kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-исследования по теме: «Написание -тся и -ться в глаголах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная особенность нестандартных уроков - исследований заключается в формировании и закреплении умений и навыков самостоятельного получения знаний.  В ходе данного урока обучающиеся учатся вырабатывать умения и навыки выделения основных определяющих моментов в теме, формировать и развивать способности формулирования выводов, заключений и обобщений на основе уже известных знаний, развивают познавательные  и творческие способности, воспитывают бережное отношение к слову и любовь к русскому языку, расширяют кругозор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-исследования по теме: «Написание -тся и -ться в глаголах»»

Урок - исследование по теме:

«Написание -тся и -ться в глаголах»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:

«Написание -тся и -ться в глаголах»

Цели урока:

- выработать умения и навыки выделения основных определяющих моментов в теме

- формировать и развивать способности формулирования выводов, заключений и обобщений на основе уже известных знаний, познавательные и творческие способности

- воспитывать бережное отношение к слову и любовь к русскому языку

- расширить кругозор детей

Оборудование:

Отрывок из текста произведения Н.С. Лескова «Левша», распечатанный на листах формата А-4 по количеству учащихся в классе.

План урока - исследования

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.

2. Исследовательская работа учащихся с текстом и вопросами к нему.

3. Выполнение практической части исследования.

4. Подведение итогов урока - исследования.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач:

- Сегодня мы проведем исследование, в ходе которого вам предстоит выяснить, в каких случаях в глаголах пишется –тся, а когда –ться. Для этого предлагаю вашему вниманию отрывок из текста произведения Николая Семеновича Лескова «Левша», который и будет являться объектом исследования:

«Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются – неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, - не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров… Платов боялся государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».

Вопросы и задания к тексту:

1) Найдите в тексте и выпишите в свои тетради те глаголы, в которых имеется орфограмма по теме «Написание –ться и –тся в глаголах». На какие вопросы отвечают эти слова?

2) Выясните, в каких случаях в глаголах перед –ся не пишется мягкий знак. Докажите это примерами из текста.

3) Определите, когда в глаголах перед –ся пишут мягкий знак. Подтвердите свое утверждение примерами из текста.

4) Самостоятельно сформулируйте вывод и составьте правило по теме «Написание –ться и –тся в глаголах». Приведите собственные примеры.

2. Исследовательская работа учащихся с текстом и вопросами к нему.

В течение 10 минут школьники занимаются исследованием текста, отвечают на вопросы и формулируют выводы. Затем проверяют свои работы.

Ответы на вопросы и задания к тексту:

1) Орфограмма «Написание –ться и –тся в глаголах» имеется в следующих словах: « не показываться» (что делают?), «не отпираются» (что делают?), «питаются» (что делают?), «не объявится» (что сделает?), «показаться» (что сделать?).

2) Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? ( что сделают?), то он стоит в форме третьего лица, тогда в нем мягкий знак перед –ся не пишется. Например: «не показываются», «не отпираются», «питаются». «не объявится».

3) Ели глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то это глагол в неопределенной форме, поэтому в нем перед –ся пишется мягкий знак. Например: «показаться».

4) Таким образом, в глаголах, отвечающих на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), пишется –тся (без мягкого знака). Например: «они сегодня весь день ругаются» (что делают?).

А в глаголах, отвечающих на вопросы что делать? (что сделать?), пишется -ться ( с мягким знаком). Например: «Хватит ругаться» (что делать?).

3. Выполнение практической части исследования.

Учитель: «Сейчас мы потренируемся на практике правильно писать глаголы на исследуемую нами тему, оканчивающиеся на –тся и –ться. Запишем несколько русских народных пословиц. Вы должны будете объяснить правописание этих слов».

Один ученик работает у доски, комментируя написание изучаемой орфограммы, остальные школьники записывают в тетрадях русские народные пословицы:

«Старая пословица недаром молвится». Молвится (что делает? 3-е лицо).

«Правда суда не боится». Не боится (что делает? 3-е лицо)

«Волков бояться – в лес не ходить». Бояться (что делать? неопред. форма)

«Грамоте учиться – всегда пригодится». Учиться (что делать? неопред. форма). Пригодится (что сделает? 3-е лицо).

«Дело мастера боится». Боится (что делает? 3-е лицо).

«Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает». Не ошибается (что делает? 3-е лицо).

Учитель:

- Теперь запишем несколько русских народных загадок, в которых тоже довольно часто встречается исследуемая нами тема.

Один ученик пишет на доске, объясняя написание, остальные дети работают в своих тетрадях:

«Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдет-

Всяк наклонится». (Земляника)

Наклонится (что сделает? 3-е лицо).

«Стучит,

Гремит,

Вертится,

Никого не боится,

Ходит весь век,

А не человек». (Часы)

Вертится (что делает? 3-е лицо).

Не боится (что делает? 3-е лицо).

«Два братца

Пошли в воду купаться». (Ведра).

Купаться (что делать? неопределенная форма).

«Зарыли Данилку

В сырую могилку.

Он полежал, полежал

Да на солнышко побежал.

Стоит, красуется,

На него люди любуются». (Посеянное зерно)

Красуется (что делает? 3-е лицо).

Любуются (что делают? 3-е лицо).

«Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся». (Берега)

(Русская народная загадка)

Не сойдутся (что сделают? 3-е лицо).

4. Подведение итогов урока – исследования.

Учитель предлагает школьникам подвести итоги урока-исследования, сформулировав и рассказав правило по теме «Написание –ться и –тся в глаголах», проиллюстрировав и подтвердив его собственными примерами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока-исследования по теме: «Написание -тся и -ться в глаголах»

Автор: Абузьярова Ольга Владиславовна

Дата: 12.01.2020

Номер свидетельства: 535324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства