Работа по теме урока Существуют три назначения языка в жизни человека. 1.Давайте обратимся к рабочим листам (Задание 3.Назначение языка.) Назначение языка. Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием. Первое. Вы встречаетесь с друзьями: -Привет! -Здравствуй! -Как дела? -Как назвать то, что вы делаете? (общение) Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя. -Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации) Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание» -Чему служит высказывание? (побуждение к действию) -Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания? Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд 6) Язык в жизни служит для общения, сообщения информации и побуждения к действию. 2.Обратимся к правилу на с.4 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением. -Для чего же нужно человеку знание языка? -Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор) Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми. 3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. (слайд 7) Перед вами толкование слов язык и речь. Язык, -а,, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов. Речь,- и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать. -Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их. -Какое значение у этих слов общее? -Чем же отличается язык от речи? Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации. 4.Посмотрим на наши рабочие листы.(Задание 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон») -Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон». Я взял трубку. -Алло! -Алло! -Слышно? -Слышно! -…Давай разговаривать. -Давай, - говорю. – А о чем разговаривать? -Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда? -Правда. -Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда? -Правда. -Ну? -Что «ну"? -Чего же ты не разговариваешь? -А ты почему не разговариваешь? -Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь… Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор? -Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком) -Какое условие речевого общения отсутствовало? -Найдите ответ на этот вопрос в тексте. 5. Обратимся к правилам на с.6,7 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением. -Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика. -О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой? -Расскажите, чем отличается устное общение от письменного? -Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения. -Рассмотрите схему на с.6. -Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми) Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий. |