Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку:"Правописание н – нн в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий"»
МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3
имени С. Орджоникидзе
Правописание н – нн в суффиксах наречий, кратких прилагательных
и кратких причастий
Урок русского языка в 7д классе
Учителя русского языка и литературы
Кочуро Е.Р.
Клинцы – 2004
Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока.
Правописание н – нн в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.
Цели урока: закрепить и систематизировать знания по правописанию н – нн
в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий;
научится отличать краткие прилагательные, краткие причастия и
наречия друг от друга;
развивать умение находить изучаемую орфограмму в предложе-
нии, вводить в речь слова с н – нн.
- Ребята, тема нашего урока – одна из самых сложных в курсе русского языка, поэтому будьте очень внимательны.
Начнём мы урок с повторения правописания н – нн в суффиксах причастий и прилагательных. Проведём словарно–орфографическую диктовку у доски и в тетрадях. По ходу работы объясняем орфограмму, графически её выделяем.
Достроенные бригантины,
выкачанная нефть,
решённая задача,
иссиня – чёрный некрашеный палисадник,
неслыханное происшествие
кованный в кузнеце меч,
оловянный солдатик,
даль тумана (кр. прилаг.),
погода безветренная,
песчаный берег,
юный лейтенант,
искусственный цветок,
авиационный билет.
Хорошо, ……., расскажи о правописании н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от глагола.
(Если слово образовано от глагола несовершенного вида и при нём нет зависимых слов и приставок (кроме не), то перед нами отглагольное прилагательное, в суффиксе которого пишется -н-. Исключения: неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, священный, медленный.)
- Молодец, ….., оценка ….
- Ребята, а когда пишем -нн-?
(Если слово образовано от глагола совершенного вида, или у него есть приставки (кроме не), или зависимые слова, то это причастие. Пиши в суффиксе -нн-. В отглагольных прилагательных с суффиксами -ева- , -ова- тоже -нн- . Исключения: раненый, кованый, жёваный, посажёный (отец).
- Молодцы.
- Ребята, в нашей работе встретились и прилагательные, образованные от существительных. Вспомните правило писания суффиксов н – нн в прилагательных, образованных от существительных.
-н- -нн-
-ин- -н + н
-ан- -енн-
-ян- -онн-
оловянный, ветреный, безветренный
деревянный, исключение: свиной, румяный,
стеклянный, пряный, багряный, масляные краски,
безымянный ветреный человек ветряная мельни-
ца
Хорошо, ребята. Давайте проверим, как усвоен материал предыдущего урока. Перед вами перфокарты. Вставьте буквы, устно сформулируйте правило, которым вы будете пользоваться, иллюстрируйте свой ответ примерами из перфокарты.
(Работа в течении 1-2 минут)
- Каким правилом вы пользовались?
(Правописание н – нн в суффиксах наречий. В суффиксах наречий пишется столько –н, сколько в полной форме прилагательных или причастий, от которых наречие образовано.
Молодцы, ребята. Наша тема тесно связана с материалом, который мы повторили. Итак, тема наша очень сложная. Попробуем вместе ответить на вопрос: как же отличить наречие, краткое прилагательное, краткое причастие?
Ребята, нам помогут три предложения, записанные на доске. Запишите их себе в тетради.
(Учитель читает предложения.)
Петр рассея…о прислушивался.
Войско противника рассея…о.
Ученица невниматель…а и рассея…а.
Проведём небольшое исследование. Нам поможет таблица, которая есть у каждого из вас на столе. Первый наш шаг
1) от какого слова зависит рассея…о в каждом предложении?
- от глагола;
- от существительного; заполняем таблицу по ходу работы
- от существительного.
2) на какой вопрос отвечает?
- как?
- каково? настоящая форма каков?
- какова?
3) каким членом предложения является?
- обстоятельство;
- именная часть составного именного сказуемого;
- именная часть составного именного сказуемого.
Ребята, в каком предложении мы уже можем определить, какой частью речи является слово «рассея…о».
(В первом предложении. Это наречие.)
- Вспомним, как работать с орфограммой н-нн- в суффиксах наречий.
(Звучит правило, записываем в таблицу.)
- У нас осталось краткое прилагательное и краткое причастие. Как же их отличить? Подскажет таблица.
(Можно заменить во втором предложении на глагол рассеяли, значит это краткое причастие и пишем всегда -н-; в третьем предложении говорится о качестве девочки, можно заменить на полное прилагательное, следовательно перед нами краткое прилагательное и пишем столько -н- сколько в полной форме.)
- Молодцы, ребята.
А теперь заставьте заговорить молчащую таблицу.
(Рассказ по таблице.)
Выполним практическое задание, пользуясь таблицей. Не пропускайте ни одного шага в своих рассуждениях.
Открываем учебник, упражнение 211(ч I). Предложения под цифрой I . Устно объясняем.
1. Ребята слушали сосредоточенно.
Внимание класса сосредоточено на выполнении текста.
Ученица внимательна, сосредоточенна.
- Под цифрой 2 выполняем у доски и тетрадях.
2. Поступили необдуманно (необдуманный).
Всё было давно обдумано (обдумали).
- Предложения под цифрой 3 самостоятельно.
3. Директор говорил крайне раздражённо.
Коллеги были также раздражены.
- Объясните правописание н - нн в суффиксах слов раздражённо и раздражены.
Хорошо, ребята. А теперь выполним небольшую самостоятельную работу. У вас есть карточки. Вариант А, В, С. Прочитайте задание. Есть вопросы? Выполняйте.