kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чтения и развития речи В.Бианки "Март"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для проведения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по программе В.В. Воронковой. Соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи В.Бианки "Март"»

Тема урока: В. Бианки «Март».

Цель урока: активизация речевой деятельности учащихся на основе изучения рассказа «Март» В.Бианки, создание условий для расширения представлений у обучающихся о первых весенних признаках.

Задачи урока:

  1. Образовательные: уточнить представления учащихся о природных изменениях ранней весной; познакомить с народными приметами и обрядами; формировать навыки сознательного, правильного чтения и приёмов анализа текста; обучать умению передавать содержание картины с элементами описания.

  2. Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать познавательные процессы (память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление).

  3. Воспитательная: развивать мотивацию к обучению и интерес к народным приметам, обычаям, обрядам, учить видеть красоту природы, беречь её, заботиться о ней.

Оборудование: репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце»; презентация; карточки с загадками, с пословицами.

I . Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.

Улыбнитесь друг другу, мне и тихо садитесь. Посадите себя правильно.(раз-ноги, два-спина, три-руки) На партах у вас «капельки настроения» , поднимите ту, которая соответствует вашему настроению.

- Сегодня у нас присутствуют гости. - Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на уроке.

2.Проверка домашнего задания.

Отгадаем загадки, белые карточки с загадками лежат у вас на партах.

Читаем первую загадку.(дети читают поочереди загадки и отгадывают их)

*Лежало одеяло, мягкое, белое

Солнце припекло, одеяло утекло. (снег)

*Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт. (сосулька)

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом

А верней сказать-дворец

Прилетай скорей ( скворец )

*Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

- Скажите, что объединяет эти загадки и отгадки?

- Верно. Начинается, пожалуй, самое любимое время года и людей, и природы. И не зря это слово красуется на доске! Дома вы читали стихотворение об этом времени года «Первые приметы»

-Данила читает выразительно. Максим даёт характеристику чтения.

Вывод по домашнему заданию .Сегодня мы продолжим знакомиться с весенними приметами.

Слайд 2

У вас на партах жёлтые карточки, выберете ассоциации, которые у вас возникают со словом «весна».

(Обучающиеся самостоятельно выбирают свои ассоциаграммы, затем читают их вслух.)

Слайд 3,4

 -. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о весне, мы их собрали воедино, и у нас получилась весна яркая, солнечная звенящая, приносящая радость.

- Вспомните, пожалуйста, как зовут автора, который на протяжении этого учебного года рассказывает нам о месяцах года. Выберете среди портретов его портрет.(групповая работа)

Слайд 5(портрет)

- Верно. Ежемесячно мы встречаемся с Виталием Бианки.

3.Рассказ о писателе.(ученик)

-Виталий Валентинович Бианки- известный русский писатель, автор многих произведений для детей. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно найти объявление скворцов «Ищем квартиры»,сообщение о первом «ку-ку», прозвучавщем в парке, отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Как никто другой, Виталий Бианки точно описывает природные явления. Из его небольших рассказов мы узнаём, что происходит с природой, животными, птицами в каждом месяце.

4.Сообщение темы урока.

-А о каком месяце мы будем читать вы узнаете, отгадав загадку: -Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц (март)

Так какой же рассказ В. Бианки мы будем сегодня читать?

Cлайд 6 (тема урока )

5. Речевая разминка (3 мин.)

- Прежде, чем приступить к чтению произведения, проведём речевую разминку.

Слайд 7 (речевая разминка)

* Жаворонки, прилетите! 1.Чтение «про себя»

Студёную зиму прогоните! 2.Чтение шёпотом хором

Тёплую весну принесите! 3.Чтение вслух хором

Зима нам надоела, 4.Чтение выразительно

Весь хлеб у нас поела!

Сегодня на уроке при чтении статьи учебника нам встретится незнакомое слово

Равноденствие прочитаем в толковом словаре значение этого слова -время в году (дважды в год), когда центр солнца находится на небесном экваторе и когда на всей земле (кроме полюсов) продолжительность дня и ночи одинаковы (по 12 часов).

Учитель объясняет лексическое значение данного слова, обращает внимание на состав слова (слово сложное, состоит из двух корней). Учитель читает слово по частям, просит учащихся повторить хором, затем ученики читают слово самостоятельно по записи на доске:

рав

равно

равноден

равноденствие

6.Физкультминутка. Разминка для глаз.

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)

Больше спать не захотел (Поднять руки вверх и посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся, (Руки в стороны)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо- влево)

7.Чтение рассказа учителем .

8.Проверка первичного восприятия.

- О чём говориться в тексте? (О приходе весны)

- Что изменилось в природе в марте? (стало больше солнечных дней, снег выглядит рыхлым и серым, на крышах тают сосульки, слышны радостные голоса птиц)

- Когда наступает день весеннего равноденствия? (день весеннего равноденствия наступает 21 марта)

-Что это означает? (продолжительность дня и ночи равны друг другу и составляют 12 часов)

9.Чтение текста учащимися по абзацам. Лексическая работа (15 мин)

1-ый абзац . Чтение вслух «цепочкой»

-Как вы понимаете выражение одолевать зиму? (одолеть кого, что (доля, участь), осилить, пересилить, победить, превозмочь, побороть, подчинить себе; обессилить; брать верх;)

- Как в народе называют март?(март называют- парник, капельник)

- Почему март получил такие названия ? ( в солнечный тёплый день от таянья снега повышается влажность воздуха, словно от земли пар идёт- парник, сосульки на крышах домов тают, слышна капель-капельник )

Слайд8

- Каким словом можно заменить глагол «полощутся» воробышки? (плещутся, купаются…)

2-ой абзац . Чтение «про себя»,выполните задания,которые даны на красных карточках.(Данила отвечает на один вопрос, а Максим

на два)

- Объясните, как вы понимаете выражение «весна прилетела на солнечных крыльях»? (солнечные тёплые дни предвещают скорое наступление весны)

-Почему март в народе называют «протальником»? (При таянии снега образуются проталины-участки земли, освобождённые от снега)

Слайд 9

3-ий абзац. Чтение друг другу по предложениям

- Как вы понимаете смысл слова «привечать»? (Ласково, приветливо, радостно встречать, принимать кого-либо, давать приют у себя кому-л.)

- Прочитайте «про себя» последнее предложение. Обратите внимание, какие предложения использует автор для названия птиц? ( читают,находят)

Найдите в тексте эти выражения:

Слайд 10

пернатые друзья

милые гости

пернатые армии

крылатые певуны






- Ответьте на вопрос, используя данные выражения: как школьники готовятся к прилёту пернатых друзей?(школьники развешивают на деревьях птичьи домики, устраивают столовые для милых гостей, а потом пернатые армии защитят леса ,сады, огороды от вредных насекомых)

- Как принято встречать день 21 марта в народе?

Рассказ ученика

Утром 21 марта в старину на Руси пекли булочки-жаворонки с носиком, с изюминками на месте глаз. Наши предки считали, что после этого дня утренних морозов осталось ровно сорок, и с каждым разом они будут мягче. Бытовало поверье, что в этот день прилетают сорок птиц, а того, кто сумеет насчитать в этот день сорок птиц, весна вознаградит сорока дарами. Все члены семьи получали такую птичку-булочку- румяную, хрустящую, аппетитную, но не съедали сразу, а принимались кликать весну, кто во что горазд. Забирались на крыши, подбрасывали птичек вверх и старались петь-кричать погромче, чтобы весна услышала. Именно жаворонки, по народному представлению, должны были принести на своих крыльях весну.

Слайд 11

Демонстрация булочек- «жаворонков».

Слайд 12

10.Физкультминутка.

Покачайтесь,покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вдохните.

Сядьте тихо,отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья,начните.

- В старину, выбирали самую красивую птичку, сажали её в заранее приготовленное гнездо и уносили в курятник. Люди делали это для того, чтобы куры не болели и хорошо неслись.

- А часть птичек насаживали на палочки и выносили в поле, тем самым привлекая птиц и закликая весну. Наша с вами речевая разминка и есть весенняя закличка.

- Мы с вами заучим её наизусть.

11.Прослушивание пьесы Чайковского «Песня жаворонка»

-Великий композитор Пётр Ильич Чайковский в своём музыкальном альбоме «Времена года»

одну пьесу назвал «Песня жаворонка». Предлагаю её послушать, какая она по характеру, подумайте.

Слайд 13(песня)

12.Работа по картине «Мартовское солнце» К . Юона

-О весне написаны не только рассказы, стихи и песни, но и многие художники передавали на своих полотнах это время года.

Слайд 14 (картина )

-Прочитайте название картины.

-Какая пора весны изображена на картине?(изображена ранняя пора весны- месяц март)

-Докажите, что день солнечный.(тень от деревьев падает на снег, небо ясное, снег ослепительно сверкает)

-Какие цвета преобладают на картине и о чём они говорят?(на картине преобладают цвета: белый, голубой, золотистый

Они показывают, что зима закончилась, скоро начнётся весна)

- Какое настроение вызывает картина «Мартовское солнце»(картина создаёт радостное настроение)

-Что объединяет рассказ В. Бианки и картину К. Юнона?

Вывод:

Именно яркое солнце, ясный день предвещает скорый приход весны. Эту картину со статьёй В. Бианки объединяет не только тема, но и общее настроение – чувство радости в ожидании прихода весны. Приход весны радует всё живое: это обновление природы, поэтому весну ещё понимают как начало новой жизни

13. Работа с пословицами.

- «Всему своё время», - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.

- Вспомните, пожалуйста, с чего начал свой рассказ писатель. Возьмите зелёные карточки.

- Составьте приметы о весне, соединив части предложений. Работа в парах. Прочитайте и проверьте, что у вас получилось.

Слайды 15,16 (приметы)

В марте тучи плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Грач на горе- весна на дворе.

Длинные сосульки – к долгой весне.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Март с водой, апрель с травой.

14.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Какой рассказ Бианки читали?

-Что нового узнали на уроке?

-С каким настроением заканчиваем наш урок, покажите «капельки настроения»

-Оценки.

15.Задание на дом(2 мин.) Данила пересказывает текст, а Максим выразительно читает.
































- Составьте приметы о весне, соединив стрелками части предложений.

В марте тучи плывут быстро и высоко предвещают дождливое лето

Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Частые туманы в марте к хорошей погоде.




- Составьте приметы о весне, соединив стрелками части предложений.

В марте тучи плывут быстро и высоко предвещают дождливое лето

Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Частые туманы в марте к хорошей погоде.






- Составьте приметы о весне, соединив стрелками части предложений.

В марте тучи плывут быстро и высоко предвещают дождливое лето

Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Частые туманы в марте к хорошей погоде.




- Составьте приметы о весне, соединив стрелками части предложений.

В марте тучи плывут быстро и высоко предвещают дождливое лето

Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Частые туманы в марте к хорошей погоде.





- Составьте приметы о весне, соединив стрелками части предложений.

В марте тучи плывут быстро и высоко предвещают дождливое лето

Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Частые туманы в марте к хорошей погоде.







- Составьте приметы о весне, соединив стрелками части предложений.

В марте тучи плывут быстро и высоко предвещают дождливое лето

Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Частые туманы в марте к хорошей погоде.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока чтения и развития речи В.Бианки "Март"

Автор: Шаравина Светлана Викторовна

Дата: 15.02.2019

Номер свидетельства: 499841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства