kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи "Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой урок развития речи, направленный на развитие творческих способностей учащихся, обогащение устной и письменной речи, умение создавать монологическое высказывание по картине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи "Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева "Масленица"»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ Б.М. КУСТОДИЕВА «МАСЛЕНИЦА»

(2 часа)



Предметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование умения строить монологическое высказывание по картине, формирование умения создавать собственное высказывание, обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения точно употреблять слова для выражения своих мыслей и чувств;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, выбирать правильные речевые средства в диалоге;

Познавательные УУД: воспринимать смысл художественного текста и картины, формировать умение образно воспринимать объекты на картине, выделять нужную информацию в соответствии с учебной задачей и фиксировать ее;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные УУД: формировать чувство гордости за свою Родину, ее традиции; формировать представление о красоте родной природы на основе художественных текстов и картин;



Оборудование:


1. Презентация «Творчество Б.М. Кустодиева»;

2. Репродукция картины «Масленица»;

3. Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».


ХОД УРОКА


СЛОВО УЧИТЕЛЯ


Говорят, в природе, как и у людей, есть свои праздники. Вы согласны с этим мнением? Если да, то подумайте, с какими явлениями природы они могут быть связаны? Все изменения, которые происходят в природе, все новое и можно назвать праздником. Попробуйте придумать им названия. (Например: Праздник первого снега, Осенний карнавал, Праздник первых ручьев, День подснежника, Праздник Ивана Купалы, День весны).

Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы очень внимательно следите за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря ей они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как «Масленица» Бориса Михайловича Кустодиева, которую вы видите перед собой.

Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, дошедший до нас с языческих времен, сохранившийся и после крещения Руси.

- Кто знает, когда отмечают Масленицу? (Отмечают ее в последнюю неделю перед Великим постом, который длится почти два месяца.)

- Как возникло название праздника? (Название возникло потому, что по православному обычаю перед постом нельзя есть мясо, а молочные продукты разрешаются. Вот и пекли на Руси масляные блины. Люди верили, что празднуя Масленицу, они помогают Солнцу одержать победу над Зимой.)

Поэтому этот праздник – веселый, разудалый, настоящий русский карнавал, длившийся неделю. В эти дни все пировали, предавались удовольствиям. Главным угощением, конечно, были оладьи и блины, которые символизировали Солнце. Ведь восточные славяне до принятия христианства поклонялись богу Солнца Яриле.

На Масленицу устраивали маскарады: мужчины наряжались в женские платья, женщины – в мужские; некоторые рядились в костюмы зверей, шутов, пугал. Ряженые с шумом и песнями катались на санях.

Вертелись карусели, народ катался с ледяных гор, в БАЛАГАНАХ шли веселые представления. (БАЛАГАН – 1. Старинное народное театральное зрелище комического характера. 2. Временная легкая деревянная постройка для зрелищ, ярмарочной торговли).

К любимым народным потехам относились и так называемые ИГРИЩА, или кулачные бои – прекрасный способ погреться и размяться на морозе.

Вечерами на улицах разжигались костры, в небе вспыхивали огни фейерверков, празднество продолжалось.

Перед наступлением Масленицы молодежь выходила на улицу, на ледяные горки, встречать праздник песнями. Устраивая горки, поливали их водой, приговаривая при этом: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться!»

- Кто из вас скажет, как назывался первый день Масленицы (понедельник)?

«Встреча». В этот день встречали Масленицу, гостей. Дети, скатываясь с гор на салазках, кричали: «Масленица приехала!» Из тряпок и соломы делали женскую фигуру с длинной косой, надевали на нее лапти. В руках у нее – помазок и блин – символы праздника.

- Как называли вторник?

«Заигрыши». В этот день начинались самые веселые игры, катания с гор. Вот, как об этом пишет Иван Шмелев в книге «Лето Господне» (читается отрывок из главы «Масленица»).

- Среда?

«Лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда и, конечно, оладьи и блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, держала его в секрете. Блины пеклись из пшеничной, гречневой, овсяной муки. Большие и маленькие. К ним подавались икра, мед, сметана, варенье, масло. ( Читается отрывок из произведения «Лето Господне» И. Шмелева).

- Как называли четверг?

«Разгуляем». Устраивались кулачные бои, строили снежные городки, которые одни обороняли, другие захватывали. Вспомним картину «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова (слайд). В этот день катались на лошадях, молодожены одевались в самые лучшие одежды, отправлялись в гости.

- Пятница?

«Тёщины вечёрки». В этот день было принято ходить к теще на блины.

- В субботу – «Золовкины посиделки» – навещали всех родственников.

- Воскресенье – «Прощеный день» – завершение праздника. Родные или просто друзья шли друг к другу, просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. (И. Шмелев «Лето Господне» – отрывок).

Вечером сжигали соломенное чучело Масленицы. Пели песни, подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Кидали блины в костер, говоря «Гори, блин, гори, Масленица!»

Люди прощались с зимой, со стужей, приветствовали приход долгожданной весны, звали ее. Для этого существовали в народе песни-веснянки. (ВЕСНЯНКА – это песня-закличка, призывающая весну).

- Кто знает их?

- Какие пословицы, поговорки, загадки и шутки вы знаете о Масленице и блинах?

( Первый блин комом. Где блины – тут и мы. Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица. Хоть с себя все заложить, а Маслену проводить).

- Какой великий русский композитор написал оперу, в которой рассказывается о приходе весны? (Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»)

- Кто автор весенней сказки, вдохновившей композитора? (Александр Николаевич Островский)

- Знаете ли вы другие литературные произведения, посвященные этому празднику?


РАБОТА ПО КАРТИНЕ

Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)

«Масленица» (1919).


СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.


Б.М. Кустодиев – выдающийся русский живописец. Один из самых привлекательных мастеров той знаменитой эпохи, которая получила в русском искусстве название Серебряного века. Он был театральным художником (декорации к пьесе «Гроза» А. Островского), иллюстратором («Шинель» Н.В. Гоголя), был блестящим портретистом. Обратите внимание на представленный здесь портрет Ф.И. Шаляпина (слайд). Это не традиционный застывший образ. Шаляпин – яркий, талантливый, национальный певец, и

его огромная фигура дана художником на фоне лубочного пейзажа, за спиной певца – праздничная ярмарка. Кустодиев как бы говорит: вон ярмарка, а вот великий артист, но он велик только потому, что связан родством душ с теми людьми на ярмарке, велик тем – что он один из них.

Художник писал исторические и жанровые картины – сцены купеческого быта: «Чаепитие», «Купчиха на прогулке», «Московский трактир», «Купец», «Купчиха за чаем» (слайды). Писал о народе, утверждал, что русский народ – это не унылая страдающая масса, обращался не к тяжелым будням народной жизни (как это делали многие художники и писатели), а к праздничной ее стороне. Вот названия только некоторых его полотен: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Балаганы», «Хоровод», «Карусель», «Сельский праздник». И это тем более поразительно, когда узнаешь, что Кустодиев создавал свои красочные, радостные творения, будучи смертельно больным. Превозмогая страшные боли, он рисовал на своих холстах пышущих здоровьем, ярко одетых купчих, шумные гуляния, развеселые масленицы. Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Кустодиев своим излюбленным темам, не сделал палитру глуше и темнее. Как не восхищаться мужеством этого человека!

Художник изображал жизнь и быт старых русских городов. В начале XX века в больших городах уже нельзя был увидеть ни крестьян в лаптях, ни девушек в цветных сарафанах, ни лихих троек. Даже в провинции стали редкостью народные гуляния во время праздников, с плясками, с театральными представлениями. И вот художник приглашает нас на народный праздник – Масленицу.


Фиксация первого впечатления.


- Какие чувства вызывает у вас это полотно? Какое настроение?

(Запись в таблицу цветными ручками).


Собираем рабочие материалы.


Художник не хотел, чтобы зритель оставался пассивным наблюдателем. Не правда ли, очень хочется очутиться среди этих людей? Вот и представим, что мы стоим на этом рыхлом снегу и вдыхаем свежий, с морозцем, воздух. Мысленно мы вошли в пространство картины.

- Что прежде всего привлекает внимание?

Вам, наверное, трудно сразу ответить на этот вопрос. Это не удивительно, ведь множество деталей обращают на себя внимание. Поэтому, организуя текст, описывая, что вы видите, обратите внимание на слова со значением места.

(На доске – карточки со словами: на первом плане, в глубине, справа, вдали, невдалеке, вблизи, рядом, поблизости, вверху и т.д.)

- Кого мы видим на переднем плане? Как, по-вашему, кто это?

- Опишите людей.

(Записи в таблицу).

- Попробуем «оживить» этих людей: какой разговор может происходить между ними?

- Что мы видим справа?

(Карусели, гуляющая публика, балаган)

- Озвучим увиденное. Что мы слышим?

(Песни, звуки гармошки, женский смех, крики зазывал – торговцев шарами, сладостями, леденцами, медовыми пряниками; фыркают лошади, звенят бубенцы под расписными дугами, скрипит снег под полозьями возков, покрикивают кучера).

- Какими мы видим людей, катающихся в возках? (Записи в таблицу).

- Что еще привлекает наше внимание в картине? (Снег).

- Какой он, опишите. Обратите внимание, какой он под ногами, на крышах домов, на березах. (Наблюдения занести в таблицу).

- А березки, какие они? Подберите эпитеты. (Даже пятнышки на березах не черного цвета, а желтые, красные, розовые)

- Обратимся к дальнему плану. Что мы видим там? (Красуются цветные купола и колокольни, над крышей клубится дымок, небо ясное, чистое, прозрачное).

- Какие краски преобладают в картине? (Записать в таблицу).

- Почему, по-вашему, художник использует их? (Буйным ликованием красок выразил Кустодиев не только волшебную прелесть родной природы, но и ширь, богатство, щедрость русской души).

Художник использовал краски, а композитор П.И. Чайковский создал музыкальный цикл «Времена года», где одна из пьес посвящена Масленице. Послушаем ее. (Звучит запись пьесы «Февраль. Масленица»).

- Что вы мысленно видите, слушая музыку?

- Какое настроение она создает? Какие чувства пробуждает?

- Созвучна ли пьеса картине Б. Кустодиева?


- Как вы думаете, что же хотел сказать нам, своим потомкам, Борис Михайлович Кустодиев?

(Поистине велик тот народ, который после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни).


РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите предложения:

- Было интересно узнать…

- Меня удивило…

- Я научился…

- Я смог…


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


1.Написать сочинение-описание по картине «Масленица», или

2. Представить себя одним из героев и написать рассказ от лица этого персонажа.



РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ


I

Художник

Мастер, автор, мастер кисти, пейзажист

II

Картина

Полотно, холст, творение, произведение, городской пейзаж

III

Глаголы

Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, выразил, написал, отразил, воспел

IV

Чувства, настроение

Праздничный, нарядный, радостный, жизнерадостный, веселый, ликующий, атмосфера беззаботности

V

Колорит, цвет

Теплые тона, яркие краски, сочные, глубокие тона, насыщенные, сияющий, солнечный, пестрый, алый малиновый, розовый, бордовый, багровый, багряный, вишневый, пурпурный, нежно-голубой, лиловый, бирюзовый, лазурный, бледный, сиреневый, фиолетовый, лилово-голубой, розовато-сиреневый, желтый, лимонный, золотистый, янтарный, палевый (paille – франц. « солома»).

VI

Люди

Веселые, нарядные, улыбающиеся, румяные, довольные, сияющие, смеющиеся, раскрасневшиеся, дородные, круглощекие, в пышных мехах, закутаны в теплые шубы.

VII

Снег


Зеленый, изумрудный, лазурный, жемчужный, перламутровый, серебристый, розовый, серебристо-белый.

VIII

Небо

Прозрачное, чистое, высокое, ясное, голубое.

IX

Березы

Белоствольные, нежные, хрупкие, заснеженные, покрытые инеем, изящные, стройные, серебристые, покрытые серебряным инеем.

X

Слова со значением места

Прямо перед нами, на первом плане, слева/справа от…, в углу, рядом, возле, поблизости, вблизи, невдалеке, вдали, вдалеке, виднеется в глубине, над, напротив, кругом, вверху.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока развития речи "Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева "Масленица"

Автор: Ханова Светлана Альбертовна

Дата: 14.03.2020

Номер свидетельства: 542752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства