kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока объяснения нового материала.Тема урока : «Язык и человек. Общение устное и письменное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                         Конспект урока объяснения нового материала.  Тема урока : «Язык и человек. Общение устное и письменное»  5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока объяснения нового материала.Тема урока : «Язык и человек. Общение устное и письменное»»



Конспект урока объяснения нового материала. 5 класс Тема урока : «Язык и человек. Общение устное и письменное» Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение.

Этап урока. Основное содержание урока.

Основные виды деятельности учащихся

1

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке.? Итак, урок наш начинается. Проверьте: все ли готовы. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.



Эмоциональное включение в урок. Мобилизация внимания.Проверка готовности к уроку

2

Мотивация (создание проблемной ситуации)

-Ребята, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Усачева (рабочий лист. Задание 1.)

(учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий русский язык»)

Великий могучий русский

Язык показал я французу,

А он показал – французский,

А я дал месье по пузу.



Мы в бой с ним вступили близкий,

Катались, вопили, рычали…

Но тут показал нам английский

Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали

И два языка показали.



Он сразу полез с нами в драку,

И в боксе он был неслабым:

Мы с ним показали поляку,

Китайцу и двум арабам.



С трудом нас подняли прохожие…

И поняли мы, дураки:

Какие у нас похожие

Великие языки!

Слушание и адекватное понимание текста стихотворения


-Ребята, как вы думаете, о чем этот текст?

-Какой язык имел в виду поэт?

-На каком языке разговаривали все эти народы? Что их объединяет?

-А знаете ли вы, сколько языков насчитывается на земном шаре?

-Как вы поняли последние строки этого стихотворения? Почему поэт говорит, что языки «великие?

-Для чего человеку нужно знание родного языка?

(чтобы изучать свою историю, понимать все богатство родной культуры и литературы)

-Согласны ли вы с заголовком А Усачева « Великий могучий русский язык»? Можно ли как-то по- другому озаглавить это стихотворение?

-Ребята, а вы когда-нибудь размышляли над тем, что такое язык?

-Казалось ли вам интересным, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его?

Все эти тайны и загадки мы узнаём благодаря языку. В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так: (слайд 1)

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»

-Какое же это слово? (язык)

Анализ языкового материала

Аргументация собственной точки зрения

Построение умозаключений на основе анализа языкового материала

Фронтальная работа

Слушание и адекватное понимание текста высказывания



4.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке речь и пойдет о языке. Запишите в рабочие листы тему урока «Язык и человек. Общение устное и письменное» (слайд 2)

-Как вы думаете, в каком значении употреблено слово «язык» в теме нашего урока?

Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.

-Вспомните и назовите известные вам пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете их смысл?

(Например, Язык наш – враг наш», «Язык до Киева доведет» и т.д.)

Обратите внимание, сегодня вы, ребята, распределены на группы. Так легче работать. Как говорится, в старой пословице, ум - хорошо, а два – лучше. Не забывайте и о правила работы в группах.Групповая работа ( в рабочих листах) Задание 2

1 группа (отгадать загадки о языке)

1)Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

2)Не на меру, не на вес,

А при всяком есть? (речь)

3)Рыжий жеребец в березовом осторожье ржет и хохочет, выскочить не может. (зубы и язык)

4)Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено… (словами)

5)В темном подвале лежит мокрый теленок, все время ворочается, а встать не может. (язык)

-Давайте сверим, правильно ли мы отгадали загадки (слайд 3)

2 группа (соотнести части пословиц о языке)

1.От приветливых слов красно и слушать

2.Слово не воробей: язык не отсохнет

3.Красную речь вылетит – не поймаешь

4.Бойся вышнего не сколотишь и сапога

5.Без русского языка не говори лишнего

-Давайте сверим, правильно ли мы соединили части пословиц (слайд 4)

3 группа (работа с высказываниями известных людей о языке)

Задание: внимательно прочитайте высказывания В.Г Короленко и М.Горького.

…Язык, по самой природе своей, есть орудие общения. (В.Г. Короленко)

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

Ответьте на вопросы:

-Как связаны между собой эти высказывания? Запишите ответ 1 предложением.

-Какое отношение они имеют к теме урока?

Ребята, вы увидели, что пословицы, поговорки, загадки и известные высказывания говорят о значении языка. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества.

Целеполагание.

И сегодня нас ожидают новые открытия.

-Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о роли языка в жизни человека, общества, о разных видах общения)

Сравним наши цеи (слад 5



Записывают тему урока







Повторение изученного в начальной школе материала

называют пословицы и поговорки





работают в группах



отгадывают загадки



































Соотносят части пословиц













Сравнивают высказывания известных людей



Формулирование целей урока

Сопоставление целей

5.



Работа по теме урока

Существуют три назначения языка в жизни человека.

1.Давайте обратимся к рабочим листам (Задание 3.Назначение языка.)

Назначение языка.

Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием.

Первое. Вы встречаетесь с друзьями:

-Привет!

-Здравствуй!

-Как дела?

-Как назвать то, что вы делаете? (общение)

Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя.

-Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации)

Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание»

-Чему служит высказывание? (побуждение к действию)

-Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания?

Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд 6)

Язык в жизни служит для общения, сообщения информации и побуждения к действию.

2.Обратимся к правилу на с.4 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

-Для чего же нужно человеку знание языка?

-Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор)

Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми.

3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. (слайд 7) Перед вами толкование слов язык и речь.

Язык, -а,, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов.

Речь,- и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать.

-Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их.

-Какое значение у этих слов общее?

-Чем же отличается язык от речи?

Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации.

4.Посмотрим на наши рабочие листы.(Задание 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон»)

-Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон».

Я взял трубку.

-Алло!

-Алло!

-Слышно?

-Слышно!

-…Давай разговаривать.

-Давай, - говорю. – А о чем разговаривать?

-Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда?

-Правда.

-Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

-Правда.

-Ну?

-Что «ну"?

-Чего же ты не разговариваешь?

-А ты почему не разговариваешь?

-Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь…

Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор?

-Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком)

-Какое условие речевого общения отсутствовало?

-Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

5. Обратимся к правилам на с.6,7 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.

-Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика.

-О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой?

-Расскажите, чем отличается устное общение от письменного?

-Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения.

-Рассмотрите схему на с.6.

-Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми)

Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий.

Работают в рабочих листах

Индивидуальная работа





Работа с высказываниями (письменная)

Формулирование вывода





Сопоставление вывода



Работа с учебной информацией

Работа со словарной статьей



















Сопоставительный анализ с точки зрения языкового материала

Выразительное чтение текст

Аргументация собственной точки зрения

Формулирование вывода

Работа с учебной информацией

Работа с рисунками

Работа со схемой






6.

Первичное закрепление материала

1.Выполнение упражнения 1.

-Прочитайте текст Л.Успенского, попытайтесь правильно понять смысл.

-Как можно озаглавить текст?

-Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали?

-Найдите предложения, которые прямо отвечают на этот вопрос.

( С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком…Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.)

-Правильно спишите эти предложения. Карандашом подчеркните трудные случаи написания.

-Какая информация показалась знакомой?

-Вызвало ли что-то сомнение?

-Возникли ли какие-либо дополнительные вопросы?

Чтение и адекватное понимание текста









Языковой анализ текста








7.

Словарная работа (слайд 8)

Вы видите слова

Общение, общаться, общительный

-Докажите, что перед вами родственные слова.

-Выделите в них одинаковый корень.

-Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня:

Без языка люди не могли бы …. друг с другом.

-О какой функции языка шла речь в предложении?


работа со словарными словами

10

Дополнительная работа по закреплению изученного материала.

Удивительно, но факт, что каждый человек учится понимать и произносить слова намного раньше, чем начинает ходить. Как тут не вспомнить себя. Правда? Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Ведь, если подумать, нашу Землю населяют разные живые существа. Но человек отличается от них.

-Как вы думаете, чем? (даром слова)

Ученым известны свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. Их называют «маугли».

-Кто- нибудь смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нем книгу? (слайд 9)

-Кем он был?

А теперь познакомимся с текстом в рабочих листах. Задание 6. Прочитайте текст. Не забывайте о пометах к тексту.

Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.

Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года.

- О чем текст? Озаглавьте его.

-Найдите предложение, которое передает главную мысль.

-Почему такие дети не умели разговаривать, когда попадали в человеческое общество?

-_Как этот текст отражает тему нашего урока? Докажите свою точку зрения.

Установление причинно-следственных связей

Смысловое чтение

Анализ текста

Аргументация собственной точки зрения

11

Рефлексия (подведение итогов урока)

-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

-Что нового вы сегодня узнали? (Ответ начните со слов: На уроке я узнал…)

-Чему научились?

-Кто испытывал трудности на уроке? (см. количество ??? на полях)

-С чем они были связаны?

Анализ собственной ученической деятельности и самооценка

12

Задание на дом 1.Параграф 1, упр 3

Фиксируют д.з




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Алина Миннегалеевна Нурисламова

Дата: 28.02.2021

Номер свидетельства: 574506


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства