Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Портретный очерк. От урока к школьному проекту".Из опыта работы.»
От урока к проекту «Всё о моём отце»
Речь. Публицистический стиль. Соединение разных типов речи в одном тексте.
Портретный очерк.
Цели:
углубление и систематизация сведений о публицистическом стиле;
познакомить с публицистическим жанром «портретный очерк»;
подготовить к работе над созданием проекта;
I Введение темы
- Что такое «портрет»?
Смотрим в словаре С.И. Ожегова:
1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.
2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя.
-Лексическое значение слова «очерк»?
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий, один из широко распространенных публицистических жанров. Одним из видов очерка является портретный очерк.
II. Систематизация и углубление знаний по теме «Публицистический стиль»
-Вспомним характерные черты публицистического стиля.
Документальность, фактологическая точность, использование профессиональных слов, терминов.
Особенности лексики: выразительность, эмоциональная окрашенность; использование наряду со стилистически нейтральной и книжной, и разговорной лексики; слов в переносном значении, метафор, заимствованной лексики; открытая оценочность лексики
Особенности синтаксиса: использование устойчивых сочетаний слов; предложений с причастными и деепричастными оборотами; прямой и косвенной речи; риторических вопросов и обращений; вводных слов.
Портретный очерк
Отец
Его имя-Григорий Александрович Гуковский. Он был известный ученый, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об ученом, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал. Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет – не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом был всегда отец.Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет – он сидел за столом. Или его уже не было: ушел в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.
Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросля», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.
Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.
Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него – зеленая. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел… Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнять любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.
Отец чтил понятие дома, семьи. Семья – это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил все, что делала мать, и радостно подчинялся ей.
Я любила его без памяти – как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…
Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер – читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… - да, наверное, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни – наоборот, вводил, втягивал в нее, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.
Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем он помогал.
( По Н. Г. Долининой)
Наталья Григорьевна Долинина (1928 — 1979) — филолог, педагог, писательница и драматург. Член Союза Писателей СССР. Дочь Г. А. Гуковского.
Гуковский Григорий Александрович
(1902-1950) – литературовед, профессор, исследователь русской литературы 18 века,
творчеств А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
III. Вопросы, над которыми предлагают поразмышлять авторы учебника:
Каков был замысел автора очерка?
Содержит ли очерк описание внешности героя?
Содержит ли очерк описание внешности героя?
Содержит ли очерк характеристику героя?
Содержит ли очерк характеристику героя?
Как сочетаются в тексте документальная точность, публицистичность и художественная выразительность?
Какие черты публицистического стиля вы видите в тексте?
Какой тезис доказывает автор?
Какие аргументы приводит автор?
Убедительны ли эти аргументы?
IV. Приходим к выводу:
Работая над созданием портретного очерка, обращаем внимание на
окружение
внешность
дело
характер и взгляды человека
разные ситуации, конкретные поступки
V. Выполнение домашнего задания перешло в проект «Всё о моем отце».
Материалы к уроку. Из опыта работы.
В школе был объявлен конкурс «Все о моем отце» среди учащихся 5-11 классов по номинациям
«Лучший рисунок»
«Лучшая презентация»
«Сочинение о папе»
II. В состав жюри по разным номинациям вошли
учителя русского языка и литературы;
информатики;
изобразительного искусства;
ученики 11 информационно-технологического класса.
III.Сочинения были проверены учителями русского языка и литературы;
выставка акварельных и графических работ была организована в школьной галерее;
защита презентаций была проведена в классах.
III. Победители и призеры награждены грамотами.
IV. Принимая участие в школьном проекте, ребята
-сняли видеоролики «Обращение к папе», «Мой папа»;
-подготовили материал в виде презентации «Образ отца в живописи»;
-создали фонотеку «Песни о папе»
V.Cобранный материал ученики 11 класса представили в виде мультимедийной энциклопедии «Всё о моем отце».
В энциклопедию вошли сочинения учащихся 5-11 классов, иллюстрированные фотографиями авторов, аудио-/видеофрагменты. Проект выполнен в программе Power Point. Дизайн слайдов был продуман учениками 11 информационно-технологического класса, выбран соответствующий фон
Мультимедийная энциклопедия была продемонстрирована обучающимся, родительской общественности и педагогическому коллективу.
Работа над проектом «Все о моем отце» в разновозрастных группах научила обучающихся
взаимодействию в коллективе; способствовала развитию и совершенствованию интеллектуально-речевых, информационных, организационных умений.
Список использованной литературы и электронных ресурсов.
Александрова, Г. В. Проектная деятельность на уроках русского языка [Текст]: методическое пособие для учителя. М.: Баласс, 2010. – 96 с.
Бунеев, Р. Н.: Русский язык. 8 класс: учебник для 8-го класса основной школы/ Е. В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И. В., Текучева. – М.:БАЛАСС. – 2004. – 304с.
Бунеева, Е. В.: Методические рекомендации для учителя/ Л. Ю. Комиссарова, Н. А. Исаева- М.:БАЛАСС. – 2006. – 240с.
Бунеев, Р. Н.: Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней/ Е. В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, З. И. Курцева, О. В. чиндилова. - М.:БАЛАСС. – 2011. – 320 с.
Всё о моем отце: [ рассказы] / Составители С. Николаевич, М Куснирович – М.: Астрель, 2011 – 622 с.