-развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление, навыки работы с текстом.
Воспитательные:
-создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке,
-прививать интерес к предмету.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с гостями. Садитесь.
-Ребята, вы знаете, что 2011 год был годом космонавтики. И мы сегодня совершим путешествие в космическое пространство. А на какую планету мы полетим, вы должны догадаться сами. Полёт будет нелёгким. Нас ждут испытания. Нам нужны: внимание, выдержка и хорошее знание русского языка. Но прежде давайте закончим земные дела. Быстро поменяем тетради друг с другом и проверим правильность выполнения с экрана.
Слайд 1.
Рабочая тетрадь Урок 37, 3 задание
-Поставьте друг - другу отметки. Все справились? Молодцы!
-Посмотрите, с нами в космос хочет полететь Винни-Пух. Он очень любопытный и очень любит путешествовать. Возьмём его с нами?
А на чём мы полетим? Да, мы полетим на ракете.
Слайд 2.
Но чтобы сесть в неё, мы должны пройти первое испытание – отгадать загадки, узнать курс ракеты и название планеты, на которую мы полетим.
2. Объявление темы и цели урока
Отгадайте загадки
Он зеленый и большой Я полью его водой Как огромный карапуз Скоро вырастет …… (арбуз)
Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться. (книга)
У нас в округе нет катка, Его заменит нам река. Мы ждём погоды у реки… Вот встанет лёд – возьмём … (коньки)
Отгадки написаны на доске.
-Какой частью речи являются слова-отгадки? (Именем существительным). Почему вы так думаете? (Они обозначают предметы и отвечают на вопрос - что?)
А какие слова можно добавить к этим словам?
… арбуз (полосатый, большой)
…книга (интересная, толстая)
…солнце (ласковое, тёплое)
…коньки (новые, белые).
-На какие вопросы отвечают слова, стоящие перед существительными? (Какой? Какая? Какое? Какие?) Наша ракета полетит на планету, где живут слова, отвечающие на эти вопросы и планета называется – Имя прилагательное.
Вот мы и в ракете. Возьмём наши бортовые журналы и напишем сегодняшнее число и тему урока.
3. Чистописание.
-В бортовых журналах нужно писать очень аккуратно. Давайте потренируемся и проведём минутку чистописания. На доске:
4. Актуализация знаний и получение новой информации.
-А теперь внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд.
- Пока мы поднимаемся всё выше и выше, Винни-Пух увидел ваши рисунки и хочет узнать, почему это над рисунками написано «Волшебное письмо». (Письмо волшебное, потому что нарисовано красками, а не написано словами.) У всех рисунки получились разными, но чем- то они похожи. Чем - же? Да, вы читали одно и то же стихотворение поэта Юрия Коринца и рисовали одни и те же предметы
Что-что вы нарисовали?
3 слайд
Листья, горные склоны, солнце, дом, окно, колосья хлеба, небо, голубя.
-Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)
- Какого цвета эти предметы?
(Зеленые листья, коричневые горные склоны, оранжевое солнце, разноцветный дом, разноцветное окно, жёлтые колосья, синее небо, белый голубь)
-Какой частью речи являются слова, стоящие перед существительными? (Именами прилагательными) А как вы догадались? ( Они отвечают на вопросы имени прилагательного) Какой признак предмета называют прилагательные в этом упражнении? (Цвет)
-Что нового мы узнали о прилагательных? ( Прилагательные обозначают признаки предметов, например цвет)
-Солнце у нас оранжевое. А какие прилагательные ещё можно подобрать к существительному солнце?
-Какие признаки предметов называют эти прилагательные? (цвет, характер, размер, время, форму)
- Винни- Пух говорит, что он хочет рассказать об имени прилагательном своим друзьям и чтобы не забыть , он хочет записать в тетрадку всё, что мы узнали о новой части речи. Давайте поможем нашему плюшевому мишке.
4 слайд.
Дети заканчивают предложения.
Имя прилагательное – это часть речи, которая (обозначает признак предмета) и отвечает на вопросы (какой? какая? какое? какие?) Имена прилагательные называют разные признаки: по цвету, (по величине, по форме, по характеру, по времени и т.д.)
5.Физкультминутка.
-Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в космосе они находят время на спортивные упражнения.
Мы летим к другим планетам
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полёт.
Даже плюшевый медведь
Хочет к звёздам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
Работа с учебником.
Работа с текстом. Упражнение 2.
-Наша ракета попала в какую-то туманность. Чтобы выбраться оттуда нам нужно пройти ещё одно испытание – прочитать выразительно рассказ Константина Ушинского «История одной яблоньки» и выбрать из трех пословиц одну, которая больше подойдет к содержанию этого текста.
5 слайд.
Текст читают по очереди три ученика.
- Какую пословицу вы выбрали? (Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
-Почему? (Здесь говорится о труде садовника)
- Сколько лет трудился садовник над яблоней?( Два года)
- Чему учит этот рассказ? (Если хочешь чего-то добиться, нужно стараться)
-А наш мишка говорит, что ему больше понравилась пословица «Яблоко от яблони недалеко падает». А когда так говорят? (Когда дети подражают своим родителям, чаще говорят о дурных поступках)
-Мы вышли из туманности, но тут же нас застал метеоритный дождь из каких- то слов. Мы должны объяснить значение этих слов.
Словарная работа. Слова написаны на доске.
Продолжается полёт.
-Посмотрим в окна – иллюминаторы. Не видна ли наша планета? Но что это? Нашу планету захватили космические пираты. И наша ракета не может лететь дальше. Пираты хотят, чтобы мы выполнили за них Упражнение 3. Кому-то придётся поработать у доски.
- Прочитаем задание.
- Слово какой части речи пишем в начале? ( Имя существительное)
- От него ставим вопрос к прилагательному. Образец: дикая яблоня. Яблоня (какая?) дикая, и т.д.
-Наконец-то мы летим дальше. Пока мы спасали наш корабль, у нас что-то случилось с текстом. Из одного абзаца пропали какие-то слова. Попробуем прочитать предложения без них. Вам понравились предложения? Какие слова пропали? (Пропали прилагательные). А зачем нужны прилагательные? (Они делают нашу речь точной и выразительной)
-А вот и наша планета – Имя прилагательное.
6 слайд.
-А как вы думаете, много здесь слов-жителей? У всех у них своя территория. Посмотрите, почему эти слова-признаки собрались в одном месте? (Они отвечают на один и тот же вопрос - какой?) Мишка хочет взять для себя 1 прилагательное на память, но не знает, какое ему лучше подойдёт. Поможем ему. (Плюшевый) Ребята, жители этой планеты разрешили и вам выбрать для себя прилагательное, которое больше подходит к вашему сегодняшнему настроению.
Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю. Но наша ракета сбилась с пути. Нам нужно пройти последнее испытание – правильно выполнить 1 задание в рабочей тетради.
-Из полёта возвратились
Мы на Землю приземлились.
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-А какие прилагательные вы выбрали для себя? Какое у вас настроение? (Хорошее, весёлое) У меня тоже хорошее настроение, потому что мы с вами хорошо поработали. Особенно хочется отметить …Они получают…
-Запишите с доски домашнее задание.
- Ребята, спасибо вам за работу. Гостям спасибо за внимание. Мы с мишкой хотим, чтобы все вокруг вас будет удивительным и разным. И пусть все окружающие вас и вы сами употребляли только добрые, красивые и приятные слова-признаки. Урок окончен.