kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 6

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

Тип урока: урока развития речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень""»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 6

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

Тип урока: урока развития речи



I. Подготовительная беседа с учащимися.

-Давайте вспомним:

а) Каковы задачи описания картины?

Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел, понять особенность композиции картины, оценить колорит, краски, освещение, а также передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у каждого из нас

- А как строится описание (изображённого на картине)? –

I ч. Слово о художнике

II ч. Описание переднего и заднего плана

III ч. Впечатление от картины

II. Слово учителя о художнике К.Юоне (с записью необходимой для вступления информации).

- Сегодня,ребята,мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника,создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной "Конец зимы.Полдень".

Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать именно конец зимы - начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса - всё это предстаёт на полотнах К.Ф.Юона. А его картины - "Русская зима","Зимнее солнце", "Конец зимы.Полдень"- создают праздничное, жизнерадостное настроение. Константин Фёдорович Юон - мастер русской пейжазной живописи, художник необычайно эмоциональный, великолепный колорист, который всегда (как он сам утверждал) искал новые краски "в природе". Юон очень любил писать зимние солнечные дни. Один из лучших его зимних пейзажей - это художественное полотно "Конец зимы. Полдень".

III. Беседа по картине.

-Рассмотрим картину Юона "Конец зимы.Полдень".

  1. Каково общее впечатление от изображённого пейзажа: грустное или радостное? Какие чувства и желания эта картина вызывает?

Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: всё истомилось и ждёт тёплого света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром ведь она называется "Конец зимы. Полдень".

  1. Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»

(Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень»)

  1. Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику, привлекая его внимание?

Всё тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Берёзы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки!

  1. А какова роль освещения на переднем плане?

Солнце золотит лежащие у забора дрова, ласкает стволы берёз. Лыжники тоже подставили свои лица солнцу - полудённому солнцу - в это время оно в зените

  1. Т.е какими кажутся все предметы (все, кроме снега)?

Лишь позолочёнными

  1. Как вы думаете , почему они не выделены так ярко, как снег?

Всё потому, что, по замыслу художника, ничто не должно отвлекать от главного замысла - показать красоту снега, освещённого солнцем

  1. А как выглядит снег на переднем плане картине Юона?

Снег впитал в себя краски неба. А небо (какое?) нежное, всё светится, переливается нежно- розовым, голубоватым. Поэтому снег и отсвечивает нежными перламутровыми

Обратите внимание: На снегу короткие тёмные тени от берёз, глубокие синие человеческие следы.

  1. Опишите задний план картины

На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега здесь не тронуты, косогоры (склон + горы // холмы) заснежены/

  1. Какие краски преобладают на заднем плане?

Тёмные - синие, коричневые, черные

  1. Как вы думаете, почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?

Путём контраста - противопоставления с задним планом автор подчеркивает нежность красоту снега на переднем плане своего художественного полотна.



Вывод: Итак, создавая свой пейзаж, художник Юон стремился показать зрителям красоту снега зимой.

IV. Речевая подготовка.

При описании (устном или письменном) картины пейзажа наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Подберём синонимы к словам.

Художник - живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина - полотно, репродукция.

(Картина) чудесная - замечательная, прекрасная.

Создает - пишет (но не описывает и не рисует)

Блестит - искрится, сияет, сверкает.

(Небо) голубое - лазурное, светло-синее.

(Березки) стройные - статные.

(Настроение) праздничное - бодрое, жизнерадостное.

Укажите в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые берёзки, суровая зима...)

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.

V. Составление плана сочинения

  1. Весна – символ пробуждения новой жизни.

  2. Слово о художнике и картине

  3. Передний план картины.

  4. Задний план картины.

  5. Мои впечатления от картины.

VI. Чтение образца. Самостоятельная работа учащихся

Примерное сочинение.

Одно из самых любимых времен года – весна. Весна – это символ пробуждения новой жизни, символ пробуждения природы. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.Много написано стихов, песен, создано картин об этом прекрасном времени года.

К. Ф. Юон, замечательный русский художник, больше всего любил изображать на своих полотнах конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

Зимний солнечный день. Воздух тихий и прозрачный. Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем его золотистый свет на стройных задумчивых березках, пышных колючих елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

В центре картины пестрые деловитые куры выискивают зернышки в талом рыхлом снегу. Справа красуются островерхие пушистые ели. Слева большой деревянный дом, с его крыши сползает огромная шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в солнечный зимний день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого, бирюзового, как морская раковина.

Вдали виднеется большой темный лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег там белый-белый, как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане.

Всем нравится эта чудесная картина. Она создает праздничное настроение. Художник хорошо показал конец долгой зимы. Глядя на эту картину, на память невольно приходят строки из стихотворения Ф.И.Тютчева:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорожкина Елена Александровна

Дата: 12.12.2019

Номер свидетельства: 531654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства