложение. | Систематизи-ровать полученные знания. Умение оценивать ситуацию и выбирать правильный тон. Умение делать выводы. |
5.Подведение итогов, домашнее задание Обеспечить понимание содержания дз | Даёт комментарий к домашнему заданию. Выставляет оценки в дневник. | Записывают домашнее задание в дневнике | Понимать поставлен-ную в д/з задачу, аккуратно оформлять работу | Ответственно относиться к выполнению домашнего задания. |