Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " ПОдготовка к устному собеседованию"»
МКОУ «Телетлинская СОШ №2»
Конспект урока развития речи
«Урок по подготовке к устному собеседованию».
Класс: 9
Учитель: Якубова З. Я.
Цели урока:
(образовательная)совершенствовать речевую культуру учащихся; смысловой анализ текста, обучение приемам понимания текста, подготовка к устному собеседованию.
(развивающая) формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
(воспитательная)воспитывать отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие,
Технология сотрудничества,
Информационно- коммуникативные,
Проблемная технология,
Технология критического мышления.
Оборудование. Цитаты великих писателей, философов о слове и языке:
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И.С. Тургенев.
Критерии оценивания устного собеседования.
Презентация.
Тренировочные варианты устного собеседования.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, так как на нем вы будете готовиться к экзамену, который называется Устное собеседование.
Какая проблемная задача стоит перед нами на уроке?
Успешно подготовиться к устному собеседованию.
Сейчас мы с вами поиграем, вспомним, что такое текст, признаки текста, его типы. Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова в текст.
Текст- это группа предложений, объединённых одной__________________________ (мыслью и темой). Предложения в тексте могут быть связаны как ____________, так и _____________ (лексически и грамматически).
Признаки текста:
Текст состоит из ____________ предложений (нескольких).
В тексте предложения связаны ___________(по смыслу).
У текста есть __________________ (заголовок, название).
Все предложения в тексте объединены __________(одной темой).
Текст состоит из 3 частей: __________________(начало, основная часть, концовка).
Тема текста- это то,________(о чём говорится в тексте).
Текст обычно разделён на части, которые называются __________(абзацами), каждый абзац отделён от другого, так как в нём содержится своя _____________(микротема).
Основная мысль текста - это то, что______( хотел нам сказать автор).
В ___________________(тексте-повествовании) рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях. К ним можно поставить вопросы что? когда? где? как? (они происходили)
В ___________________(тексте-описании) называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. К этим текстам можно поставить вопрос какой? каков? (предмет, человек и т.д.)
В _________________(тексте-рассуждении) что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями.
Давайте вспомним, какие задания Вам предстоит выполнить на экзамене?
1. Выразительное чтение текста.
2. Пересказ текста с включением цитаты.
3. Монологическое высказывание по выбранной Вами теме.
4. Диалог с экспертом.
Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру? Примерные ответы детей.
1. Умение выразительно читать.
2. Умение правильно включать цитату,
3. Умение создавать текст- описание, повествование, рассуждение.
4. Умение находить микротемы
Составление словаря.
Монолог- устное или письменное высказывание одного человека.
Диалог- форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми.
Цитата- дословная выдержка[прояснить] из какого-либо текста.
Логическая связь- это смысловая связь: все приводимые факты должны быть убедительными, не противоречащие друг другу, подтверждать выдвинутый тезис.
Приступаем к работе с вариантами устного собеседования в группах.
Зачитываем критерии оценки чтения текста (на столе учащихся).
Задание 1. Чтение текста вслух.
Критерии оценивания чтения вслух
Баллы
Интонация.
ИЧ
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
0
Темп чтения.
ТЧ
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
0
Максимальное количество баллов
2
Обратить внимание учащихся на критерий ИЧ (интонационную функцию знаков препинания).
Задание 1. При помощи алгоритма подготовиться к выразительному чтению текста (1-2 мин.)
Проверяем выполнение задания. Ребята, оцените, пожалуйста, чтение своих одноклассников по критериям.
Внимательно прочитайте текст; определите тему, основную мысль текста;
Определите цель чтения (убедить слушателя);
Обратите внимание на ударение, как произносится ФИО того, о ком идет речь в тексте.
Внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам;
Прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки;
Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
Задание 2. Подготовка к пересказу текста.
Зачитываем критерии оценивания.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания.
Баллы.
П1
Сохранение при пересказе микротем текста.
Все основные микротемы исходного текста сохранены
1
Упущена или добавлена одна или более микротем.
0
П2
Соблюдение фактологической точности при пересказе .
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
0
П3
Работа с высказыванием.
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно
и/или
нелогично,
или
приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.
0
П4
Способы цитирования.
Ошибок нет.
1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более).
0
Максимальное количество баллов
4
Повторить способы цитирования (записать в тетрадь).
Цитаты оформляются следующими способами:
1) Предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!».
2) Предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».
3) Предложения с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .
Составляем алгоритм работы с заданием 2.
1. Важно понять основную мысль всего текста, (т.е. понять, в чём хотел убедить нас автор, ради чего он писал этот текст, к какому выводу нас приводит). Тема. Идея.
2. Необходимо научиться выделять в тексте микротемы, (т. е. понимать, сколько информационных блоков в тексте).
3. Научиться понимать и кратко (по возможности своими словами) формулировать основную информацию каждой микротемы. Для этого необходимо научиться отсекать второстепенные детали, но сохранять точность авторской мысли.
4. Научиться понимать, как микротемы связаны между собой, понимать, какую новую информацию добавляет каждая микротема для понимания содержания всего текста.
Выполнение задания 2 (на подготовку 1-2 мин.) в группах. Проверяем выполнение задания, предлагаем поочередно выступить представителю от каждой группы. Ребята, оцените, пожалуйста, чтение своих одноклассников по критериям.
(Пересказ, замечания учителя, оценивание задания 2 по критериям самими учащимися).
Физкультминутка
Я буду называть слова-синонимы, слова-антонимы или омонимы. Когда вы услышите синонимы, поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите антонимы, присядьте на корточки. Когда я назову омонимы, имитируйте ходьбу на месте, не отрывая носков от пола.
Задание 3. Подготовка к монологическому высказыванию.
Зачитываем критерии оценивания.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Ребята, давайте вспомним особенности построения типов речи.
Работа в группах (на подготовку 1 мин). Первая группа готовиться к монологическому высказыванию по теме 1 (описание фотографии), вторая группа по теме 2 (повествование на основе жизненного опыта), третья группа по теме 3 (рассуждение).
Проверяем выполнение задания, предлагаем поочередно выступить представителю от каждой группы. Ребята, оцените, пожалуйста, своих одноклассников по критериям.
Представим возможный вариант выполнения задания № 4.
1) Читаем задание.
- Какие качества характера необходимы, чтобы победить?
- Что значит уметь проигрывать?
- Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)
Составляем алгоритм работы
1. Внимательно слушаем и слышим.
Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь (тема).
2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.
Пример тематических слов: «человек» и «победа».
3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную основную мысль. (Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли).
Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому - получается связный ответ объемом 3 фразы.
Фронтальный опрос каждой из групп (задание 4). Ответы учащихся.
Сейчас, ребята, продолжите одну из фраз, записанных на доске: «Сегодня на уроке я понял…», «Я для себя открыл…», «Мне понравилось…».
Домашнее задание. Написать сочинение рассуждение «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».