Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс. Изложение текста-описания»
Развитие речи. 4 класс
Изложение описательного текста
по рассказу Г. А. Скребицкого
( упр. 77 )
Тема урока: «Изложение описательного текста». Русский язык. 4 класс.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.\
Вид урока: урок развития речи.
Тема урока: «Изложение описательного текста»
Цель: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.
Формируемые УУД:
Предметные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные: развитие смыслового чтения; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
I. Организационный момент (Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие предметов для работы.)
II.Работа по теме урока.
1.Знакомство с текстом, работа по содержанию.
Что такое текст?
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Предложения объединены общей темой.
Любой текст можно озаглавить.
Какие бывают виды текста?
Текст – повествование. ( Что произошло? )
Текст – описание. ( Какой? Как выглядит? )
Текст – рассуждение. ( Почему? Зачем? )
2.Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком текст, с которым мы сегодня на уроке будем работать.
Бесстрашен могучий лесной богатырь. Его не пугает озёрная ширь, И он не боится речной глубины. Ветвисты рога его, ноги длинны. Питается ветками, сочной травой. В осеннее время настрой боевой: Он в утренний час очень грозно ревёт И рёвом соперников к бою зовёт. Доверчиво из лесу к людям идёт, То в парк городской, то в село забредёт. И те, кому видеть его довелось, Ответят, что это животное …
Прочитайте текст.(Упр.77 стр.36.)
3. Лексическая подготовка
Определите тип текста. ( Текст описание )
Определите тему текста ( У лосихи родился лосёнок )
Как можно озаглавить текст ? ( Лосёнок. Мать и сын. и т.д. )
Ответьте на вопросы.
Когда произошло событие? ( В погожий летний день. )
Что произошло в чаще деса? ( У лосихи родился лосёнок. )
Какая была лосиха? ( Огромная. )
Больше кого она была? ( Больше коровы. )
Какая шерсть у неё была? ( Жёсткая, как щетина. )
Каким родился лосёнок? ( Маленьким, рыжим. )
На кого он был похож? ( На телёнка. )
Какие у него были ножки? ( Тоненькие. )
Где лежали мать и сын? ( У ручья. )
В каких зарослях? ( В ольховых. )
Найдите в тексте описание.
В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.
Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие — кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.
Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.
Найдите в тексте сравнения.
В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.
Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие — кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.
Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.
4.Орфографическая работа.
Скажите пожалуйста, сколько частей в тексте? ( В этом тексте три части. )
Прочитайте вступление, основную часть, заключение.
О чём говорится в каждой из частей? Давайте определим главную мысль каждой части.
Первая часть.
О чем эта часть? Как можно озаглавить эту часть? ( Событие в чаще леса. )
Вторая часть.
О чем эта часть? Как можно озаглавить эту часть? ( Описание животных. )
Третья часть.
О чем эта часть? Как можно озаглавить эту часть? ( В ольховых зарослях. )
Подготовьтесь к написанию изложения по плану и контрольным словам на доске.
1. Событие в чаще леса. ( погожий летний день , в чаще , родился )
2. Описание животных. (была огромная, домашней коровы, серая, жёсткая, как щетина, маленький, рыженький, как телёнок, ножки тоненькие, стоять нельзя, переломятся )
3. В ольховых зарослях. ( лежали у ручья )
III.Работа над изложением.
(Написание изложения по плану. Самопроверка, редактирование текста.)
VI.Подведение итогов урока.
Урок подошёл к концу. Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.