kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока, посвященного словарям "Нормативные словари современного русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и закрепление знаний учащихся по лексике. Совершенствование навыков работы со словарями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока, посвященного словарям "Нормативные словари современного русского языка"»

Конспект урока, посвященного словарям.


Класс: 6

Учитель: Каражигитова А.Х.

Тема: «Нормативные словари современного русского языка».

Учебный год: 2017/2018


Цели урока:

1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике;

2) совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать интерес к книге, к слову.


I. Игра «Дежурная буква».

1. В течение двух минут учащиеся записывают слова на букву «А» (например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т. д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

2. Учитель: Названия всего, что есть на планете, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке».

Беседа с классом:

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

II. Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс — определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь. «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. В речи комментатора то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать:

слалом — это скоростной спуск с гор по извилистому пути; биатлон — лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл — прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова... Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

III. Конкурс рисунков.

Дети заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV. Работа «словарей» с классом.

- Я — словарь иностранных слов. В нем можно получить информацию о значении иноязычного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Ваша задача — перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь.)

- Я — фразеологический словарь. В нём даются выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены примеры их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…

  • кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

  • чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

  • человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы:

  • кот наплакал (с гулькин нос),

  • по пальцам пересчитать можно (раз — два и обчёлся),

  • во всю прыть (сломя голову). И т. д.

Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова: морочить голову, вскружить голову, потерять голову, с больной головы на здоровую...

Ноги: уносить ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь — другая там, ног под собой не чуять...

Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...

Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, не показывать носа...

- Пользуйтесь фразеологическим словарём! Он сделает вашу речь яркой и самобытной!

- Я — словарь толковый. Пользуясь толковым словарём, объясните значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

- Я — словарь синонимов. Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес»: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и др.

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. Подберите синонимы к слову победить.

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. («Словарь синонимов» вам поможет справиться с заданием.)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Каражигитова Осиля Ханатовна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531018


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства