Конспект урока-исследования по теме: «Написание -тся и -ться в глаголах»
Конспект урока-исследования по теме: «Написание -тся и -ться в глаголах»
Главная особенность нестандартных уроков - исследований заключается в формировании и закреплении умений и навыков самостоятельного получения знаний. В ходе данного урока обучающиеся учатся вырабатывать умения и навыки выделения основных определяющих моментов в теме, формировать и развивать способности формулирования выводов, заключений и обобщений на основе уже известных знаний, развивают познавательные и творческие способности, воспитывают бережное отношение к слову и любовь к русскому языку, расширяют кругозор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-исследования по теме: «Написание -тся и -ться в глаголах»»
Урок - исследование по теме:
«Написание -тся и -ться в глаголах»
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:
«Написание -тся и -ться в глаголах»
Цели урока:
- выработать умения и навыки выделения основных определяющих моментов в теме
- формировать и развивать способности формулирования выводов, заключений и обобщений на основе уже известных знаний, познавательные и творческие способности
- воспитывать бережное отношение к слову и любовь к русскому языку
- расширить кругозор детей
Оборудование:
Отрывок из текста произведения Н.С. Лескова «Левша», распечатанный на листах формата А-4 по количеству учащихся в классе.
План урока - исследования
1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.
2. Исследовательская работа учащихся с текстом и вопросами к нему.
3. Выполнение практической части исследования.
4. Подведение итогов урока - исследования.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач:
- Сегодня мы проведем исследование, в ходе которого вам предстоит выяснить, в каких случаях в глаголах пишется –тся, а когда –ться. Для этого предлагаю вашему вниманию отрывок из текста произведения Николая Семеновича Лескова «Левша», который и будет являться объектом исследования:
«Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются – неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, - не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров… Платов боялся государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».
Вопросы и задания к тексту:
1) Найдите в тексте и выпишите в свои тетради те глаголы, в которых имеется орфограмма по теме «Написание –ться и –тся в глаголах». На какие вопросы отвечают эти слова?
2) Выясните, в каких случаях в глаголах перед –ся не пишется мягкий знак. Докажите это примерами из текста.
3) Определите, когда в глаголах перед –ся пишут мягкий знак. Подтвердите свое утверждение примерами из текста.
4) Самостоятельно сформулируйте вывод и составьте правило по теме «Написание –ться и –тся в глаголах». Приведите собственные примеры.
2. Исследовательская работа учащихся с текстом и вопросами к нему.
В течение 10 минут школьники занимаются исследованием текста, отвечают на вопросы и формулируют выводы. Затем проверяют свои работы.
Ответы на вопросы и задания к тексту:
1) Орфограмма «Написание –ться и –тся в глаголах» имеется в следующих словах: « не показываться» (что делают?), «не отпираются» (что делают?), «питаются» (что делают?), «не объявится» (что сделает?), «показаться» (что сделать?).
2) Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? ( что сделают?), то он стоит в форме третьего лица, тогда в нем мягкий знак перед –ся не пишется. Например: «не показываются», «не отпираются», «питаются». «не объявится».
3) Ели глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то это глагол в неопределенной форме, поэтому в нем перед –ся пишется мягкий знак. Например: «показаться».
4) Таким образом, в глаголах, отвечающих на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), пишется –тся (без мягкого знака). Например: «они сегодня весь день ругаются» (что делают?).
А в глаголах, отвечающих на вопросы что делать? (что сделать?), пишется -ться ( с мягким знаком). Например: «Хватит ругаться» (что делать?).
3. Выполнение практической части исследования.
Учитель: «Сейчас мы потренируемся на практике правильно писать глаголы на исследуемую нами тему, оканчивающиеся на –тся и –ться. Запишем несколько русских народных пословиц. Вы должны будете объяснить правописание этих слов».
Один ученик работает у доски, комментируя написание изучаемой орфограммы, остальные школьники записывают в тетрадях русские народные пословицы:
«Дело мастера боится». Боится (что делает? 3-е лицо).
«Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает». Не ошибается (что делает? 3-е лицо).
Учитель:
- Теперь запишем несколько русских народных загадок, в которых тоже довольно часто встречается исследуемая нами тема.
Один ученик пишет на доске, объясняя написание, остальные дети работают в своих тетрадях:
«Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет-
Всяк наклонится». (Земляника)
Наклонится (что сделает? 3-е лицо).
«Стучит,
Гремит,
Вертится,
Никого не боится,
Ходит весь век,
А не человек». (Часы)
Вертится (что делает? 3-е лицо).
Не боится (что делает? 3-е лицо).
«Два братца
Пошли в воду купаться». (Ведра).
Купаться (что делать? неопределенная форма).
«Зарыли Данилку
В сырую могилку.
Он полежал, полежал
Да на солнышко побежал.
Стоит, красуется,
На него люди любуются». (Посеянное зерно)
Красуется (что делает? 3-е лицо).
Любуются (что делают? 3-е лицо).
«Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся». (Берега)
(Русская народная загадка)
Не сойдутся (что сделают? 3-е лицо).
4. Подведение итогов урока – исследования.
Учитель предлагает школьникам подвести итоги урока-исследования, сформулировав и рассказав правило по теме «Написание –ться и –тся в глаголах», проиллюстрировав и подтвердив его собственными примерами.