kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»»

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Учитель : Хамидуллина И.Н.

Цели урока:

Познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка, подчеркнуть авторское отношение и вызвать у обучающихся уважительное отношение к людям, к природе

Задачи урока:

  • обучающие: продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;

  • развивающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе

  • воспитательные: воспитывать  трепетное отношение к природе.

Оборудование урока: презентация.

Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста.

Ход урока


1. Организация начала урока. Слайд 1.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – о крестьянских детях; они – центральный образ произведения. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке.


Тему сегодняшнего урока вы попытаетесь сформулировать сами, отгадав ключевое слово. Для этого выполним следующую работу: Слайд 2.


Литературоведческий диктант

Картина природы в художественном произведении.

Пейзаж

Созвучие окончаний стихотворных строк.

Рифма

Выражение насмешки.

Ирония

В литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование.

Рассказчик

Разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям.

Очерк

Разговор двух или нескольких лиц.

Диалог

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Аллегория

Обратите внимание на выделенные буквы каждого термина, какое слово у нас получилось. О чем мы будем говорить на уроке? Слайд 3.


3. Изучение нового материала.

Оформление записи в тетрадях (дата, «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»)

Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

В описании природы присутствуют светлая часть дня (утро, день) и темная (сумерки, ночь). Свои наблюдения мы оформим в виде таблицы.

Природа


Светлая часть (день, утро)

Темная часть (сумерки, ночь)

Краски

небо ясное, румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое


Звуки

зашумело, заговорило, звуки колокола


Запахи

полынью, сжатой рожью, гречихой


Настроение

радостное, спокойное



А) День

- Каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа? Найдем это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода на с. 178) Слайд 4.

- Какие же они, краски июльского дня?

(небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

- Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле?

(Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

Ответы записать в таблицу.

Вывод:  Июльский день создает впечатление радостное и спокойное.


Б) Сумерки. Слайд 5.

- Именно в такой день рассказчик удачно поохотился и собирается в обратный путь, но неожиданно осознает, что заблудился. Давайте проследим, как меняется окружающая среда и ее восприятие.

- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом?

-А какими словами передает свое состояние рассказчик? (С.180-182)

(«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую».  

-Тревожное настроение может передаваться не только с помощью слов, но и знаков препинания.

(Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений. Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Вывод: С помощью описания природы рассказчик передает свое тревожное состояние. Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности. Автор подготавливает читателя к беседе мальчиков о домовых и леших.


В) Глубокая ночь. Слайд 6.

Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны, их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

-Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.

- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод на с. 184.

(тихо, спокойно, торжественно)

-Но пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает таинственные рассказы «… торжественно, необыкновенно стояла ночь …», а с другой, вместе с ребятами переживает непонятные явления природы «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»


Г) Утро. Слайд 7.

-Но, как пишет Тургенев, «Недолги летние ночи!..» Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода с.205.)

«Утро зачиналось…»

-В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

-Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

Возвращение к заполнению таблицы.


Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?


(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.


4. Проблемный вопрос.

- Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб»


5. А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.


6. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….


7. Выводы урокаСлайд 8.

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой необыкновенной ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное

  2. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.

  3. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

  4. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

  5. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.


7. Домашнее задание: Слайд 9.

  1. Заполнить вторую часть таблицы,

  2. выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы (по выбору).

Оценки за урок.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хамидуллина Ирина Николаевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства