kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку с психолингвистическим обоснованием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "однородные члены предложения" с психолингвистическим обоснованием. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку с психолингвистическим обоснованием»

Тема: Однородные члены предложения

Место урока: 1-ый урок по теме «Однородные члены предложения» (всего 4 урока в системе).

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование урока: учебник русского языка для 5 класса Л.М.Рыбченковой, тетради учащихся, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Цели:

Обучающие: познакомить учащихся с таким понятием, как «однородные члены предложения», научить находить данное синтаксическое явление в предложении и текстах.

Развивающие: развить у учащихся логическое мышление, способность анализировать полученную информацию; формировать навык аргументированного ответа на вопрос.

Воспитывающие: воспитывать любовь к языку; умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о том, что такое «однородные члены предложения».

  • знакомство обучающихся с признаками ОЧП.

  • Формирование навыка использования опорных схем при изучении данной темы.


Метапредметные УУД:

Познавательные: умение работать с учебником; читать и слушать, отбирая нужные сведения.

Регулятивные: способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные: умение сотрудничать, умение формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, аргументированно строить высказывание.

Личностные: развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.





Ход урока


Этап

Содержание (деятельность учителя), психолингвистический компонент

Деятельность учащихся

УУД

Время

  1. Организационный момент.

Учитель входит в класс.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверка готовности учащихся к уроку: учебник, тетрадь, ручка.

- Открываем тетради, записываем число. Сегодня … мая. Классная работа.

Приготовиться к уроку: достать учебник, тетрадь и письменные принадлежности. Поприветствовать учителя. Записать в тетрадь число, слова «Классная работа» и тему урока.

Регулятивные, личностные.

1 минута

  1. Проверка д/з.

-Домашним заданием у вас было упражнение № 517. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию? Если нет, то после урока положите тетради мне на стол.

Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию, если они имеются.

Регулятивные, коммуникативные.

2 минуты

  1. Работа по теме урока

На доске написано предложение:

Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.

-Ребята, найдете в данном предложении главные члены. (разбор предложения на составные части подойдет для активизации работы левополушарных учащихся, учащихся кинестетического типа восприятия)

А какие главные члены предложения вы знаете? (вопросы открытого типа подойдут для правополушарных детей)





-Кто желает ответить?











-Хорошо, молодец! Что необычного мы наблюдаем в грамматической основе данного предложения?

-Верно. Кто-нибудь знает, как называется такое синтаксическое явление?

-Молодцы! Какая тема сегодняшнего урока?

-Запишите тему в тетрадь.

-А как вы думаете, какова цель нашего урока? (вопросы открытого типа активизируют работу правополушарных учащихся, дополнения к ответу могу дать учащиеся аудиального типа восприятия)



-Все верно. Что вы знаете об ОЧП? Что помните из начальной школы.



-Хорошо, молодцы! Давайте сейчас все вместе составим схему признаков ОЧП, добавим в нее то, что не смогли вспомнить. По середине крупно напишите «однородные члены предложения».



(Вызывает учащегося-кинестетика к доске для создания опорной схемы)















-Хорошо. Спасибо, садись. Сейчас пойдет к доске кто-нибудь другой. Давайте подумаем вместе, если ОЧП отвечают на один вопрос, являются одним ЧП, тогда что еще может из этого следовать?

-Верно. (Имя), запиши это под третьей стрелочкой. (вызывает к доске еще одного учащегося-кинестетика)

-Давайте теперь обратимся к правилу и увидим, чего не хватает в нашей опорной схеме. Открываем учебники на стр. 128.

-(Имя), читай, пожалуйста, правило. (правило стоит попросить прочитать ребенка-аудиала) Все остальные внимательно следим глазами за правилом, ведем по нему карандашом, чтобы отметить моменты, которых нет в нашей схеме.

-Спасибо! Кто уже нашел, чего не хватает в нашей схеме?





-Хорошо. (Имя), допиши нужные компоненты в нашу опорную схему.



-Сколько стрелочек у нас получилось?

-Конечно, с каждым годом ваши знания об ОЧП будут расширяться. Теперь давайте усвоим то, что вспомнили и узнали сегодня.








Учащиеся: подлежащее и сказуемое.

Ученика записывают предложение в тетрадь, находят главные члены предложения.

-Подлежащее и сказуемое.



Ответ учащегося: О ком говорится в данном предложении? О коте. Кот – подлежащее. Что говорится о коте? Что он вышел – сказуемое. И потянулся – это тоже сказуемое.













-Учащиеся: здесь два сказуемых.



-Учащиеся: однородные члены предложения.



-Однородные члены предложения.

-Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

-Учащийся: вспомнить, что такое ОЧП, научиться находить их в предложении.









-Учащиеся: ОЧП всегда являются одним ЧП, отвечают на один и тот же вопрос.





-Учащийся выходит к доске, составляет кластер признаков ОЧП. (образец кластера взят с сайта: infourok.ru)



Учащийся: 1. Мы сказали, что ОЧП являются одним ЧП. Под первой стрелочкой записываем эту информацию. 2. Сказали, что ОЧП отвечают на один вопрос – это вторая стрелочка.





-Учащиеся: они выражены одной частью речи.



-Учащийся записывает информацию на доске, а все остальные ребята – в тетради.







-Учащийся читает правило, все остальные следят и ищут необходимую информацию.







-Учащиеся: мы не записали, что ОЧП относятся к одному ЧП, что произносятся с интонацией перечисления, могут быть любым ЧП.


-Учащийся дописывает недостающие сведения об ОЧП.


-Учащиеся: 6.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

12 минут

  1. Закрепление изученного материала.

- Для закрепления изученного материала мы обратимся к упр.523. Что нам необходимо сделать в данном упражнении? (данное задание подойдет для активизации правого полушария)

Давайте подумаем, какие характеристики интонации могут быть при произнесении предложений с ОЧП?




-Хорошо, молодцы. Интонационный аспект вы усвоили.





- Теперь выполним упражнение № 522. Нужно списать предложения, найти в них ОЧП и составить схемы однородных рядов. Кто помнит. Как мы отмечаем в схеме однородные члены предложения?



Что еще на уроках русского языка мы отмечаем кружочком?

-Правильно. А ОЧП как-то связаны с союзами?


-Молодцы. Теперь вы можете легко запомнить, что ОЧП графически изображаются кружком, как и союзы, которыми могут быть соединены ОЧП. (данная ассоциация поможет запомнить материал правополушарным учащимся и учащимся-кинестетикам и визуалам)

- Давайте теперь потренируемся. По одному будем выходить к доске.






- Учащийся: Наша задача сейчас – прочитать данные предложения с интонацией перечисления.



-Учащиеся: между прочтением ОЧП нужно делать одинаковые паузы и повышать голос при прочтении каждого ОЧП.



Учащиеся один за другим прочитывают предложения, используя нужную интонацию.







-Рисуем их в кружочке, внутри кружочка рисуем знак члена предложения.



-Обводим в кружочек союзы.


-Да, они могут быть соединены союзами в предложении.









-Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают предложения, находят ОЧП и рисуют схемы этих предложений. Каждый свой шаг учащиеся проговаривают и объясняют.


Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

15 минут

  1. Подведение итогов.

- Итак, ребята, мы с вами потренировались находить ОЧП в предложениях, строить схемы, читать эти предложения с интонацией перечисления, вместе вспомнили и записали все признаки ОЧП.

Теперь я предлагаю закрепить все ваши знания составлением собственных предложения с ОЧП. Вам будут даны схемы этих предложений, ваша задача – составить их, не забывая о признаках ОЧП.


Не экране появляются схемы будущих предложений учащихся:

1. ○, ○, ○ - главные ЧП.

2. ○ , ○ , но ○ – второстепенные ЧП.

3. ○ , ○, и ○ – по желанию.

(составление предложений по заданным схемам активизируют работу левого полушария и кинестетического канала восприятия)


Учитель внимательно слушает предложения учеников и исправляет ошибки, если учащиеся их допустили при построении предложения с ОЧ.


-Молодцы, ребята! Я уверена, что все потрудились и составили такие же интересные предложения. А теперь, кто может сейчас назвать все признаки ОЧП? Опорную схему я закрываю, а вы закрываете свои тетради.

(данное задание активизирует работу левого полушария и аудиального канала восприятия)








-Молодцы! Сегодня вы очень хорошо потрудились. Надеюсь, что данная тема для вас сложной не будет.


Учащиеся фантазируют в рамках заданных учителем условий и составляют свои предложения с ОЧП по схемам.

Затем все желающие учащиеся зачитывают свои предложения.
























-По одному учащиеся называют признаки ОЧП:

1. ОЧП отвечают на один и тот же вопрос.

2. Являются одним ЧП.

3. Как правило, выражены одной ЧР.

4. Относятся к одному ЧП.

5. Произносятся с перечислительной интонацией.

6. Могут быть любым ЧП. Главным и второстепенным.




















Регулятивные, коммуникативные.

8 минут

  1. Домашнее задание.

-Открываем дневники и записываем д/з: выучить кластер с признаками ОЧП, упражнение № 526.(д.з. параллельно с диктовкой учителя выводится на слайд для зрительного просмотра и активизирует работу визуального канала восприятия)


Посмотрите задание, все ли вам понятно?

- Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Не забудьте сдать вторые тетради с домашним заданием.

Урок окончен, до свидания.

Ученики открывают дневники, записывают д/з, внимательно слушают задание, задают вопросы.


Прощание с учителем.

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

2 минуты



Психолингвистический комментарий к уроку

Учитель должен проанализировать каждого учащегося на предмет ведущей модальности восприятия, также учителю необходимо выявить, какое же полушарие головного мозга работает более активного у каждого обучающегося. Учет данных сведений поможет учителю выстраивать урок так, чтобы учащийся с любым каналом восприятия мог активно работать на уроке и усваивать материал. Конечно, важно развивать и другие каналы восприятия, и второе головного мозга.

1. Урок начинается с частичного синтаксического разбора предложения. Разбор предложения на составные части подойдет для активизации работы левополушарных учащихся, учащихся кинестетического и визуального типа восприятия. Данный вид задания предполагает схематичное дополнение предложения, определенными графическими значками будут подчеркнуты члены предложения, также данное задание обычно выполняется зеленым цветом. Графические знаки и цветовое сопровождение помогут быстрее сделать вывод учащимся, у которых преобладают левополушарные стратегии и ведущим являются визуальный и кинестетический каналы восприятия.

2. На уроке несколько раз были заданы вопросы открытого типа. Данное задание больше подходит учащимся, у которых преобладают правополушарные стратегии. Задание даст им возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос, используя свой багаж знаний и творческие задатки. Разумеется, учитель внесет свои поправки в ответ лишь тогда, когда заметит явную ошибку. Восприятие правильного устного ответа дает возможность лучше усвоить материал учащимся с аудиальным каналом восприятия.

3. Формулировка цели урока учащимися: вопросы открытого типа активизируют работу правополушарных учащихся, дополнения к ответу могу дать учащиеся аудиального типа восприятия. Аудиалы, прослушав предполагаемую цель урока, могут внести в нее свои поправки, если это будет нужно. Они воспримут на слух информацию и сделают свои выводы.

4. Составление опорной схемы (кластера) признаков ОЧП на доске. Данное задание будет отличным переключением на двигательную активность для кинестетов. Они пройдутся по классу, сменят вид деятельности – запишут информацию на доске. Таким образом можно активизировать работу нескольких кинестетов, вызывая их к доске по одному. Опорные схемы также помогут лучше усвоить информацию учащимся-визуалам, они графически представят информацию, могут подкрепить ее цветовым сопровождением.

5. Прочтение текста правила следует доверить аудиалам. Прочтение информации вслух даст возможность им быстрее ее запомнить.

6. Сделать вывод о том, что необходимо выполнить в упражнении стоит попросить учащихся, у которых преобладают правополушарные стратегии.

7. Упражнения на интонационное оформление дадут возможность активизировать аудиальный канал восприятия у каждого учащегося.

8. Графическое составление схемы однородного ряда активизирует работу визуального и кинестетического канала восприятия. А ассоциации помогут запомнить материал правополушарным учащимся и учащимся-кинестетикам и визуалам. Ассоциация с союзами позволит им обратиться уже к имеющимся знаниям и «прицепить» к ним новые.

9. Составление предложений по заданным схемам активизирует работу левого полушария и кинестетического канала восприятия.

10. Закрепление материала в конце урока: несомненно данный этап урока важен для всех учащихся класса. Здесь предоставляется возможность еще раз повторить пройденный материал. Более активными участниками данного этапа будут ребята, у которых доминируют левополушарные стратегии и аудиальный канал восприятия.

11. Запись домашнего задания и номеров упражнений на доске важна для активизации визуального канала восприятия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку с психолингвистическим обоснованием

Автор: Андреева Анастасия Олеговна

Дата: 22.10.2018

Номер свидетельства: 481678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства