Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях"»
Открытый урок русского языка в 7 классе по теме
«Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях»
Цель: 1) создать условия для усвоения правила постановки знаков препинания при междометиях, а также правила написания междометий, образованных повторением основ;
2) совершенствовать умение отличать междометия от звукоподражательных слов;
3) способствовать развитию коммуникативных навыков, творческого мышления, самостоятельности.
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин.)
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я всех вас рада видеть. Садитесь, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: учебники, тетради, раздаточный материал у всех имеется?
- Хорошо, тогда можно начинать наш урок.
- Послушайте внимательно стихотворение в исполнении Насти Ощепковой. (Выразительно читает у доски.)
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет,…
Те, которых гложет страх,
Произносят слово « Ах! »,
Кто пасует пред бедой,
Произносит слово « Ой! »
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово « Эй! »
Кто задерживает вдох,
Произносит слово « Ох! »
У кого захватит дух
Произносит слово « Ух! »
- Спасибо, Настя. Садись на место.
- О какой части речи говорилось в этом стихотворении?
- Правильно, о междометии.
2. Определение темы и целей урока (2 мин.)
- Обратимся к теме нашего урока: Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. (слайд 1)
- Ребята, попытайтесь самостоятельно поставить учебную цель на урок.
(Узнать правила правописания повторяющихся междометий, постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.) (слайд 2)
- Запишите число и тему в тетрадь.
3. Проверка домашнего задания (5-7 мин.)
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Над чем мы работали в субботу? (Над междометиями и звукоподражательными словами.)
- Сейчас проверим, насколько прочны ваши знания по изученным частям речи.
- Приглашаю Катю Калужину поработать с обратной стороны доски по индивидуальному заданию. Прочитай, что требуется выполнить. Всё ли понятно?
Задание: 1. Выпиши из предложений слова, распределив их в 2 колонки:
Междометия
Звукоподражательные слова
Предложения:
1) Тс! Не шумите. 2) Ба, знакомые всё лица!
3) – Пых! – и молния в небе сверкнула огнём.
- Трах-тах-тах! Тарарах! – отзывался ей гром.
4) Ни звука. Только наш катер стучит: тук-тук-тук…
7) Утка долго стояла на одной ноге, а потом как закричит: «Кря!».
8) Нужно всегда быть вежливым и желать здоровья, когда слышите от человека звук: «Апчхи!»
9) Кто-то позвонил в дверь: «Дзинь!».
10) Эй! Ты куда?!
- Пока Катя выполняет задание, обратимся, ребята, к карточке «Верные и неверные утверждения», которая лежит у каждого на столе.
Карточка « Верные и неверные утверждения»
Междометие – это самостоятельная часть речи.
Междометие – это особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные, которая выражает, не называя, различные чувства, настроения и побуждения.
3. Междометия изменяются.
4. Междометия не изменяются, не являются членами предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное значение и становится членом предложения.
5. Междометия используются в устной речи и в художественном произведении.
6. Междометия следует отличать от звукоподражательных слов.
- Все утверждения составлены по теме «Междометие». Наша задача: определить, какие из них верные, а какие - ошибочные, неверные. Примем условное обозначение: знаком «+» вы отметите в карточке верное утверждение, а «-» - неверное. Ответ свой устно аргументируйте.
(Выполняют)
- Для проверки выполненного вами задания приглашаю к доске поработать на оценку с объяснением Лену Потанину.
- Прочитай вслух только верные утверждения.
(2, 4, 5, 6)
- Докажи, что эти высказывания правильные. Приведи примеры.
- Почему остальные утверждения неверные? Докажи.
- Задайте Лене вопрос по теории и оцените, пожалуйста, ее работу. Аргументируйте. (Учащиеся отвечают, аргументируют.)
- Оцените свою работу. (Слайд 5)
- Поднимите руку, кто выполнил карточку на «5», «4», «3».
- Итак, мы проверили степень усвоения материала по теме «Междометие». Пришло время посмотреть и оценить Катину работу у доски.
- Катюш, на что было направлено задание? Какое твоё умение проверялось? (Уметь отличать звукоподражательные слова от междометий.)
- Какие теоретические знания тебе понадобились, чтобы справиться с заданием? Чем эта часть речи отличается от междометий? (Не выражает ни чувств, ни побуждений к действию, а передаёт крики животных и птиц, а также звуки неживой природы).
(Ученица комментирует выполненное задание.)
Междометия
Звукоподражательные слова
Тс
ба
Ура
Эй
Пых
Трах-тах-тах! Тарарах!
тук-тук-тук
Кря
Апчхи
Дзинь
- Какой оценки заслуживает работа Кати?
- Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Так как база знаний по междометиям и звукоподражательным словам у вас прочная, то можно сейчас приступить к изучению нового материала, более углублённого по этим частям речи. (Слайд 6)
4. Знакомство с новым материалом. (2 мин.)
- Итак, давайте попробуем это сделать самостоятельно! Откройте учебник «Теория», самостоятельно изучите правила на стр. 196.
- О каких особенностях правописания междометий и звукоподражательных слов вы узнали из теоретического материала? (Если эти части речи образованы путём повтора, то они пишутся через дефис.) Приведите примеры.
- С каким пунктуационным правилом познакомились в параграфе? (Междометия отделяются запятой или восклицательным знаком.) Приведите примеры.
5. Закрепление изученного материала. (Слайд 7)
I. Работа над упр. 478. (6 мин.)
- Закрепим полученные знания по новой теме: обратимся к учебнику «Практика» и выполним упр. 478 (461).
- Прочитайте внимательно задание. Какое правило, изученное сегодня, вы будете применять? (орфографическое)
- Ребята, как вы думаете, справитесь самостоятельно с заданием? (Да.) Хорошо. Только обязательно подчеркните орфограмму «Дефис в междометиях, звукоподражательных словах». Для проверки с обратной стороны доски работу выполнит Руднева Настя.
Взаимопроверка:
- Ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, зелёной ручкой будете исправлять в течение проверки допущенные ошибки.
- Настя, над какими частями речи ты проводила орфографическую работу? (над междометиями и звукоподражательными словами)
- Назови эти части речи в тексте упр. 478. Что тебе помогло отличить их друг от друга?
- Объясни их правописание.
- Настя, твоя работа заслуживает оценки «_». Задайте ей вопрос по теории! Для полновесности оценки.
- Ребята, оцените работу одноклассницы.
- Оцените работу соседа, опираясь на критерии, помещённые на слайд. (Нажать на пустое место слайда.)
II. Задание «Исправь орфографические ошибки в междометиях, расставь недостающие знаки препинания» (Слайд 8) – 7 мин.
- Предыдущее упражнение было направлено на закрепление умения применять орфографическое правило. Усложним немного работу, выполнив задание, представленное на слайде. Рассмотрите задание и скажите, чему будем учиться, выполняя упражнение? (Учиться правильно писать междометия и звукоподражательные слова, образованные путём повтора, а также верно расставлять знаки препинания при междометиях.)
- Выполните это задание самостоятельно в тетрадях.
(Все уч-ся работают в тетрадях.)
- Проверим вашу работу. К доске с объяснением по тетради приглашаю выйти Кашицыну Юлю. (Ученица объясняет, учитель нажимает плашечку «проверка», затем, щёлкая по пустому месту слайда, попутно открывает запятую, дефис и восклицательный знак.)
- Задайте Юле по междометиям и звукоподражательным словам несколько вопросов, чтобы поставить ей полновесную оценку за работу.
- Ребята, поставьте тоже себе на полях оценку. В конце урока по желанию сдадите тетради на проверку для выставления вам оценки, куда вложите карточку с утверждениями.
6. Совместная деятельность учителя и учащихся. (10 мин.)
- А в заключение урока предлагаю поработать над творческим заданием. Я тоже, ребята, буду его выполнять. Итак, давайте создадим небольшую миниатюру по теме «Прогулка по лесу». (Слайд 9 «Лесная дорожка» + музыка «Голоса живой природы».)
- В своём тексте употребим изученные части речи, правильно оформляя их на письме офографически и пунктуационно. Распределимся на варианты: I вариант в миниатюре будет использовать междометия, а II в. – звукоподражательные слова.
- Ребята, для меня обе части очень интересны. И я не знаю, по какой из них мне написать миниатюру. По какому варианту вы бы хотели, чтобы я поработала? Хорошо!
– Тогда незамедлительно дружно отправляемся на прогулку в летний душистый лес по этой тропинке! Все взяли с собой листочки (они лежат у каждого из вас на парте) и ручки? Тогда - вперёд! (Слайд 10)
- Посмотрите внимательно по сторонам, как зелено всё вокруг! Чувствуете, что солнышко горячо припекает? А какие красивые трели птиц раздаются вокруг!...
- Давайте договоримся, что встречаемся на этой же полянке через 4-5 минут и делимся впечатлениями от увиденного и услышанного на лоне природы.
(Создание миниатюры «Прогулка по лесу».)
- Ну что, все вернулись на полянку? Никто не заблудился?
- Тогда не будем терять ни секундочки, поделимся своими впечатлениями.
- У всех получилось составить миниатюру? Прочтите свои творения!
(Зачитывают 2 уч-ся. Обязательно оценить их работу!!!)
- Послушайте, какой у меня получился текст.
(Учитель читает.)
(Слайд 11)
- Ну вот, казалось бы, немного времени мы провели в волшебном лесу, но солнышко уже светит не так высоко, спрятавшись за деревья. И наш урок, ребята, подошёл к концу.
Итог урока. (3 мин.) Слайд 12
- Давайте вспомним, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли их достичь? Выполнили ли вы на уроке то, что планировали? (Спросить несколько человек.)
- Ребята, поднимите руку, кто получил «5» за все виды письменных работ (карточка, упр. 478, задание со слайда). Сдайте тетради, я на перемене проверю и оценю ваш труд. На второй урок русского языка придёте сегодня и заберёте тетради.
(Слайд 13)
8. Д/з: 1) параграф 155 – выучить правила.
2) составить кластер по теме «Междометие. Звукоподражательные слова»
3) упражнение 479 (462) - по заданию.
Карточка « Верные и неверные утверждения»
Междометие – это самостоятельная часть речи.
2. Междометие – это особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные, которая выражает, не называя, различные чувства, настроения и побуждения.
3. Междометия изменяются.
4. Междометия не изменяются, не являются членами предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное значение и становится членом предложения.
5. Междометия используются в устной речи и в художественном произведении.
6. Междометия следует отличать от звукоподражательных слов.
Карточка « Верные и неверные утверждения»
Междометие – это самостоятельная часть речи.
2. Междометие – это особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные, которая выражает, не называя, различные чувства, настроения и побуждения.
3. Междометия изменяются.
4. Междометия не изменяются, не являются членами предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное значение и становится членом предложения.
5. Междометия используются в устной речи и в художественном произведении.
6. Междометия следует отличать от звукоподражательных слов.
Карточка « Верные и неверные утверждения»
Междометие – это самостоятельная часть речи.
2. Междометие – это особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные, которая выражает, не называя, различные чувства, настроения и побуждения.
3. Междометия изменяются.
4. Междометия не изменяются, не являются членами предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное значение и становится членом предложения.
5. Междометия используются в устной речи и в художественном произведении.
6. Междометия следует отличать от звукоподражательных слов.