Тема: «Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения".
Задачи:
образовательные:
познакомить с понятием «орфоэпия», основными орфоэпическими нормами русского языка, с орфоэпическим словарём;
развивающие:
развивать речь учащихся, память, мышление, умение слушать и выражать свои мысли;
развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;
воспитательные:
воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
2. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (сообщения учителя и подготовленных детей);
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ вустной и письменной форме;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других;
учиться уважительно относиться к позиции одноклассников.
3. Предметные:
познакомить с нормами произношения и ударения слов в русском языке;
формировать речевое мастерство учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Проверка домашнего задания (5 минут)
- Ребята, дома вы составляли вопросный план к тексту упр. 93. (проверка плана, ответы на вопросы плана, пересказ текста 1 учеником).
План: 1) Что такое культура речи?
2)Что изучает раздел языкознания «Культура речи»?
3) Что такое нормы литературного языка?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и планируемых результатов урока. (5 мин.)
Послушайте стихотворение В. Громова «Шутка», которое поможет нам сформулировать цели сегодняшнего урока.
Стихотворение В.ГРОМОВА.«Шутка»
- Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог-
Как говорить вернее: творог?!
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог….
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее - творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки - творог,
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило … творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродана уже!»
- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Запись темы в тетрадь). Определите цели сегодняшнего урока.
4. Восприятие учащимися учебного материала.
1) Работа с учебником (стр. 88 - чтение теории, ответ на вопрос).
- Какие нормы являются признаком культурной, грамотной речи?
2) Сообщение учителя о понятии ОРФОЭПИЯ. Знакомство с орфоэпическими словарями (3 мин.).
ФИЗМИНУТКА (2 мин.)
3) Работа в группах: ознакомление с произносительными нормами (время на подготовку 3-5 мин.):
1 группа – упр. 94(прочитать текст, определить главную информацию, ответ на вопрос «Почему оканье не стало нормой русского литературного языка?»)
2 группа – изучение «Лингвистических заметок» на стр. 89-90, таблицы упр. 101 о нормах произношения ЧН-ШН;
3 группа – изучение теории стр. 90-91, материал упр. 96.
4 группа – упр. 103 - работа со словарями.
4) Сообщения групп (по 2-3 мин. – 12 мин.)
5) Мини-тест(каждый делает самостоятельно)
1. Продолжите предложение: Орфоэпия – это…
2. Найдите ошибку: наро[чн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица.
3. Исправьте ошибку: мо[де]ль, бу [тэ]рброд, компью[тэ]р.
4. Найдите ошибку: алфавит, звонит, щавель,свекла.
5. Рефлексия «Закончи предложения»:
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Было интересно узнать, что…
- Я научился…
- Было трудно…
6. V. Домашнее задание.
Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение.