kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока позволит учителю организовать работу по развитию речи в 5 классе. Описание картины Б.М.Кустодиева дает возможность учить устной и письменной монологической речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"»

КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ.

Описание картины Б.М.Кустодиева «Масленица»

Цель: научиться высказывать свои мысли, уметь составлять устный рассказ-описание картины.

Планируемые результаты:

Личностные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать .

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: понимать, что язык – универсальное средство общения, составлять устное и письменное связное монологическое высказывание на заданную тему.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: мультимедийная установка; ; отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»); репродукции картин Б.М. Кустодиева; учебник «Русский язык» под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына; 4-е издание, 2014 год.





  1. Вступительное слово учителя.

Знакомство с отрывком из романа И.С.Шмелева «Лето Господне»

- Какой праздник является праздником встречи весны?

2. Сообщение ученицы о художнике Б.М.Кустодиеве (1878-1927).

- Б.М.Кустодиев, уроженец Астрахани, навсегда сохранил свою любовь к жизни провинции, быту и традициям народа.На его картинах мы видим портреты его современников, запечатлены красочные базары, гулянья, праздники. Пока позволяло здоровье, он много путешествовал, но последние 15 лет он провел в инвалидной коляске.но это не сломило дух художника. Во время болезни были созданы самые жизнерадостные картины, в том числе и «Масленица». Художник воссоздал точный колорит эпохи, портреты людей разных сословий: перед нами и купцы, и мещане, и крестьяне. Б.М.Кустодиев всегда стремился передать красоту жизни, ощущение радости восприяия мира.

В картине все продумано: и цвет, и расположение фигур, и жесты, и как одеты люди, и чем они заняты. Важное значение имеет и пейзаж как обобщенный образ русской природы.

3. Сообщение ученика о праздновании Масленицы

- Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии.

В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия МясопустНеделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные».

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских — блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев — вареники, сырники и колодка. (Из Википедии)



4. БЕСЕДА

- Представим: мы участники праздника.

- Какие детали горят о том, что это праздник?

-Что происходит вокруг нас?

- Мимо нас пролетают тройки лошадей. Попытаемся озвучить картину. Что мы слышим?

( Кто-то из ребят катается на санках, кто-то играет в снежки. За горой расположился балаган. Катятся сани, сверкают на солнце медные бляшки сбруй; бодро и резво бегут лошади по сугробам. Скрип полозьев, звон колокольчиков, смех и пение людей. Веселые разговоры.)

- Какие краски использует художник?

(Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями – в сплошном белом покрывале. Небо в нежных розовых, желтых, бирюзовых тонах. Все говорит о скором приближении весны. Фон картины светлый. Белые и голубые тона снега создают радостное настроене. Темными красками хуожник изобразил людей, лошадей, стволы деревьев.)

- Что ходил донести до нас художник? ( Праздник зимы- праздник души русского человека.)

- Подведем итог:

Картина позволяет окунуться нам в прошлое, узнать быт и традиции нашего народа.

5. Составление и обсуждение плана.

  1. Б.М.Кустодиев - талантливый мастер изображения русского быта, русского характера, русского праздника.

  2. Картина «Масленица» -собирательный образ России:

  1. Панорама заснеженного города

  2. Народные забавы

  3. Лихая езда в расписных санях

  4. Звуки масленицы

  5. Взаимосвязь природы и народного гулянья

  1. Многовековые традиции России на полотнах Б.М. Кустодиева



6. Устные рассказы по картине

7. Итог урока.

8. Домашнее задание: написать сочинение

Рефлексия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Описание картины Б.М.Кустодиева "Масленица"

Автор: Ференчук Надежда Алексеевна

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства