kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока позволит учителю организовать работу по развитию речи в 5 классе. Описание картины Б.М.Кустодиева дает возможность учить устной и письменной монологической речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"»

КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ.

Описание картины Б.М.Кустодиева «Масленица»

Цель: научиться высказывать свои мысли, уметь составлять устный рассказ-описание картины.

Планируемые результаты:

Личностные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать .

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: понимать, что язык – универсальное средство общения, составлять устное и письменное связное монологическое высказывание на заданную тему.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: мультимедийная установка; ; отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»); репродукции картин Б.М. Кустодиева; учебник «Русский язык» под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына; 4-е издание, 2014 год.





  1. Вступительное слово учителя.

Знакомство с отрывком из романа И.С.Шмелева «Лето Господне»

- Какой праздник является праздником встречи весны?

2. Сообщение ученицы о художнике Б.М.Кустодиеве (1878-1927).

- Б.М.Кустодиев, уроженец Астрахани, навсегда сохранил свою любовь к жизни провинции, быту и традициям народа.На его картинах мы видим портреты его современников, запечатлены красочные базары, гулянья, праздники. Пока позволяло здоровье, он много путешествовал, но последние 15 лет он провел в инвалидной коляске.но это не сломило дух художника. Во время болезни были созданы самые жизнерадостные картины, в том числе и «Масленица». Художник воссоздал точный колорит эпохи, портреты людей разных сословий: перед нами и купцы, и мещане, и крестьяне. Б.М.Кустодиев всегда стремился передать красоту жизни, ощущение радости восприяия мира.

В картине все продумано: и цвет, и расположение фигур, и жесты, и как одеты люди, и чем они заняты. Важное значение имеет и пейзаж как обобщенный образ русской природы.

3. Сообщение ученика о праздновании Масленицы

- Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии.

В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия МясопустНеделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные».

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских — блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев — вареники, сырники и колодка. (Из Википедии)



4. БЕСЕДА

- Представим: мы участники праздника.

- Какие детали горят о том, что это праздник?

-Что происходит вокруг нас?

- Мимо нас пролетают тройки лошадей. Попытаемся озвучить картину. Что мы слышим?

( Кто-то из ребят катается на санках, кто-то играет в снежки. За горой расположился балаган. Катятся сани, сверкают на солнце медные бляшки сбруй; бодро и резво бегут лошади по сугробам. Скрип полозьев, звон колокольчиков, смех и пение людей. Веселые разговоры.)

- Какие краски использует художник?

(Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями – в сплошном белом покрывале. Небо в нежных розовых, желтых, бирюзовых тонах. Все говорит о скором приближении весны. Фон картины светлый. Белые и голубые тона снега создают радостное настроене. Темными красками хуожник изобразил людей, лошадей, стволы деревьев.)

- Что ходил донести до нас художник? ( Праздник зимы- праздник души русского человека.)

- Подведем итог:

Картина позволяет окунуться нам в прошлое, узнать быт и традиции нашего народа.

5. Составление и обсуждение плана.

  1. Б.М.Кустодиев - талантливый мастер изображения русского быта, русского характера, русского праздника.

  2. Картина «Масленица» -собирательный образ России:

  1. Панорама заснеженного города

  2. Народные забавы

  3. Лихая езда в расписных санях

  4. Звуки масленицы

  5. Взаимосвязь природы и народного гулянья

  1. Многовековые традиции России на полотнах Б.М. Кустодиева



6. Устные рассказы по картине

7. Итог урока.

8. Домашнее задание: написать сочинение

Рефлексия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"

Автор: Ференчук Надежда Алексеевна

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства