kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Имена собственные и нарицательные.Заглавная бука в именах, отчествах,фамилиях".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока знакомит детей с именами собственными и нарицательными. Дети учатся различать собственные и нарицательные имена существительные. Употреблять заглавную букву в именах,отчествах,фамилиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Имена собственные и нарицательные.Заглавная бука в именах, отчествах,фамилиях".»

Тема: «Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях».

Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных.

Задачи.

1. Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие имена, фамилии, отчества, и писать их с заглавной буквы.

2. Ввести термины “собственные” и “нарицательные” в языковую практику.

3. Расширять знания о существительном как о части речи.

4. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.

5. Способствовать обогащению словарного запаса.

6. Формировать познавательные интересы.

7. Совершенствовать общеучебные навыки, мыслительные операции (умение сравнивать, группировать, делать выводы)

8. Воспитывать чувство коллективизма, дружеские отношения к сверстникам.

Оборудование. Интерактивная доска, презентация (наглядный материал с новыми терминами, раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в парах).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ученики встают около своих парт и проверяют готовность к уроку.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям и поприветствуйте их при помощи улыбки. Садитесь.

Я желаю, чтобы наш урок прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.

  1. Повторение пройденного материала:

Какой раздел мы сейчас изучаем? (части речи)

Какие части речи вам знакомы? (Существительное, прилагательное, глагол)

Как различить часть речи одну от другой? (по вопросам)

Какую часть речи мы сейчас изучаем? (имя существительное)

(Слова на доске: солнце, читает, книга, собака, летит, добрый, ученик, голубой, ветер, веселый, дождь ,дети .)

Прочитайте слова на доске, найдите имена существительные.

- Что называется именем существительным? (Слова, которые отвечают на вопросы кто?что? называют именами существительными)

Разделите оставшиеся слова на две группы. Почему вы их так разделили?

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные). Назовите эти слова.

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Неодушевленные). Назовите эти слова.



Как вы думаете все ли мы узнали об именах существительных?

Конечно нет, сегодня мы продолжим изучать часть речи - существительное. И начнем мы с минутки чистописания.

2. Чистописание.

(на доске написаны 2 группы букв)

двчк

чнк

тврщ.

Соедините буквы в цепочки и запишите.

Разгадайте ребусы. Каких букв не хватает? (девочка, ученик, товарищ)

Запишите отгаданные слова. Что это за слова? Что они обозначают, называют? (общие названия людей). Можно ли по этим словам догадаться, о ком конкретно идет речь? (нет).

  1. Новая тема.



https://www.youtube.com/watch?v=WWVnXFmKFvw

https://www.youtube.com/watch?v=WWVnXFmKFvw&t=1s



Давайте попробуем из группы предметов выделить отдельный предмет. Что для этого нужно сделать? (Дать ему специальное название).

Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей.

Прочитайте тему урока «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях.»

Известно ли нам значение слова имя собственное? Что относится к именам собственным? Приведите примеры ( …)Как они пишутся?

На какой вопрос отвечают эти слова? Что нужно помнить? (Имена пишут с заглавной буквы)

Вывод на стр. 53: Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма.





Страница учебника 52. Упр.88 (устно)

Давайте узнаем, как называется эта группа.

На с.53 прочитайте второе правило. Найдите ответ на вопрос. Что называют нарицательные имена существительные?

Как мы записываем нарицательные имена существительные?

И так делаем вывод: на какие две группы можно разделить имена существительные? (Собственные и нарицательные) – на доску

Чему же мы сегодня будем учиться? (Различать и учиться записывать имена собственные и нарицательные)

Упр. 91 стр. 53.

Дети устно разбирают, а затем записывают свое полное имя, неполное, ласковое.

Рассказ ученицы об именах.

- У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно с рождения. Раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление.

- Малышу могли дать имя Волк, чтобы он был сильным и смелым Того, кто родился в субботу, называли Субботка. Первого ребенка в семье могли назвать Первуша, второго – Вторак, третьего – Третьяк. Крикливого, часто плачущего ребенка называли: Плакса, Бессон или Неупокой И наоборот, всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. Имя могло отражать и черту характера ребенка. Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. И даже от времени года зависело имя ребенка Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз, девочку, родившуюся весной называли Веснянка.

- Как вы понимаете выражение “у этого человека доброе имя”? (Это значит, имеют ввиду, что он хороший человек)

- А что значит “не позорь имени моего”? (Значит, не позорь меня)

- То есть другими словами ваши хорошие или плохие поступки становятся известны окружающим благодаря имени. Поэтому прославляйте свое имя только хорошими поступками и не прославляйте плохими.



А сейчас, ребята, давайте порешаем задачку.

Наш Иван любит гонять лодыря. Целый день Иванушка бьет баклуши. Ванечка палец о палец не ударит, чтобы помочь бабушке и маме. А если Ваня и работает, то спустя рукава.

- Сколько же братьев у девочки? (Один)

- Как его зовут? (Иван, Иванушка, Ванечка, Ваня)

- Вы назвали разные формы одного и того же имени.

- Назовите фразеологические обороты и замените их синонимами. (Бездельник, лодырь, лентяй)

Словарная работа. - Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)

Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, также как имя.

Ученица рассказывает историю создания фамилий.

- С древнего римского языка слово “фамилия” означало “семья”. В отличие от имен, фамилии на Руси появились позже и образовывались они по-разному:

  1. От места жительства (слайд 27).

  2. От названия зверей (слайд 28).

  3. От названия рыб (слайд 29).

  4. От названия птиц (слайд 30).

  5. От названия насекомых (слайд 31).

  6. От названий профессий или ремесла (слайд 32, 33).

  7. От имен (слайд 34).

- Откройте учебник на с.55 и найдите это словарное слово. Пропишите его в тетради до конца строки, выделите непроверяемую гласную и поставьте ударение.

Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? (По отчеству.)

(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)

Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются.

Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово в следующей строке, выделите непроверяемую гласную и поставьте ударение.

Упр. 94 (с. 55). устно

- Можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца? Давайте попробуем. Несколько человек называет свое полное имя и отчество.

Ребята оценивают правильность ответов.


Работа по карточкам(индивидуально)

- Возьмите карточку. На ней написаны имена. Образуйте от этих имён отчества. Обратите внимание на образец.

Образец: Сергей-Сергеевич

Иван -_________________________________

Виктор- _______________________________

Александр- _____________________________

Алексей -________________________________

Анатолий-______________________________

Мария __________________________

(проверка соседом).

– На экране записаны правильные ответы. Сравните и поставьте «+» если ваш сосед справился, «-» если не справился. Поднимите руку, у кого нет ошибок? (Молодцы), у кого 1 ошибка? 2?

- От каких имен нельзя образовать отчества? (От женских)

Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

А мы продолжаем изучать собственные и нарицательные имена существительные, учимся различать их и правильно оформлять на письме.

Работа в парах.

А) К каждому слову из левого столбика подберите фамилию, имя, отчество

космонавт

Фёдор Иванович Тютчев

поэт

Михаил Васильевич Ломоносов

писатель

Николай Николаевич Носов

композитор

Пётр Ильич Чайковский

учёный

Юрий Алексеевич Гагарин

Как мы назовём слова 1 столбика. (Нарицательные) Почему? (называют предмет из множества подобных) Как называются слова 2 столбика? Почему?

Б) Задание на доске. На какие 2 группы можно разделить имена существительные? Исправь ошибки в словах.

(Собственные и нарицательные)

девочка мальчик катя дима художник васнецов поэт михалков

 Исправьте ошибки.







Упр. 96 (с. 55). Прочитайте. Что обозначает отдельные буквы и слова? (Инициалы) Где вы могли видеть такие записи? Объясните, в каком порядке будут располагаться карточки с названиями книг данных авторов в библиотечном каталоге? Запишите фамилии авторов в алфавитном порядке.

(Самостоятельное выполнение) (А.Л.Барто, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, Ф.И.Тютчев, Е.И.Чарушин, К.И.Чуковский)



Взаимопроверка.


Итог: Что нового мы узнали об именах существительных? Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке? (заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах)

- К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали с заглавной буквы? (Имена собственные) Как называются все остальные существительные? (Имена нарицательные)


Рефлексия: - У вас на партах лежит солнышко, облачко и тучка. На них написано ваше имя без первой буквы.

1. Если на уроке всё было понятно, интересно и не вызвало трудностей, возьми солнышко и допиши на оборотной стороне первую букву своего имени.

2. Если не всё уяснил и нужно ещё поработать над этой темой, то возьми облачко.

3. Если ничего не понял, работать на уроке было сложно и неинтересно, то возьми тучку.

Домашнее задание

с.55 упр.95 Записать как зовут Ваших родных (полные имена)

  • Узнать откуда произошла Ваша фамилия











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Владимировна Королева

Дата: 10.04.2022

Номер свидетельства: 604534

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства