Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм в приставках в зависимости от исходного задания в КИМах.
Задачи:систематизировать и обобщить имеющиеся знания учащихся;
выработать алгоритм работы с заданием 4;
рассмотреть трудные случаи в написании и определении приставок в словах.
Ход занятия.
Орг.момент. Целеполагание занятия.
Блиц-опрос:
-сколько заданий в КИМах ОГЭ по русскому языку?
-какие орфограммы не выносятся в систему заданий: чередующиеся гласные, -Н- и –НН- в разных частях речи, ср-ва изобразительности, И, Ы после приставок, О,Ё после шипящих, написание приставок?
-скажите все ли слова в русском языке имеют приставку? Какие не имеют, приведите несколько примеров;
- а как определить приставка в слове или же часть корня?
3. Запишите слова, попытайтесь определить в каких словах есть приставка, а в каких нет:
Чтобы правильно выполнить задание 4, надо точно определить: имеет ли слово приставку.
Если имеет, то к какому виду приставок вы ее отнесете.
4.Вспомним виды приставок в русском языке:
-зависящие от последующего за приставкой согласного
(приставки, оканчивающиеся на з-, с-). Правило! Схема. (Помнить о том, что приставки з- в рус.яз.нет, поэтому всегда пишем с-, независимо от начальной согласной корня).
В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык
НА-
нападение, накрыть, нагнать
ЗА-
задаваться, заключенный, забрать, забить
НАД- (НАДО-)
надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться
ПОД- (ПОДО-)
подтаять, подточить, подсказать, подождать
ОТ- (ОТО-)
отдать, отдых, отодвинуть, открыть
ОБ-(ОБО-)
обстричь, обточить, обтереть, обойти
В- (ВО-)
всласть, вшить, вцепиться, вовлечь
ПРЕД-
председатель, предшественник, предрешать
ПЕРЕ-
перегной, перелить, перекос
С- (СО-)
сдвинуть сбиться сберечь сдаться сдружиться сделать согнуться
Нет приставки в словах: здесь, здешний, здание, здоровье, ни зги и однокоренных.
Выписать необходимо только то слово, которое соответствует точной формулировке правила: если в задании просят выписать слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного, то не надо брать во внимание вторую часть правила о звонком согласном корня, т.к.это приведет к ошибке. Если просят со значением «приближения», значит слово должно иметь приставку при- и значение именно приближения)
Тренинг:
1.Возгорается костер все сильнее, рассекая воздушный простор, притупляя все чувства лихие, никогда не подвластные мне . (1) слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного; 2) слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного; 3) слово, в котором правописание приставки зависит от значения; 4) слово, в котором правописание приставки зависит от ударения; 5) слово, в котором правописание приставки не зависит не от каких условий (единообразное написание)
По-осеннему одета мама: некоторым образом прикрыты шарфом плечи, разбушевавшиеся волосы выбились из-под меховой шапки, старое серенькое пальто моей прабабушки было ей к лицу, раскрасневшемуся на ветру. (1) слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного; 2) слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного; 3) слова, в которых правописание приставки зависит от значения; 4) слово, в котором правописание приставки зависит от ударения; 5) слово, в котором правописание приставки не зависит не от каких условий (единообразное написание); 6) слово, в котором правописание приставки зависит от суффикса.
5. Тест
1. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?
1) Исчез 2) Исписать 3) Сгореть 4) Здоровье
2. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»: