- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;
- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;
- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Физминутка.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | 2 | 3 |
Организационный момент | Приветствие. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха. Определение отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. Организация внимания. На столе у каждого из Вас лежит «Карта мысли» (Приложение 1). Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке. Итак, за работу (Демонстрация презентации. Приложение 2).Слайд 1. | Обучающиеся приветствуют учителя. Дежурный по классу оглашает фамилии обучающихся, отсутствующих на уроке. |
Этап всесторонней проверки знаний | Слайд 2 Орфографическая разминка «Третий лишний» (4 балла) Вспомните соответствующие орфографические правила, т.е. правила написания слов. Найдите в каждом ряду слово, которое не подчиняется общему правилу правописания. Объясните, почему? соб_ратель, заж_гать, соч_тание, вн_мание; совреме_ик, связа_ы, естестве_о, пусты_ый; (по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому; окруж_нный, холщ_вый, плеч_м, горяч_. Проверка. Слайд 3 | собИратель, зажИгать, сочЕтание, внИмание (сочетание – слово-исключение среди корней с чередованием); совремеННик, связаНы, естествеННо, пустыННый (связаны – -н- в суффиксе краткого причастия); по-французски, по-зимнему/по зимнему (снегу), по-нашему/ по нашему (мнению), по-видимому/ по видимому (следу) (по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно); окружЁнный, холщОвый, плечОм, горячО (окружённый – -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола). |
Слайд 4 Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения – 5 (списать предложенное предложение, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, указать способ выражения членов предложения (часть речи), вид (сказуемое – простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое; определение – согласованное, несогласованное; дополнение – прямое, косвенное; обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, следствия, уступки, условия, цели), дать характеристику предложения по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное; по наличию грамматических основ – простое, сложное; по наличию главных членов (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное); по составу всех членов предложения – полное, неполное; по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространенное; чем осложнено – однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, пояснительными членами; построить схему, объясняющую расстановку знаков препинания). Каждому обучающемуся дается для анализа отдельное предложение: Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству Другой берег, плоский и песчаный, густо и нестройно покрыт тесной кучей хижин. Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое. На лавке, разбросанные, лежали поршни, ружье, кинжал, мешочек, мокрое платье, тряпки. Настасья Петровна обняла Егорушку, обозвала его ангельчиком и, заплаканная, стала собирать на стол. Кроме большого дыма в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке. Вместо ответа, Кирилле Петровичу подали письмо. Их сопровождал небольшой плотненький человек с флегматичным, почти заспанным, лицом. Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок. Мы доехали на своих лошадях в возке, то есть в крытой рогожею повозке. Между ними давно уже установились те, чисто формальные, отношения. Катер шел, все время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета, тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами. Вопросы и задания: Назовите встретившиеся Вам при разборе простого предложения синтаксические конструкции, которые осложняют его структуру? Какую функцию выполняют обособленные члены предложения в речи? В случае затруднения, подвести обучающихся к ответу через примеры. 1) выражение добавочного высказывания: Создавая новую книгу, часто забываешь о предыдущей; 2) пояснение, уточнение: Направо, недалеко от центральной улицы, стоял этот дом; 3) выделение, ограничение: В доме никого не было, кроме своих; 4) присоединение: Глаза так и светились – от счастья; 5) сравнение, уподобление: Лето в этом году было сырое, как осень. 3. Вспомните и назовите синтаксические конструкции, которые так же, как и обособленные члены предложения, осложняют структуру простого предложения? | Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения: Списывание предложенных предложений. Расстановка знаков препинания. Разбор по членам предложения. Указывание способов выражения членов предложения (часть речи), вид (сказуемое – простое глагольное сказуемое / составное глагольное сказуемое / составное именное сказуемое; определение – согласованное, несогласованное; дополнение – прямое, косвенное; обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, следствия, уступки, условия, цели). Характеристика предложений по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное. Характеристика предложений по наличию грамматических основ – простое, сложное; по наличию главных членов (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное). Характеристика предложений по составу всех членов предложения – полное, неполное; по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространенное; чем осложнено – однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, пояснительными членами Построение схем, объясняющих расстановку знаков препинания. Необходимо указать, чем осложнены приведённые предложения. (определительный оборот). (одиночные (нераспространенные) определения). (одиночные (нераспространенные) определения). (одиночное (нераспространенное) определение). (одиночное (нераспространенное) определение). (дополнение). (дополнение). (уточняющее определение). (пояснительные члены). (пояснительный член). (уточняющее определение). (уточняющее определение). Ответы обучающихся: Обособленное определение, обособленное обстоятельство, обособленное дополнение, уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения. Выражение добавочного высказывания, пояснение, уточнение, выделение, ограничение, присоединение, сравнение, уподобление. Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения: обращение, вводные слова, вводные словосочетания, вводные предложения |
Слайд 5. Определите, чем осложнено простое предложение. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Книга была (1) по его словам (2) единственным средством “добывания” информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора. 1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 3. | Вводным словосочетанием; 1) 1, 2. (Слайд 6) |
Слайд 7. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных», - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке. А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Вопрос: Как вы понимаете эти высказывания? | |
Устраните ошибки, допущенные в речи, используя знания о языке: Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных. (Слайд 8). У девочек устремленный взгляд в море. (Слайд 9). Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. (Слайд 10). Я, значит, живу у самой реки. (Слайд 11). Молодцы! С заданием справились. Но несмотря на это, я предлагаю Вам продолжить изучение языка. Согласны? | Деепричастие должно обозначать действие подлежащего: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных. Включение определяемого слова в причастный оборот: У девочек взгляд, устремленный в море. Отрыв причастного оборота от определяемого слова: Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви, расположенные низко, обрубили. Неоправданное употребление вводного слова без учета его значения. В этом случае вводные слова становятся словами-сорняками. |
Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний | Давайте сейчас произведем сравнение обособленных членов предложения и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения. Прежде чем выполнить это задание, скажите, пожалуйста, что значит сравнить предметы, явления? По каким, как Вы думаете, критериям можно сравнить обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения? Слайд 12. Обратите внимание на таблицы, которые расположены на ваших партах. Проверка таблицы. Слайды 13–18. При проверке пункта таблицы «Вводные конструкции. Общее грамматическое значение» уточнить, какие чувства могут передаваться вставными конструкциями. | Сравнить – значит найти отличительные и общие черты. Значение, место в предложении, степень распространенности, грамматическая связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания. Радость, удивление, сожаление, страх, стыд и т.д. |
Физминутка Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов. Страшное дело (удивление) Чего доброго (страх) К несчастью (сожаление) На радость (радость) |
Обобщая результаты работы над таблицей, скажите, чем различаются обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Что их объединяет? | Значение, связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания. Степень распространенности, элементы интонации, знаки препинания. |
Целеполагание. Слайд 19 Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку: Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Вопросы: Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября? Слайд 20. 2. Посмотрите, у каждого из Вас остался незаполненным последний столбец таблицы. Как Вы думаете, почему? 3. Не зная названия этой синтаксической конструкции, не связанной с другими членами предложения, скажите, что ее может объединять с другими подобными конструкциями? Слайд 21. | Есть еще одна синтаксическая конструкция, грамматически не связанная с членами предложения, о которой мы не говорили/ не знаем. Степень распространенности, отсутствие грамматической связи с другими членами предложения, отсутствие синтаксической функции. |
Откройте Ваш учебник на странице 182 (§62) и сформулируйте тему урока. Слайд 22 | Вставные слова, словосочетания и предложения. |
Запись темы урока в тетрадях «Вставные конструкции». Исходя из вышесказанного сформулируйте цели сегодняшнего урока. | Познакомиться с новой синтаксической конструкцией, грамматически не связанной с членами предложения (значение, роль в языке, знаки препинания). |
Этап усвоения новых знаний | Чтение материала учебника с. 182 (§62) и заполнение таблицы. Проверка таблицы Исходя из теоретического материала учебника, данных таблицы, давайте сформулируем определение: вставные конструкции – это… Сделаем это следующим образом: каждый последующий ученик, отвечая на свой вопрос, повторяет ответ предыдущего ученика. | |
Организация работы с таблицей. Чем могут быть выражены вставные конструкции? Каково общее грамматическое значение вставных конструкций? Обратите внимание, что отвечая на вопрос, предусматривающий характеристику вставных конструкций, необходимо давать ответ, включая уже заполненные пункты таблицы. Как связаны вставные конструкции с членами предложения? В каком месте предложения могут находиться вставные конструкции? Как в письменной речи выделяются вставные конструкции? Как в устной речи выделяются вставные конструкции? Итак, вставные конструкции – это… Слайд 23 | Вставные конструкции могут быть выражены словом, словосочетанием, предложением – простым, сложным, придаточным. Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки. Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире. В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения. …слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире. В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения. |
Этап закрепления новых знаний | Работа с учебником. Для определения роли вставных конструкций в языке (общего грамматического значения) давайте выполним упражнение 385 (устно). Какая связь у вставных конструкций с другими членами предложения нарушена, а какая сохранена? Давайте проясним еще один очень важный момент. На какие обособленные члены и чем похожи вставные конструкции? Чем отличаются? Предложите свой вариант способа разграничения уточняющих, пояснительных членов предложения и вставных конструкций. В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность употребления тире и скобок? Слайд 24. | Нарушена грамматическая связь, сохранена – смысловая. На уточняющие и поясняющие члены предложения, выражаемым значением пояснения, уточнения. Пояснительная конструкция – совпадение объема поясняющего и пояснительного слова, уточняющая конструкция – сужение объема поясняемого слова через поясняющее слово. Установление грамматической связи. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком. |
Запись предложений, анализ их синтаксической структуры в аспекте вставных конструкций (значение, степень распространенности, месторасположения, знаки препинания). Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно. Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту. Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. В какой речи (устной или письменной) чаще всего употребляются вставные конструкции и почему? | Вставное предложение (простое), значение – дополнение, пояснение содержания основного предложения. Вставное слово, значение – пояснение отдельного слова в основной части предложения. |
Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Подведение итогов урока. - Продолжите фразу. Сегодня на уроке я … - Скажите, какую цель Вы поставили сегодня на уроке перед собой? Достигли ли Вы ее? Если да, то как, если нет, то почему? | |
Домашнее задание. §62 / таблица. Используя данные таблицы, сравнить любые две синтаксические конструкции. | |
Подсчет баллов, выставление оценок. (Слайд 26) 34 – 36 б. – «5»; 28 – 33 б. – «4»; 20 – 27 б. – «3». (Слайд 27) В заключение урока мне хочется привести слова филолога 20 века Дмитрия Сергеевича Лихачева, который был убежден: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Слайд 27) Будьте внимательны к родному языку. В речи используйте те знания, которые получаете о языке на уроках. Я верю в Вас. Спасибо за урок. | |
Рефлексия. | На карточке отметьте, пожалуйста, уровень состояния Ваших знаний после сегодняшнего урока (Слайд 28) Если Вы ничего не поняли сегодня, оставьте мне! Если Вы поняли, но не все, в чем-то запутались, оставьте? Если Вы поняли, что такое вставные конструкции, то оставьте. | |