kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку:"Правописание н – нн в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание  н – нн  в суффиксах наречий,  кратких прилагательных

и кратких причастий

Цели урока: закрепить и систематизировать знания по правописанию н – нн       

             в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий;

                     научится отличать краткие прилагательные, краткие причастия и    

            наречия друг от друга;

  развивать умение находить изучаемую орфограмму в предложе-

             нии, вводить в речь слова с н – нн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку:"Правописание н – нн в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий"»

МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3

имени С. Орджоникидзе

















Правописание н – нн в суффиксах наречий, кратких прилагательных

и кратких причастий















Урок русского языка в 7д классе


Учителя русского языка и литературы

Кочуро Е.Р.






Клинцы – 2004

Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока.

Правописание н – нн в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.


Цели урока: закрепить и систематизировать знания по правописанию н – нн

в суффиксах наречий, кратких прилагательных и кратких причастий;

научится отличать краткие прилагательные, краткие причастия и

наречия друг от друга;

развивать умение находить изучаемую орфограмму в предложе-

нии, вводить в речь слова с н – нн.



- Ребята, тема нашего урока – одна из самых сложных в курсе русского языка, поэтому будьте очень внимательны.

Начнём мы урок с повторения правописания н – нн в суффиксах причастий и прилагательных. Проведём словарно–орфографическую диктовку у доски и в тетрадях. По ходу работы объясняем орфограмму, графически её выделяем.

Достроенные бригантины,

выкачанная нефть,

решённая задача,

иссиня – чёрный некрашеный палисадник,

неслыханное происшествие

кованный в кузнеце меч,

оловянный солдатик,

даль тумана (кр. прилаг.),

погода безветренная,

песчаный берег,

юный лейтенант,

искусственный цветок,

авиационный билет.

Хорошо, ……., расскажи о правописании н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от глагола.

(Если слово образовано от глагола несовершенного вида и при нём нет зависимых слов и приставок (кроме не), то перед нами отглагольное прилагательное, в суффиксе которого пишется -н-. Исключения: неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, священный, медленный.)

- Молодец, ….., оценка ….

- Ребята, а когда пишем -нн-?

(Если слово образовано от глагола совершенного вида, или у него есть приставки (кроме не), или зависимые слова, то это причастие. Пиши в суффиксе -нн-. В отглагольных прилагательных с суффиксами -ева- , -ова- тоже -нн- . Исключения: раненый, кованый, жёваный, посажёный (отец).

- Молодцы.

- Ребята, в нашей работе встретились и прилагательные, образованные от существительных. Вспомните правило писания суффиксов н – нн в прилагательных, образованных от существительных.

-н- -нн-

-ин- -н + н

-ан- -енн-

-ян- -онн-

оловянный, ветреный, безветренный

деревянный, исключение: свиной, румяный,

стеклянный, пряный, багряный, масляные краски,

безымянный ветреный человек ветряная мельни-

ца


Хорошо, ребята. Давайте проверим, как усвоен материал предыдущего урока. Перед вами перфокарты. Вставьте буквы, устно сформулируйте правило, которым вы будете пользоваться, иллюстрируйте свой ответ примерами из перфокарты.

(Работа в течении 1-2 минут)

- Каким правилом вы пользовались?

(Правописание н – нн в суффиксах наречий. В суффиксах наречий пишется столько –н, сколько в полной форме прилагательных или причастий, от которых наречие образовано.

Например: искренно (искренний), увлечённо (увлечённый).)

Молодцы, ребята. Наша тема тесно связана с материалом, который мы повторили. Итак, тема наша очень сложная. Попробуем вместе ответить на вопрос: как же отличить наречие, краткое прилагательное, краткое причастие?

Ребята, нам помогут три предложения, записанные на доске. Запишите их себе в тетради.

(Учитель читает предложения.)

Петр рассея…о прислушивался.

Войско противника рассея…о.

Ученица невниматель…а и рассея…а.

Проведём небольшое исследование. Нам поможет таблица, которая есть у каждого из вас на столе. Первый наш шаг

1) от какого слова зависит рассея…о в каждом предложении?

- от глагола;

- от существительного; заполняем таблицу по ходу работы

- от существительного.

2) на какой вопрос отвечает?

- как?

- каково? настоящая форма каков?

- какова?

3) каким членом предложения является?

- обстоятельство;

- именная часть составного именного сказуемого;

- именная часть составного именного сказуемого.

Ребята, в каком предложении мы уже можем определить, какой частью речи является слово «рассея…о».

(В первом предложении. Это наречие.)

- Вспомним, как работать с орфограммой н-нн- в суффиксах наречий.

(Звучит правило, записываем в таблицу.)

- У нас осталось краткое прилагательное и краткое причастие. Как же их отличить? Подскажет таблица.

(Можно заменить во втором предложении на глагол рассеяли, значит это краткое причастие и пишем всегда -н-; в третьем предложении говорится о качестве девочки, можно заменить на полное прилагательное, следовательно перед нами краткое прилагательное и пишем столько -н- сколько в полной форме.)

- Молодцы, ребята.

А теперь заставьте заговорить молчащую таблицу.

(Рассказ по таблице.)

Выполним практическое задание, пользуясь таблицей. Не пропускайте ни одного шага в своих рассуждениях.

Открываем учебник, упражнение 211(ч I). Предложения под цифрой I . Устно объясняем.

1. Ребята слушали сосредоточенно.

Внимание класса сосредоточено на выполнении текста.

Ученица внимательна, сосредоточенна.


- Под цифрой 2 выполняем у доски и тетрадях.

2. Поступили необдуманно (необдуманный).

Всё было давно обдумано (обдумали).


- Предложения под цифрой 3 самостоятельно.

3. Директор говорил крайне раздражённо.

Коллеги были также раздражены.


- Объясните правописание н - нн в суффиксах слов раздражённо и раздражены.


Хорошо, ребята. А теперь выполним небольшую самостоятельную работу. У вас есть карточки. Вариант А, В, С. Прочитайте задание. Есть вопросы? Выполняйте.

(4минуты на работу)

- Закончили?

- Проверяем вариант А.

- В варианте В проверяем творческое задание.

- В варианте С проверяем творческое задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кочуро Елена Романовна

Дата: 13.09.2018

Номер свидетельства: 477759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства