Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"
Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"
Данный конспект урока позволит учителю организовать работу по развитию речи в 5 классе. Описание картины Б.М.Кустодиева дает возможность учить устной и письменной монологической речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"»
КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ.
Описание картины Б.М.Кустодиева «Масленица»
Цель: научиться высказывать свои мысли, уметь составлять устный рассказ-описание картины.
Планируемые результаты:
Личностные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Познавательные: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать .
Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: понимать, что язык – универсальное средство общения, составлять устное и письменное связное монологическое высказывание на заданную тему.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: мультимедийная установка; ; отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»); репродукции картин Б.М. Кустодиева; учебник «Русский язык» под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына; 4-е издание, 2014 год.
Вступительное слово учителя.
Знакомство с отрывком из романа И.С.Шмелева «Лето Господне»
- Какой праздник является праздником встречи весны?
2. Сообщение ученицы о художнике Б.М.Кустодиеве (1878-1927).
- Б.М.Кустодиев, уроженец Астрахани, навсегда сохранил свою любовь к жизни провинции, быту и традициям народа.На его картинах мы видим портреты его современников, запечатлены красочные базары, гулянья, праздники. Пока позволяло здоровье, он много путешествовал, но последние 15 лет он провел в инвалидной коляске.но это не сломило дух художника. Во время болезни были созданы самые жизнерадостные картины, в том числе и «Масленица». Художник воссоздал точный колорит эпохи, портреты людей разных сословий: перед нами и купцы, и мещане, и крестьяне. Б.М.Кустодиев всегда стремился передать красоту жизни, ощущение радости восприяия мира.
В картине все продумано: и цвет, и расположение фигур, и жесты, и как одеты люди, и чем они заняты. Важное значение имеет и пейзаж как обобщенный образ русской природы.
3. Сообщение ученика о праздновании Масленицы
- Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии.
В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные».
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских — блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев — вареники, сырники и колодка. (Из Википедии)
4. БЕСЕДА
- Представим: мы участники праздника.
- Какие детали горят о том, что это праздник?
-Что происходит вокруг нас?
- Мимо нас пролетают тройки лошадей. Попытаемся озвучить картину. Что мы слышим?
( Кто-то из ребят катается на санках, кто-то играет в снежки. За горой расположился балаган. Катятся сани, сверкают на солнце медные бляшки сбруй; бодро и резво бегут лошади по сугробам. Скрип полозьев, звон колокольчиков, смех и пение людей. Веселые разговоры.)
- Какие краски использует художник?
(Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями – в сплошном белом покрывале. Небо в нежных розовых, желтых, бирюзовых тонах. Все говорит о скором приближении весны. Фон картины светлый. Белые и голубые тона снега создают радостное настроене. Темными красками хуожник изобразил людей, лошадей, стволы деревьев.)
- Что ходил донести до нас художник? ( Праздник зимы- праздник души русского человека.)
- Подведем итог:
Картина позволяет окунуться нам в прошлое, узнать быт и традиции нашего народа.
5. Составление и обсуждение плана.
Б.М.Кустодиев - талантливый мастер изображения русского быта, русского характера, русского праздника.
Картина «Масленица» -собирательный образ России:
Панорама заснеженного города
Народные забавы
Лихая езда в расписных санях
Звуки масленицы
Взаимосвязь природы и народного гулянья
Многовековые традиции России на полотнах Б.М. Кустодиева