Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Относительные и вопросительные местоимения"»
Тема: Вопросительные и относительные местоимения
Цели: знакомство с вопросительными и относительными местоимениями, особенностями их изменения, употребления, формирование умения находить эти местоимения в текстах, правильно употреблять их в речи.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию.
Сегодня мы продолжим изучение части речи, которая о себе говорит так: Я заменить могу другие части речи, взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, на их значение всегда мне надо указать.
Итак, речь пойдет о…. (местоимении)
Сегодня на уроке вы узнаете, какие местоимения называются вопросительными, чем они отличаются от относительных местоимений, узнаете, как они могут изменяться и как правильно употреблять их в речи.
3. Проверка домашнего задания.
А) Проверка теории.Игра «Слабое звено».
Прежде, чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним, что вы уже знаете о местоимении?
-Что такое местоимение? (Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их).
- Как изменяются большинство местоимений? (По падежам, некоторые по родам и числам).
- Синтаксическая функция местоимений? Какими членами предложения могут быть местоимения? (В предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями).
- Какие местоимения называют личными? (Те, которые обозначают какое-либо лицо: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они).
– Назовите возвратное местоимение. Что оно обозначает? (Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят).
- В чем особенность склонения возвратного местоимения себя? (Не имеет именительного падежа).
Б) Дифференцированные задания. На дом было задано упр.434 и 444. Какие возникли трудности при выполнении заданий? (Проверка наличия выполнения д/з).
4. Формулирование темы и целей урока.
Переходим к новой теме.
Местоимения - это очень маленькие слова, но очень нужные в речи. Без них нам пришлось бы очень туго. Вот послушайте. Есть такое коротенькое слово «кто». Стучат в дверь, и вы спрашиваете: «Кто там?» Если бы не было этого маленького слова «кто», вам бы пришлось спрашивать: «Там Коля или Оля? Ваня или Таня?» А тот бы всё отвечал: «Нет, нет, нет». А так: «Кто там?» И в этом коротеньком «кто» - имена всех людей на свете.
Кто – местоимение. К вопросительным местоимениям относятся слова:
КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ?
КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО?
-Зачем нам в языке нужны эти местоимения? (Задавать вопросы).
- Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное, прилагательное, числительное? (кто? что? какой? каков? который? чей? сколько?)
5.Объяснение нового материала. Работа по учебнику.
Откройте учебники на странице 72, §79. (Читает ученик материал на стр. 72).
Итак, каковы жеособенности изменения вопросительных местоимений? Необходимо запомнить, что все вопросительные местоимения изменяются по падежам, кроме местоимения каков.
А вот по родам и числам не изменяются вопросительные местоимения: кто,что и сколько.
(рассмотрим в учебнике образцы склонения местоимений сколько? и чей?) Проговорите, обращая внимание на ударение в слове сколько. (ударение падает на корень слова).
Им. п. − (чей?) птичий пух, Род. п. − (чьего?) птичьего пуха, Дат. п. − (чьему?) птичьему пуху, Вин. п. − (чей?) птичий пух, Твор. п. − (чьим?) птичьим пухом, Предл. п. − (о чьём?) о птичьем пухе.
У прилагательного птичий и местоимения чейодинаковые окончания. Вопросительные местоимения какой, который склоняются как прилагательные
Упр. 451. Комментированное письмо.
6. Физкультминутка.
Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок, отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» - за окном у нас видна.
Ты на доску посмотри. Что ты видишь впереди?
А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз -
Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями)
Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать!
Упр. 452. Орфоэпическая работа.
7. Изучение второй части темы. Стр.74.
Относительные местоимения звучат так же, как и вопросительные: кто, что, который, какой, чей, сколько.
Как же так, ведь именно эти слова мы отнесли к разряду вопросительных местоимений. Попробуем разобраться. Сравним предложения.
Кто сказал «мяу»? – Теперь я знаю, кто сказал «мяу».
Чем бы тебя угостить? – Я думаю, чем бы тебя угостить.
Какой у тебя номер вагона? – Посмотри, какой у тебя номер вагона.
Каковы ваши планы? – Хотелось бы знать, каковы ваши планы.
Который час? – Скажите, пожалуйста, который час.
Чья это проделка? – Признавайтесь, чья это проделка.
Сколько сегодня уроков? – Я не помню, сколько сегодня уроков.
Давайте сделаем вывод: В первых предложениях вопросительные местоимения, во вторых – относительные. Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, а относительные – для связи простых предложений в составе сложных. Различие есть и в интонации.
И ещё. Ребята, обратите внимание, вопросительные местоимения всегда стоят в начале вопросительного предложения. Это важно запомнить, чтобы не путать с относительными местоимениями.
В предложении вопросительные местоимения являются подлежащим или определением, а относительные могут быть разными членами предложения.
8. Закрепление нового материала.
-Разгадать шарады и найти вопросительные местоимения (Распечатано).
Упр. 454 –коллективная работа.
Задание (по карточке № 1).Прочитайте предложения. К словосочетаниям поставьте вопросы, используя вопросительные местоимения.
1. Сейчас 11 часов дня. (Сколько времени сейчас? Который час?)
2. В 12 часов состоится встреча лицеистов с ветеранами.
(Во сколько состоится встреча лицеистов с ветеранами?)
3. Встреча продлится до 2 часов дня.
(До которого часа продлится встреча?)
4. Ребята беседовали с 2 ветеранами.
(Со сколькими ветеранами беседовали ребята?)
Задание (по карточке № 2) «Ты – корректор»
Нередко мы слышим неправильное употребление В.М. в речи. Найдите грамматические ошибки в употреблении В.М. Прочитайте исправленный вариант.
- Чего ты делаешь вечером? (Что…)
- Сколько время ты проводишь в спортзале? (времени….)
- Кто помогают тебе делать уроки? (помогает….)
- Который фильм тебе понравился? (Какой…)
9. Работа по предупреждению речевых ошибок.
Упр. 456,455– комментированное письмо.
10. Подведение итогов урока.
Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?
Какие вопр. местоим-я склоняются как прилагательные? (какой, который, чей)
Карточка №1. Прочитайте предложения. К словосочетаниям поставьте вопросы, используя вопросительные местоимения.
1. Сейчас 11 часов дня.
2. В 12 часов состоится встреча лицеистов с ветеранами.
3. Встреча продлится до 2 часов дня.
4. Ребята беседовали с 2 ветеранами.
Карточка № 2. «Ты – корректор»
Нередко мы слышим неправильное употребление вопросительных местоимений в речи. Найдите грамматические ошибки в употреблении вопросительных местоимений. Запишите исправленный вариант.
Нередко мы слышим неправильное употребление вопросительных местоимений в речи. Найдите грамматические ошибки в употреблении вопросительных местоимений. Запишите исправленный вариант.
Нередко мы слышим неправильное употребление вопросительных местоимений в речи. Найдите грамматические ошибки в употреблении вопросительных местоимений. Запишите исправленный вариант.
Нередко мы слышим неправильное употребление вопросительных местоимений в речи. Найдите грамматические ошибки в употреблении вопросительных местоимений. Запишите исправленный вариант.