г. Мглин , 2021г.
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | Комментарии |
I. Орг. момент | -Ребята, закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно: Я буду внимательным. Буду думать, думать, думать. Буду сосредоточенно размышлять. Буду догадлив, старателен. -Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. | | |
II. Мобилизующий | ночует, кричит, трещал, пчела, бегут, строит. Найди “лишнее”: | Дети искючают «лишнее» слово пчела – имя существительное бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе кричит – имеет ударное окончание трещал – глагол прошедшего времени | (Слайд 3) |
III. Формулирование темы и цели урока | О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем? Как называется изучаемая орфограмма? Конкретизируем тему урока. Возьмите шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания глаголов. Что у вас вызывает трудности? Исходя из этого, сформулируйте цели урока | | (Слайд 4) (Слайд 5) (Слайд 6) |
IV. Минутка чистописания | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Обратите внимание на соединение букв. Что можете сказать? Напишите соединение букв: ешь ишь | | |
V. Систематизация знаний о глаголе | I. Сейчас каждый из вас поработает по карточке. Познакомьтесь с ней. 1. Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом) 2.Не с глаголами пишется … (отдельно) 3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?) 4. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …. (ть, ти,чь) 5. Глаголы изменяются в прошедшем времени и …(по числам), в ед. ч. – по (числам и родам), в нас. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам) 6.В предложении глагол является …. (сказуемым). 7. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени). -Для чего вам эта такая работа? II. Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?” - Проверим вашу работу. | -Чтобы обобщить знания о глаголе. | Каждый ученик получает карточку «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала Слайды № 7 -12 (Несколько пар зачитывают свои ответы. При несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения). |
VI. Словарно- орфографическаяработа | -Запишите словарные слова в столбик беседа командир рисунок хозяйство -Выделите ударную и безударную гласные. Проверьте себя. - Исходя из темы урока подумайте, какую работу вы можете еще выполнить, используя эти слова. - Образуйте от существительных глаголы неопределенной формы, запишите в столбик. Рядом запишите эти глаголы в форме 3 – го лица мн. числа и глаголы в форме 2 – го лица единственного числа. -Определи спряжение глаголов. - Как определили спряжение глаголов? | Так как это имена существительные, можно образовать глаголы. беседа – беседовать – беседуют, беседуешь командир – командовать… рисунок – рисовать … хозяйство – хозяйствовать … - Все глаголы первого спряжения -Эти глаголы не на –ить, значит первого спряжения. | Слайд №13 |
VII.Работа над темой урока: | 1. Проблемная ситуации. - Даны глаголы: жить, шуметь, звенеть. Попробуйте предположить, какого спряжения первый глагол. - А какого спряжения глаголы шуметь и звенеть? 2. Решение проблемной ситуации. - Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2 – ого лица единственного числа, 2 – ого и 3 – его лица множественного числа. Что получилось? -Как вы определяли спряжение? -Подтвердились ли ваши предположения? -А почему? -Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок? -В каком случае поможет неопределенная форма глагола? . -Итак, что надо знать, чтобы определить спряжение глагола и правильно написать личное окончание глагола? | -Возможно, второго. Ведь он оканчивается на –ить. -Наверное, первого, потому что они оканчиваются не на –ить. - Первый глагол оказался первого спряжения: живешь, живете живут, остальные – второго: шумишь, шумите, шумят; звенишь, звените, звенят. -По ударным личным окончаниям. -Нет. -Потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму. -По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. -Если личное окончание глагола безударное. Дети формулируют вывод. | Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 |
VIII. Физкультминутка | -Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит. | | |
IX.Составление алгоритма. | -Что общего между словами, которые я называла? -Давайте вспомним алгоритм: Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? -А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма. -А теперь скажите, мы ничего не упустили? Конечно – это глаголы-исключения. Кто хочет рассказать стихотворение? | У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко. -Глаголы-исключения. Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на – ИТЬ, Исключая брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть. | Слайд № 17 Слайд № 18 |
X. Закрепление материала | -Как узнать какую гласную надо писать в слове? При доказательстве воспользуйтесь всеми знаниями. -Когда можно ошибиться в правописании личного окончания глагола? -А сейчас выполняя задания, примените ваши знания на практике. Упр.83 на стр.97 -Сделаем вывод. Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени? | - Для этого надо определить спряжение. ………… - В правописании безударного окончания …….. -Надо определить спряжение глагола. Для этого 1) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. 2) Если глагольный суффикс и - II спряжение. Все остальные - а, - у, - е, - о - I спряжение. -Определить спряжение глагола мы можем и по 3 лицу множественного числа. Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: 1)если окончание – ут, – ют – 1 спряжение, то пишем – е 2)если окончание – ат, – ят – 2 спряжение, то пишем – и. | Слайд № 19 |
XI. Итог урока. Домашнее задание | Какова была тема урока? А проблема? Что нового о глаголе вы сегодня узнали? Для чего мы учимся определять спряжение глагола? Д/з Правило стр.95, упр. 80 на стр.96 | | Слайд №20 |
XII. Рефлексия | Какое умение мы оценивали в начале урока? Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +. Кому стало легче определять окончание глаголов? Кто остался на том же уровне? Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов определения спряжения глагола. - Спасибо за урок. | | Слайд №21 |