kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по родному языку "Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по родному языку "Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному языку "Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения"»

Тема: «Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения".


Задачи:

образовательные:

  • познакомить с понятием «орфоэпия», основными орфоэпическими нормами русского языка, с орфоэпическим словарём;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, память, мышление, умение слушать и выражать свои мысли;

  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

    • формировать положительное отношение к процессу обучения;

    • формировать интерес к учебному материалу.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (сообщения учителя и подготовленных детей);

  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ вустной и письменной форме;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться уважительно относиться к позиции одноклассников.

3. Предметные:

  • познакомить с нормами произношения и ударения слов в русском языке;

  • формировать речевое мастерство учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока


1. Организационный момент (2 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

- Ребята, дома вы составляли вопросный план к тексту упр. 93. (проверка плана, ответы на вопросы плана, пересказ текста 1 учеником).

План: 1) Что такое культура речи?

2)Что изучает раздел языкознания «Культура речи»?

3) Что такое нормы литературного языка?


3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и планируемых результатов урока. (5 мин.)

Послушайте стихотворение В. Громова «Шутка», которое поможет нам сформулировать цели сегодняшнего урока.


Стихотворение В.ГРОМОВА.«Шутка»

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродана уже!»


- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Запись темы в тетрадь). Определите цели сегодняшнего урока.


4. Восприятие учащимися учебного материала.

1) Работа с учебником (стр. 88 - чтение теории, ответ на вопрос).

- Какие нормы являются признаком культурной, грамотной речи?

2) Сообщение учителя о понятии ОРФОЭПИЯ. Знакомство с орфоэпическими словарями (3 мин.).


ФИЗМИНУТКА (2 мин.)


3) Работа в группах: ознакомление с произносительными нормами (время на подготовку 3-5 мин.):

1 группа – упр. 94(прочитать текст, определить главную информацию, ответ на вопрос «Почему оканье не стало нормой русского литературного языка?»)

2 группа – изучение «Лингвистических заметок» на стр. 89-90, таблицы упр. 101 о нормах произношения ЧН-ШН;

3 группа – изучение теории стр. 90-91, материал упр. 96.

4 группа – упр. 103 - работа со словарями.

4) Сообщения групп (по 2-3 мин. – 12 мин.)

5) Мини-тест(каждый делает самостоятельно)

1. Продолжите предложение: Орфоэпия – это…

2. Найдите ошибку: наро[чн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица.

3. Исправьте ошибку: мо[де]ль, бу [тэ]рброд, компью[тэ]р.

4. Найдите ошибку: алфавит, звонит, щавель,свекла.

5. Рефлексия «Закончи предложения»:

- Сегодня я узнал…

- Я понял, что…

- Было интересно узнать, что…

- Я научился…

- Было трудно…

6. V. Домашнее задание.

Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по родному языку "Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения"

Автор: Коняшкина Марина Владимировна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства