kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурс знатоков русского языка для учащихся 6 класса «Лексический карнавал»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Лексика», научить находить слова, относящиеся к определённой лексической группе в тексте. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс знатоков русского языка для учащихся 6 класса «Лексический карнавал»»

Конкурс знатоков русского языка для учащихся 6 класса

«Лексический карнавал»

Учитель русского языка Мокрушина Е.А.

Мероприятие для учеников 6 класса подготовлено и проведено учащимися 11 класса под руководством учителя в рамках недели русского языка как один из туров конкурса.

Цели:

Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Лексика», научить находить слова, относящиеся к определённой лексической группе в тексте.

Развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение применения полученных знаний на практике, развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся, продолжать работу по развитию культуры речи

Воспитательные: пробуждать интерес и воспитывать сознательное отношение к изучению русского языка


Лексический карнавал.

      • Здравствуйте, ребята.

      • Мы рады приветствовать вас.

      • И будем гордиться вами,

если покажете класс.


Наш необычный карнавал

Гостей особенных собрал:

Не люди в масках, а слова

Сегодня съехались сюда.

Узнаешь, прибыл кто на бал,

Получишь для команды балл.

За нарушение, смотри,

Снимаем сазу балла три.

Ну, что ж, друзья, скорей начнём.

Команды наши назовём.

Представьтесь Вы скорей, друзья.

Запишем мы названия.


Участники команд совещаются и определяют названия.

Записываем названия на доске.


Ну что ж, ребята, первый случай,

На бал приехали слова

Буряк, драбына, бачить, слухать,

Цибуля, трошкы, недочувать .

Кто в масках этих, вы решите,

Название группы запишите.

Каждой команде выдаётся карточка, в которую вписываются ответы.



КОМАНДА_____________________________________

Буряк - ____________ бачить -___________ трошкы - _______________

Драбына - ____________ слухать - ________________

Цибуля - _______________ недочувать - _____________

Это ____________________ слова.

Несложно было дать ответ:

Драбыной лестница зовётся,

Цибуля – это просто лук.

Бачить - видеть.

Слухать – слушать.

Недочувать - плохо слышать.

А трошкы - чуть-чуть.

Буряк - так свёклу назовёшь ты,

Когда приедешь на Кубань.

Но вспомнил кое-кто едва,

Что это диалектные слова.


**********

Вот группа новая гостей,

Узнайте вы их поскорей,

Не то начнут работать тут

И бал нечаянно сорвут.

Рубанок, мастерок, фиксаж,

Мольберт, пюпитр, бандаж.

Как группу эту всю назвать

И как отдельно применять?

Каждой команде выдаётся карточка, в которую вписываются ответы.

КОМАНДА

Впишите значение слов

Рубанок - ___________________________________________

Мастерок - __________________________________________

Фиксаж - ____________________________________________

Мольберт - _________________________________________

Пюпитр - ____________________________________________

Бандаж - ____________________________________________

Здесь перечислены ______________________________.



Рубанком стружку снимет столяр.

Бандаж подтянет тело нам.

Фиксаж фотограф принесёт.

Строитель мастерком раствор кладёт.

Мольберт художнику так нужен.

Пюпитр для нот подставкой служит.


Здесь перечислены нам были

Профессиональные слова.

Надеюсь, вам не трудно было.

С заданием справились. Ура!



*******

Кто это в масках? Чудеса!

Не слышал эти словеса.

Дружок, внимательно прочти,

Значение переведи.

Ланиты, очи и чело,

Уста, десница и ветрило,

Ты верно группу назови,

На две подгруппы раздели.

Каждой команде выдаётся карточка, в которую вписываются ответы.

Очи - _______________________ Ветрило - _____________________

Ланиты - ______________________ Уста - ________________________

Чело - ________________________

Это ____________________ слова.

Они делятся на _____________________ и ______________________ .



Очи - глаза, щёки - ланиты,

Чело - это лоб, а губы - уста,

Десница - рука,

А парус - ветрило.

Давно это было.

Слова устарели,

но вовсе язык наш их не забыл,

И на историзмы и архаизмы

мир наш учёный их разделил.


********************

Найдите их братьев в знакомых стихах

И карандашиком их подчеркните.

Каждое слово по баллу несёт,

Ведите строжайший и точный учёт.

Каждой команде выдаётся карточка, в которой подчёркиваются устаревшие слова.

  1. Под грозной бронёй ты не ведаешь ран,

Незримый хранитель могущему дан.


  1. Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.


  1. Олег усмехнулся, однако чело

И взор омрачилися думой.


  1. Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.


  1. Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда.


  1. Из мёртвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.


  1. Дружина пирует у брега.



***************************

Для новых масок поскорей

Смени размеры первой буквы.

И кто они - ты объяснить сумей,

Прибавив к ним слова из первой группы.

Каждой команде выдаётся карточка, в которую вписываются ответы.

1 группа 2 группа

Поэт _________________ горн

Девушка _________________ блок

Река _________________ курган

Город _________________ роза

мыс _________________ десна

Стоит лишь с буквы большой написать,

И вмиг изменились предметы:

Блок - прекрасный поэт,

Девушку Розой зовут,

Курган - это город,

А Горн - длинный мыс,

Далеко выступающий в море.

И многим известна Десна как река,

Что издревле служит притоком Днепра.



*****************************

Друг другу противоположность

Те, что скрываются в стихах.

Найти слова не так уж сложно,

Труднее правильно сказать,

Как эту группу называть.

Каждой команде выдаётся карточка, в которую вписываются ответы.



«Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шуму, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.


Слова _______________ и _______________ противоположны по

лексическому значению. Такие слова называют ____________________.


*************************

Увидев нас, они смутились

И тут же быстро раздвоились.

По парам стройте близнецов,

Не потеряйте нужных слов.

Каждой команде выдаётся карточка, в которую вписываются ответы.

А) Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.

Б) Болтать, засыпать, бездельничать, надоедать.

1

2

3

4

- Что вы знаете о таких словосочетаниях, какие представлены в группе А?

Знатокам несложно их узнать:

Фразеологизмы очень часто

Всем нам приходилось применять.

Вот и подошла пора итоги

Нам, ребята, нынче подводить.

Проявить себя сумели многие,

Знания на деле применив.

А пока жюри считает баллы,

Мы немного с вами поиграем.

Игра в ассоциации. В качестве передачи хода - мячик.(самая интересная ассоциация определяется коллективно)

Слово предоставим мы жюри -

Повнимательней и слушай, и смотри.

Заканчивая карнавал,

Мы приглашаем снова вас

К нам в гости завтра заглянуть.

И по Русландии мы в путь

Отправимся в урочный час,

Не забывайте же о нас.

- До скорой встречи.

- До завтра.



Приложение.

КОМАНДА_____________________________________

Буряк - _______________ бачить -______________

Драбына - ____________ слухать - ________________

Цибуля - _______________ недочувать - _____________

Это ____________________ слова.



КОМАНДА_____________________________________

Впишите современные соответствия.

Очи - _______________________ Ветрило - _____________________

Ланиты - ______________________ Уста - ________________________

Чело - ________________________

Это ____________________ слова.

Они делятся на _____________________ и ______________________ .



КОМАНДА ________________________

Подчеркните устаревшие слова.

  1. Под грозной бронёй ты не ведаешь ран,

Незримый хранитель могущему дан.

  1. Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

  1. Олег усмехнулся, однако чело

И взор омрачилися думой.

  1. Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

  1. Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда.

  1. Из мёртвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

  1. Дружина пирует у брега.



КОМАНДА_____________________________

Замените в словах второй группы первую букву на большую, найдите соответствия и запишите полученные словосочетания.

1 группа 2 группа

Поэт _________________ горн

Девушка _________________ блок

Река _________________ курган

Город _________________ роза

мыс _________________ десна




КОМАНДА________________________

Выпишите противоположные по лексическому значению слова и…

«Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шуму, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.


Слова _______________ и _______________ противоположны по

лексическому значению. Такие слова называют ____________________.



КОМАНДА_______________________

Найдите и запишите соответствия.
А) Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.

Б) Болтать, засыпать, бездельничать, надоедать.

1

2

3

4

Что вы знаете о таких словосочетаниях, какие представлены в группе А?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конкурс знатоков русского языка для учащихся 6 класса «Лексический карнавал»

Автор: Мокрушина Елена Арташовна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199930


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства