Конспект урока по внеклассному чтению на тему: "О Сергее Михалкове"
Конспект урока по внеклассному чтению на тему: "О Сергее Михалкове"
Представлен конспект необычного урока по внеклассному чтению на тему: «О Сергее Михалкове». Урок оганизован в форме нетрадиционного построения, так как именно такая форма проведения повышает познавательный интерес при изучении произведений художественной литературы. Данный урок вырабатывает интерес к внеклассному и дополнительному чтению, к творчеству незнакомых писателей. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Творчество Сергея Михалкова помогает решать эти проблемы. Важно, чтобы дети проявили интерес к произведениям писателя и сохранили его на протяжении всей жизни.
Практика показывает,что данная форма организации учебной деятельности является достаточно эффективной. Такие урок и все эмоции связанные с ним, особенно воспитательные моменты запоминаются учениками надолго.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б все исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До веселых повестей... Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Протянул за книжкой руку, А ее на полке нет! Нет, нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник И тебя могли оставить Все герои детских книг.
– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.
СЛАЙД 2
Сказки пишут ... Сказочники. Басни сочиняют ... Баснописцы Переводят с других языков ... Переводчики. Театральные пьесы пишут ... Драматурги. Статьи в газеты и журналы пишут ... Журналисты.
– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
СЛАЙД 3
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4
– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?
СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.
– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:
СЛАЙД 6
В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью... Каланча.
Говорят: под новый год Что ни пожелается – Все всегда произойдет, Все всегда... Сбывается.
СЛАЙД 7
В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый...Фома.
На прививку! Первый класс! – Вы слыхали? Это нас! Почему я встал у стенки? У меня... Дрожат коленки.
СЛАЙД 8
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята – Их по счету... Ровно пять.
Плачет глупая девчонка, Слезы виснут на носу – Парикмахер под гребенку Режет рыжую...Косу.
СЛАЙД 9
Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, счастливые...Друзья.
Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним… Корову
Молодцы!
– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10
А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:
* Писать красиво не легко: “Дает корова молоко” За буквой буква, К слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог! (“Чистописание”)
А теперь давайте вспомним это стихотворение.
Дело было вечером, Делать было нечего.... (“А что у вас ?”.) Продолжают.
* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)
* Я вхожу один из первых В медицинский кабинет У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.
*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Я быстро градусник беру И меж ладоней долго тру, Я на него дышу, дышу. И про себя прошу, прошу: Родная миленькая ртуть, Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)
– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).
*А вот стихотворение о другом мальчугане:
Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить. До того я распустился, Что грублю я всем вокруг. Говорят от рук отбился От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)
*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:
Появись лекарство это, Я купил бы два пакета, Нет, не два, а целых три, Нужно, что ни говори!.. (“Чудесные таблетки от лени”)
*О каком заболевании идет речь:
У меня печальный вид – Голова моя болит, Я чихаю, я охрип Что такое? Это … (грипп)
А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:
* Я сегодня сбилась с ног У меня пропал щенок. Два часа его звала. Два часа его ждала. (“Мой щенок”)
На дверях висел Замок. Взаперти сидел Щенок. Все ушли И одного В доме Заперли его. (“Трезор”)
– И что же натворили каждый из этих щенков:
* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.
* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.
– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):
После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.
СЛАЙД 11
Вопросы:
36, 5 на градуснике – это …
Как называется стих о красивом письме?
Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
Какую фамилию носит дядя Стёпа?
В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?