(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой – либо профессии.)
- Какую же букву выбрать: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?
3.Ребята под руководством учителя называют тему урока и на основе названий профессий приходят к выводу, что после букв Д-Т, З-С, Ж пишется –ЧИК, в остальных случаях – ЩИК.
Также на основе слов: СТАКАНЧИК, ДИВАНЧИК, СТУЛЬЧИК – шестиклассники приходят к выводу, что суффикс –ЧИК имеет ещё 1 значение – уменьшительно – ласкательный.
4.Физкультминутка.
5.Закрепление изученного материала:
1) упр.294 (устно)
2) упр.296 (письм.)
5.Из истории профессий. Учитель знакомит учащихся с некоторыми устаревшими профессиями.
Старьевщики ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старьё берём!»
Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки. Извозчиком нередко называли крестьян, промышляющих извозом. Человек, перевозящий седоков и грузы за плату.
- Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и лётчики, сварщики и компьютерщики.
В последнее время появилась новая профессия – утрамбовщик – в метро больших городов на самых оживлённых станциях. Крепкие парни помогают пролезть в переполненный вагон, практически силой впихивая туда пассажиров и оттесняя «лишних».
Примечание: в названии всех профессий называются суффиксы и и закрепляется орфограмма.