kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока развития речи 4 класс, подготовка к сочинению по картине Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"»

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

4 класс УМК «Школа России»


Цель: Развитие устной и письменной речи учащихся

Задачи урока:

1.Познакомить с творчеством И. И. Шишкина.

2.Формировать умение образно воспринимать предметы на картине.

3.Формировать умение сравнивать изобразительные средства картины и изобразительные средства художественного произведения.

4.Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов ( описание, повествование).

5.Формировать умение озаглавливать картину и текст.

Оборудование: портрет художника И.И. Шишкина, репродукция картины «Утро в сосновом лесу»

Ход урока.

I.Организационный момент.

Предварительная работа: с.58 упр.390, знакомство с репродукцией картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

  1. Основная часть.

1.Сообщение о художнике

Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832г в г. Елабуга Вятской губернии, в небогатой купеческой семье. Отец его, человек образованный и разносторонних интересов, хотел дать сыну приличное образование, поэтому сначала Ваня учился у частных учителей, затем в уездном училище, а позже 4 года в Казанской гимназии. С детства Ваня имел две страсти - чтение и рисование, чем и занимался дни и ночи напролёт, неохотно отзываясь на приглашения участвовать в семейных делах. Рисовал на всём, что попадалось под руку. Летом бродил по красивым окрестностям Елабуги, делал зарисовки в альбомчик, впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою долгую и многотрудную жизнь.

- Как вы думаете, кем стал этот мальчик, когда вырос?

Стал он великим художником - пейзажистом.

Русский художник Иван Шишкин - автор замечательных картин-пейзажей: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещённые солнцем», «Зимний лес». Все они посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем её величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полей, лугов и мощью сказочно-загадочных дремучих лесов. Мастерство этого живописца неизменно вызывает чувство восхищения, но Шишкин ещё превосходно владел карандашом, а также другими графическими материалами.

- Сегодня мы на уроке будем готовиться к сочинению - опи­санию одной из наиболее известных картин художника «Утро в сосновом лесу», созданной в 1889 году.

Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, вы­дающимся художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844 -1905 г.), который нарисовал в картине семью медведей по эскизу Шишки­на, так как сам Шишкин всегда писал лес и только лес. Фигуры животных, птиц и других живых существ ему не удавались.

2.Подготовка к восприятию и рассматривание картины.

Учитель читает стихотворение И. А, Бунина «Детство».

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.


Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок-как шёлк...

Прильну к сосне корявой -

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.


Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.


- Кто из вас бывал ранним утром в лесу? Что особенно интересного вы там заметили?

-Представьте, что вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите вокруг. (Ребята делятся своими впечатлениями.)

- Как бы вы могли назвать эту картину? («Рассвет в лесу», «Весёлая семейка», «Секреты старого леса», «Сказка старого леса», «Утренние игры медвежат»).

Эту картину Шишкин назвал «Утро в сосновом лесу».

3.Беседа по содержанию картины.

1) Работа над образом соснового леса.

- Что вы видите на этой картине? (Лес, сосновый бор, сосны, овраг, туман, медвежат, медведи­цу, поваленное дерево.)

-Что вы знаете о сосне? Опишите ее. (Сосна- вечнозелёное хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками. Сосна растёт в наших краях. Она высокая, стройная, ствол коричневый. В бору чистый свежий воздух.)

-Сосновый лес можно назвать другим словом - бор. Послушайте описание соснового леса у И. С.Соколова-Микитова. Постарайтесь запомнить слова, которые помогут вам описать лес на картине Шишкина.

« Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь, бывало по старому сосновому бору - точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Через высокие, унёсшиеся в небо зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зелёные кедровые вершины».

-Что общего в описании бора у И. Соколова-Микитова и И. Шишкина?( Тишина в старом бору. Высокие вершины, унёсшиеся в небо. Солнечные лучи, которые играют на стволах сосен.)

- Какое время года изображено на картине? (На картине изображено лето. Мы видим зелёные макушки сосен, зелёные кустарники.)

-Какое время дня описывает художник? (Это раннее утро. Из оврага поднимается голубой туман. Первые лучи солнца освещают верхушки сосен, пытаются проникнуть в глубь леса).

-Только ли огромные, величавые сосны растут в сосновом бору? (рядом с огромными соснами растут и тянут­ся к солнцу молодые сосенки.)


Словарная работа (записи в тетрадях)

Лес сосны

густой вековые

непроходимый раскидистые

таинственный могучие

сказочный прямые

дремучий столетние

-Что изображено на переднем плане картины? (Сломанная, очевидно, бурей огромная старая сосна. Мы ви­дим могучие корни этой сосны, вырванные из земли.)

- Сломанный ствол старого дерева привлёк семейство бу­рых медведей. А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? ( Только здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)

2)Работа над образом медвежат

-Ребята, а что вы знаете о бурых медведях, где они обитают? Чем питаются? (Бурые медведи живут в русских лесах, они «хозяева» леса. Любят лакомиться мёдом, малиной, едят личинки. Медведь - хищный зверь, сильный, опасен для людей,).

- В «Толковом словаре» С. Ожегова даётся следующее описа­ние медведя. «Медведь - крупное хищное млекопитающее с длинной шер­стью и толстыми ногами, а так же его мех».

- Послушайте отрывки из рассказов В. Бианки «Медвежонок» и Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство». Запомните их описание.

-«Медвежата весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят - мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые».

«Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки... медвежонок тянет к ней лапу. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу, отдёргивает, трясёт ею и с удивлением смотрит, куда же девался его новый приятель..

Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый... \ Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с кутёнком. Не верится, что это дикий зверь...»


  • Можно ли сказать, что медвежата, изображённые Шишкиным, и медвежонок из рассказа Скребицкого похожи? (Шишкин и Скребицкий очень наблюдательны. .Один словами, другой с помощью изобразительных средств живописи показали и характеры, и повадки зверей.)


Словарная работа.

медвежата: косолапые, мохнатые, неугомонные, игривые , шаловливые,

любознательные, беззаботные

- Каких мы видим медвежат на картине? Давайте расскажем о каждом медвежонке. (Два медвежонка залезли на ствол поваленной бурей, ста­рой сосны. Один - любитель поесть, он отыскивает в коре ли­чинку. Второй медвежонок внимательно следит своими ка­рими глазками за движениями братишки. Третий, видимо, очень любознательный: он не полез на сломанную сосну, а встал на задние лапы, замер на месте и жадно вглядывается вдаль. Склонив голову набок, прислушивается к звукам просыпающе­гося леса.)

-А что же медведица? Спокойна ли она или тревожится за своих малышей? (Медведица - строгая мать. Она находится около своих мед­вежат, любовно сторожит своих непосед. Она скалит белые острые зубы, грозно рычит, как только шалуны её чересчур разойдутся.)

Словарная работа.

медведица: заботливая, строгая, рычащая, внимательная.


3)Работа над изображением утра

-Так проходит утро медвежьей семейки. Как вы думаете, почему картина названа не «Мишки в сосновом лесу», а «Утро в сосновом лесу»?

-На картине большое внимание художник уделяет изобра­жению утра в лесу, показывает состояние природы в утренние часы, а медведи лишь удачно дополняют картину раннего летнего утра в сосно­вом лесу.

-Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине? (Небо покрыто нежными розовыми облаками. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага.)

Подберите к ним изобразительные средства.

Словарная работа
Небо туман облака

Светлое беловатый розовые

Солнечное густой нежные

Яркое мягкие

4)Работа по выявлению настроения, вызванного картиной

-Какие чувства передаёт эта картина? (чувство красоты, торжества родной при­роды; торжественной тишины и спокойствия, радости.)

-Какие краски использовались художником в картине? (Мы видим все оттенки тёплых цветов, преобладают все оттенки зелёного, коричнево цвета. Это вызывает чувство радости.)

- Но несмотря на такой подбор красок, мы уже сказали, что эта картина передаёт чувство красоты, радости, торжества. Почему так происходит? (а) Когда смотришь на эту картину, чувствуешь перед собой настоящий сосновый лес, с вековыми соснами, чувствуешь его чарую­щую прелесть; б) От картины веет спокойствием и торжественной тишиной; в) Когда смотришь на эту картину, сразу пред­ставляешь Русь, великую, с её богатейшими лесами и утренней зарёй, и становится на душе легко и радостно.)

4)- Составим план сочинения-описания по картине И.И. Шиш­кина «Утро в сосновом лесу».

I.Раннее летнее утро.

II.В лесной глуши

а) описание деревьев;

б) описание медведей;

III. Мои чувства и отношение к картине.

5) Работа над раскрытием замысла картины.

- Ещё раз внимательно рассмотрите картину. Какова же основная мысль картины «Утро в сосновом лесу»?

Художник хотел показать не только красоту родной природы, прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всей её красоте. У каждого предмета свой образ и своё назначение. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал всё это гораздо позднее, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом и цветом, но ещё и звуками. Он показал, что даже в такой глуши есть жизнь. Всё живёт. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.Только так и можно любить Родину.


  1. Итог урока.


Д.З. Написать и отредактировать сочинение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Автор: Лялина Ирина Анатольевна

Дата: 12.03.2019

Номер свидетельства: 502735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства