| Тема урока «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит» в разделе «Русский язык: прошлое и настоящее» |
|
| Источники, используемые при подготовке к уроку: календарно-тематическое планирование предмета «Русский родной язык» в 3 класс. Учебник «Русский родной язык». 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М.Александрова и др.). –М.:Просвещение, 2019. |
|
Цель: сформировать представления о различных словах называющих и характеризующих дождь, продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка. Развитие устной речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
– Ребята, вам тепло?
- В классе светло?
- Прозвенел для вас звонок?
- Уже закончился урок?
- Только начался урок?
- Хотите учиться?
- Значит можно садиться!
2. Актуализация опорных знаний
Ребята, какой раздел учебника мы изучали на последних уроках родного языка?
- Прошлое и настоящее, каких слов русского языка мы изучали?
- На какие группы мы делили слова?
3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.
- Сегодня продолжим изучать прошлое и настоящее родного языка. А о каких словах будем говорить, узнаете, выполнив первое задание
Тема нашего урока: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
произносим
д о [ ш ] [ т, ]
Дождь
записываем
д о ж д ь
Лексическое значение слова:
-
- Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
- О чём – нибудь падающем во множестве. Дождь бывает разный.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Однокоренные слова: дождь, дождик, дождинка, дождичек, дождище, дождевик, дождемер, дождливость, дождливый.
Синонимы: дождь, ливень, осадки, изморось, косохлест, ситничёк, проливень, дряпня.
Антонимы: дождь – засуха, ясность, солнце, вёдро (теплая ясная сухая погода).
Фразеологизм:
Грибной дождь, слепой дождь, затяжной дождь, золотой дождь, кислотный дождь, метеоритный дождь, проливной дождь, пелена дождя, завеса дождя, после дождичка в четверг.
Сочетаемость слова: проливной, затяжной, холодный, косой, весенний, грибной, мерзкий, летний, монотонный, ласковый, тоскливый, утренний, теплый, грозовой, обильный, освежающий, беспросветный, унылый, долгожданный, сильный, весенний, освежающий, унылый, колючий, промозглый, метеоритный, благодатный…(дождь).
Пословица. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Загадка. Мы его просим, мы его ждем, а как он придет – мы прятаться начнём.
Предложения с этим словом.
…Наконец пошел дождь, как приятно ощущать его теплые капли. Природа заждалась. Много дней стояла жаркая погода, которая изнуряла все живое вокруг. И вот, наконец, долгожданный дождь…
Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы.
(Не всегда будут трудности, придут и радости)
4. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке нас будут знакомить с новыми словами произведения русских писателей К.Г.Паустовского и В. П. Астафьева
-Поработаем в группах
-Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». (Приложение 1) Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.
-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.
-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?
- Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные)? В каком словаре можно узнать лексическое значение?
-Обложной: обложной дождь (разг.) -затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами.
-Спорый:
слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
- Окатный дождь – еще называют купальным дождем, похож в своем проявлении на ливневый. Выражение «воду в решете носили» как раз подходит к определению купального (окатного) дождя, т.е. крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.
С каким словами сегодня познакомились? - Какие слова из прошлого узнали? |
5. Физкульминутка
На меня и на людей!
Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей, веселей,
Землю-матушку полей.
6.Изучение нового материала.
-А на что похожи звуки дождя?
- Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев?
пословицы и поговорки про дождь:
Мокрый дождя не боится.
Рыбаку дождь не помеха.
Будет дождик, будут и грибки.
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
-А как еще модно почувствовать дождь?
-Послушайте текст К.Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя?
-Объясните, пользуясь текстом, что означает слово КРАПАТЬ?
-Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень. Не забываем правила письма.
-Определите, к какой части речи относится каждое слово.
7.Итог урока
- С каким словами сегодня познакомились? - Какие слова из прошлого узнали? |
- Чтобы вы хотели еще узнать о дождевых словах?