kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по родному языку «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит» в разделе «Русский язык прошлое и настоящее»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока  «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»

 

 

Источники, используемые при подготовке к уроку: календарно-тематическое планирование предмета «Русский родной язык» в 3 класс. Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2019.

 

Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой  на урок.

– Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

-  Прозвенел для вас звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться!

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали?

- На какие группы мы делили слова?

3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, выполнив первое задание

Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

                                     произносим

                                                             д о [ ш ] [ т, ]

         Дождь         

записываем

     д о ж д ь

Лексическое значение слова:

    1. Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
    2. О чём – нибудь падающем во множестве. Дождь бывает разный.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Однокоренные слова: дождь, дождик, дождинка, дождичек, дождище, дождевик, дождемер, дождливость, дождливый.

Синонимы: дождь, ливень, осадки, изморось, косохлест, ситничёк, проливень, дряпня.

      Антонимы: дождь – засуха, ясность, солнце, вёдро (теплая ясная сухая погода).

      Фразеологизм:

             Грибной дождь, слепой дождь, затяжной дождь, золотой дождь, кислотный дождь, метеоритный дождь, проливной дождь, пелена дождя, завеса дождя,  после дождичка в четверг.

Сочетаемость слова: проливной, затяжной, холодный, косой, весенний, грибной, мерзкий, летний, монотонный, ласковый, тоскливый, утренний, теплый, грозовой, обильный, освежающий, беспросветный, унылый, долгожданный, сильный, весенний, освежающий, унылый, колючий, промозглый, метеоритный, благодатный…(дождь).

Пословица. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

    Загадка. Мы его просим, мы его ждем, а как он придет – мы прятаться начнём.

Предложения с этим словом.

…Наконец пошел дождь, как приятно ощущать его теплые капли. Природа заждалась. Много дней стояла жаркая погода, которая изнуряла все живое вокруг. И вот, наконец, долгожданный дождь…

Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы.

(Не всегда будут трудности, придут и радости)

4. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке нас будут знакомить с новыми словами произведения русских писателей К.Г.Паустовского и В. П. Астафьева

-Поработаем в группах

-Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». (Приложение 1) Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.

-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.

-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?

- Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные)? В каком словаре можно узнать лексическое значение?

-Обложной: обложной дождь (разг.) -затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами.

-Спорый:

слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

- Окатный дождь – еще называют купальным дождем, похож в своем проявлении на ливневый. Выражение «воду в решете носили» как раз подходит к определению купального (окатного) дождя, т.е. крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.

С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

5. Физкульминутка

На меня и на людей!

Дождик, дождик, припусти!

Дай цветочкам подрасти.

Лей, лей, веселей,

Землю-матушку полей.

6.Изучение нового материала.

-А на что похожи звуки дождя?

- Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев?

пословицы и поговорки про дождь:
Мокрый дождя не боится.
Рыбаку дождь не помеха.
Будет дождик, будут и грибки.
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

-А как еще модно почувствовать дождь?

-Послушайте текст К.Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя?

-Объясните, пользуясь текстом, что означает слово КРАПАТЬ?

-Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень. Не забываем правила письма.

-Определите, к какой части  речи относится каждое слово.

7.Итог урока

- С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному языку «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит» в разделе «Русский язык прошлое и настоящее»»




Тема урока «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»



Источники, используемые при подготовке к уроку: календарно-тематическое планирование предмета «Русский родной язык» в 3 класс. Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2019.


Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

Ребята, вам тепло?

- В классе светло?

- Прозвенел для вас звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться!

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?

- Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали?

- На какие группы мы делили слова?

3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, выполнив первое задание

Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

произносим

д о [ ш ] [ т , ]


Дождь

записываем

д о ж д ь


Лексическое значение слова:

    1. Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.

    2. О чём – нибудь падающем во множестве. Дождь бывает разный.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Однокоренные слова: дождь, дождик, дождинка, дождичек, дождище, дождевик, дождемер, дождливость, дождливый.


Синонимы: дождь, ливень, осадки, изморось, косохлест, ситничёк, проливень, дряпня.

Антонимы: дождь – засуха, ясность, солнце, вёдро (теплая ясная сухая погода).

Фразеологизм:

Грибной дождь, слепой дождь, затяжной дождь, золотой дождь, кислотный дождь, метеоритный дождь, проливной дождь, пелена дождя, завеса дождя, после дождичка в четверг.


Сочетаемость слова: проливной, затяжной, холодный, косой, весенний, грибной, мерзкий, летний, монотонный, ласковый, тоскливый, утренний, теплый, грозовой, обильный, освежающий, беспросветный, унылый, долгожданный, сильный, весенний, освежающий, унылый, колючий, промозглый, метеоритный, благодатный…(дождь).


Пословица. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Загадка. Мы его просим, мы его ждем, а как он придет – мы прятаться начнём.


Предложения с этим словом.

…Наконец пошел дождь, как приятно ощущать его теплые капли. Природа заждалась. Много дней стояла жаркая погода, которая изнуряла все живое вокруг. И вот, наконец, долгожданный дождь…



Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы.

(Не всегда будут трудности, придут и радости)

4. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке нас будут знакомить с новыми словами произведения русских писателей К.Г.Паустовского и В. П. Астафьева

-Поработаем в группах

-Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». (Приложение 1) Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.

-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.

-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?

- Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные)? В каком словаре можно узнать лексическое значение?

-Обложной: обложной дождь (разг.) -затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами.

-Спорый:

слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

- Окатный дождь – еще называют купальным дождем, похож в своем проявлении на ливневый. Выражение «воду в решете носили» как раз подходит к определению купального (окатного) дождя, т.е. крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.

5. Физкульминутка

На меня и на людей!

Дождик, дождик, припусти!

Дай цветочкам подрасти.

Лей, лей, веселей,

Землю-матушку полей.


6.Изучение нового материала.

-А на что похожи звуки дождя?

- Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев?

пословицы и поговорки про дождь:
Мокрый дождя не боится.
Рыбаку дождь не помеха.
Будет дождик, будут и грибки.
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.


-А как еще модно почувствовать дождь?

-Послушайте текст К.Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя?

-Объясните, пользуясь текстом, что означает слово КРАПАТЬ?


-Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень. Не забываем правила письма.

-Определите, к какой части речи относится каждое слово.

7.Итог урока

- С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?

- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?

С каким словами сегодня познакомились?

- Какие слова из прошлого узнали?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Кирьянова Олеся Григорьевна

Дата: 23.01.2022

Номер свидетельства: 598618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства