Организационный момент. | Учитель входит в класс. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверка готовности учащихся к уроку: учебник, тетрадь, ручка. - Открываем тетради, записываем число. Сегодня … мая. Классная работа. | Приготовиться к уроку: достать учебник, тетрадь и письменные принадлежности. Поприветствовать учителя. Записать в тетрадь число, слова «Классная работа» и тему урока. | Регулятивные, личностные. | 1 минута |
Работа по теме урока | На доске написано предложение: Кот лениво потянулся и вышел из комнаты. -Ребята, найдете в данном предложении главные члены. (разбор предложения на составные части подойдет для активизации работы левополушарных учащихся, учащихся кинестетического типа восприятия) А какие главные члены предложения вы знаете? (вопросы открытого типа подойдут для правополушарных детей)
-Кто желает ответить?
-Хорошо, молодец! Что необычного мы наблюдаем в грамматической основе данного предложения? -Верно. Кто-нибудь знает, как называется такое синтаксическое явление? -Молодцы! Какая тема сегодняшнего урока? -Запишите тему в тетрадь. -А как вы думаете, какова цель нашего урока? (вопросы открытого типа активизируют работу правополушарных учащихся, дополнения к ответу могу дать учащиеся аудиального типа восприятия)
-Все верно. Что вы знаете об ОЧП? Что помните из начальной школы.
-Хорошо, молодцы! Давайте сейчас все вместе составим схему признаков ОЧП, добавим в нее то, что не смогли вспомнить. По середине крупно напишите «однородные члены предложения».
(Вызывает учащегося-кинестетика к доске для создания опорной схемы)
-Хорошо. Спасибо, садись. Сейчас пойдет к доске кто-нибудь другой. Давайте подумаем вместе, если ОЧП отвечают на один вопрос, являются одним ЧП, тогда что еще может из этого следовать? -Верно. (Имя), запиши это под третьей стрелочкой. (вызывает к доске еще одного учащегося-кинестетика) -Давайте теперь обратимся к правилу и увидим, чего не хватает в нашей опорной схеме. Открываем учебники на стр. 128. -(Имя), читай, пожалуйста, правило. (правило стоит попросить прочитать ребенка-аудиала) Все остальные внимательно следим глазами за правилом, ведем по нему карандашом, чтобы отметить моменты, которых нет в нашей схеме. -Спасибо! Кто уже нашел, чего не хватает в нашей схеме?
-Хорошо. (Имя), допиши нужные компоненты в нашу опорную схему.
-Сколько стрелочек у нас получилось? -Конечно, с каждым годом ваши знания об ОЧП будут расширяться. Теперь давайте усвоим то, что вспомнили и узнали сегодня. |
Учащиеся: подлежащее и сказуемое. Ученика записывают предложение в тетрадь, находят главные члены предложения. -Подлежащее и сказуемое.
Ответ учащегося: О ком говорится в данном предложении? О коте. Кот – подлежащее. Что говорится о коте? Что он вышел – сказуемое. И потянулся – это тоже сказуемое.
-Учащиеся: здесь два сказуемых.
-Учащиеся: однородные члены предложения.
-Однородные члены предложения. -Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. -Учащийся: вспомнить, что такое ОЧП, научиться находить их в предложении.
-Учащиеся: ОЧП всегда являются одним ЧП, отвечают на один и тот же вопрос.
-Учащийся выходит к доске, составляет кластер признаков ОЧП. (образец кластера взят с сайта: infourok.ru)
Учащийся: 1. Мы сказали, что ОЧП являются одним ЧП. Под первой стрелочкой записываем эту информацию. 2. Сказали, что ОЧП отвечают на один вопрос – это вторая стрелочка.
-Учащиеся: они выражены одной частью речи.
-Учащийся записывает информацию на доске, а все остальные ребята – в тетради. -Учащийся читает правило, все остальные следят и ищут необходимую информацию. -Учащиеся: мы не записали, что ОЧП относятся к одному ЧП, что произносятся с интонацией перечисления, могут быть любым ЧП. -Учащийся дописывает недостающие сведения об ОЧП. -Учащиеся: 6. | Регулятивные, коммуникативные, познавательные. | 12 минут |
Закрепление изученного материала. | - Для закрепления изученного материала мы обратимся к упр.523. Что нам необходимо сделать в данном упражнении? (данное задание подойдет для активизации правого полушария) Давайте подумаем, какие характеристики интонации могут быть при произнесении предложений с ОЧП? -Хорошо, молодцы. Интонационный аспект вы усвоили. - Теперь выполним упражнение № 522. Нужно списать предложения, найти в них ОЧП и составить схемы однородных рядов. Кто помнит. Как мы отмечаем в схеме однородные члены предложения? Что еще на уроках русского языка мы отмечаем кружочком? -Правильно. А ОЧП как-то связаны с союзами? -Молодцы. Теперь вы можете легко запомнить, что ОЧП графически изображаются кружком, как и союзы, которыми могут быть соединены ОЧП. (данная ассоциация поможет запомнить материал правополушарным учащимся и учащимся-кинестетикам и визуалам) - Давайте теперь потренируемся. По одному будем выходить к доске. | - Учащийся: Наша задача сейчас – прочитать данные предложения с интонацией перечисления. -Учащиеся: между прочтением ОЧП нужно делать одинаковые паузы и повышать голос при прочтении каждого ОЧП. Учащиеся один за другим прочитывают предложения, используя нужную интонацию. -Рисуем их в кружочке, внутри кружочка рисуем знак члена предложения. -Обводим в кружочек союзы. -Да, они могут быть соединены союзами в предложении. -Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают предложения, находят ОЧП и рисуют схемы этих предложений. Каждый свой шаг учащиеся проговаривают и объясняют. | Регулятивные, коммуникативные, познавательные. | 15 минут |
Подведение итогов. | - Итак, ребята, мы с вами потренировались находить ОЧП в предложениях, строить схемы, читать эти предложения с интонацией перечисления, вместе вспомнили и записали все признаки ОЧП. Теперь я предлагаю закрепить все ваши знания составлением собственных предложения с ОЧП. Вам будут даны схемы этих предложений, ваша задача – составить их, не забывая о признаках ОЧП. Не экране появляются схемы будущих предложений учащихся: 1. ○, ○, ○ - главные ЧП. 2. ○ , ○ , но ○ – второстепенные ЧП. 3. ○ , ○, и ○ – по желанию. (составление предложений по заданным схемам активизируют работу левого полушария и кинестетического канала восприятия) Учитель внимательно слушает предложения учеников и исправляет ошибки, если учащиеся их допустили при построении предложения с ОЧ. -Молодцы, ребята! Я уверена, что все потрудились и составили такие же интересные предложения. А теперь, кто может сейчас назвать все признаки ОЧП? Опорную схему я закрываю, а вы закрываете свои тетради. (данное задание активизирует работу левого полушария и аудиального канала восприятия) -Молодцы! Сегодня вы очень хорошо потрудились. Надеюсь, что данная тема для вас сложной не будет. | Учащиеся фантазируют в рамках заданных учителем условий и составляют свои предложения с ОЧП по схемам. Затем все желающие учащиеся зачитывают свои предложения. -По одному учащиеся называют признаки ОЧП: 1. ОЧП отвечают на один и тот же вопрос. 2. Являются одним ЧП. 3. Как правило, выражены одной ЧР. 4. Относятся к одному ЧП. 5. Произносятся с перечислительной интонацией. 6. Могут быть любым ЧП. Главным и второстепенным. | Регулятивные, коммуникативные. | 8 минут |
Домашнее задание. | -Открываем дневники и записываем д/з: выучить кластер с признаками ОЧП, упражнение № 526.(д.з. параллельно с диктовкой учителя выводится на слайд для зрительного просмотра и активизирует работу визуального канала восприятия) Посмотрите задание, все ли вам понятно? - Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Не забудьте сдать вторые тетради с домашним заданием. Урок окончен, до свидания. | Ученики открывают дневники, записывают д/з, внимательно слушают задание, задают вопросы. Прощание с учителем. | Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. | 2 минуты |