Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Пунктуация при составном именном сказуемрм" (8 класс)»
Тема: Пунктуация при составном именном сказуемом
Цели:
ознакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире;
формировать умение согласовывать главные члены;
развивать внимание, мышление, речь;
воспитывать любовь к русскому слову.
Планируемые результаты
Предметные: систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации;
Метапредметные: формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность;
Личностные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;
Средства обучения: учебник, карточки с заданиями
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.
Сказка
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
- О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?
Тему урока вы узнаете из стихотворения: Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут… тире.
- Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей).
- Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).
- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке
Рефлексия: Какие знания и умения помогут вам на сегодняшнем уроке?
3) Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Работа по карточкам
Фронтальный опрос о типах сказуемых и способах их выражения
Лингвистическая разминка».
1. Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях. (Один ученик работает орфограммами у доски по карточке ) Запись под диктовку:
На з...ре город становится ( нежно) голубым , окрашивается в оранжевые т...на и приобретает теплый желтоватый оттенок.
( Остальные записывают предложение в тетради , вставляют пропущенные буквы и объясняют орфограммы).
- Найдите грамматическую основу в этом предложении. ).Укажите вид сказуемого.
(Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)
- Подчеркните грамматическую основу.
- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)
- Что мы знаем о пунктуации в таких случаях?
( В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире..)
- Сравните эти предложения:
Краснодар –столица моей малой родины.
Простота – условие прекрасного.
Жить – Родине служить
Бедность не порок.
Облака как причудливые замки.
- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можете вы это объяснить? (Нет)
-Почему? Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым?
Работа с таблицей учебника стр. 68
Дополнение учителя к таблице, запись в тетрадь:
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:
если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз,
частица: Риск, как известно, дело благородное; Необдуманный поступок вообще шаг опасный; Труд без пользы тоже безделье (Пословица) и т.д.;
если сказуемое предшествует подлежащему: Славное место эта долина (М.Лермонтов); Животный народ индийцы (А. Гончаров) и т.д.;
если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот
Два сапога пара.
5) Первичная проверка понимания
Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Когда не ставится?
Какой тип сказуемого при этом должен быть?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6) Первичное закрепление.
Упр. 116 у доски (спишите, расставляя знаки препинания, объясните постановку или отсутствие тире, подчеркните грамматическую основу)
Запишите высказывания известных людей, найдите грамматическую основу, расставьте знаки, объясните:
1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов) 2. Ах, красота – это страшная сила!.. (С.Надсон) 3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский) 5. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский) 7. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев) 1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький) 2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев) 6. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)
9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)
Конструирование предложений (упр.118)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению