№ урока
Дата проведения
Класс
Предмет
6
Русский язык
Тема уроков: композиционные части текста-повествования
Ссылка: учебник, мультимедийная презентация
Общие цели: формирование понятия о композиционной структуре текста-повествования.
Результаты обучения: учащиеся умеют составлять текст-повествование.
Ключевые идеи: текст, типы текста, композиция текста-повествования.
ХОД УРОКА:
Этапы проведения занятия
Время
45мин.
Действия учителя
Действия учащихся
1.Организационный момент
1 мин.
Приветствие
Учащиеся приветствуют учителя.
2.Физминутка
2 мин.
Учащиеся делают разминку. («Финская полька»)
3. Деление учащихся на 3 группы
(сразу выбрать оценщика)
1-2 мин.
Учитель предлагает календарные листочки
Учащиеся выбирают календарные листочки, садятся в группы
4. Эмоциональный настрой на урок. Прием «Круги на воде». Приём «Круги по воде»
- А мы сейчас воспользуемся приёмом «круги на воде» и настроим себя на урок.
Что будем делать на уроке?
1 группа - У – узнавать, удивляться
2 группа Р – развивать, рассуждать
3 группа О - обсуждать, открывать
учитель:К – корректировать)
2 мин.
учитель предлагает группам подумать и назвать глаголы-действия на буквы слова УРОК
Учащиеся называют глаголы-действия на буквы слова УРОК
5. Объявление и запись темы урока
1 мин
Учитель объявляет тему урока
Учащиеся записывают тему урока
6. Формулирование учащимися цели урока
1 мин
Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока, используя для этого слова:
1 группа: узнаем.
2 группа: научимся.
3 группа: где мы применим новые знания.
Учащиеся формулируют цель урока
7. Интеллектуальный вызов
— Обсудите в группах 1 минуту, что вам известно
1 группа такое текст?
2 группа Назовите типы речи?
3 группа - Что называется темой текста?
1 мин
Учитель предлагает уч-ся актуализировать имеющиеся знания
Учащиеся, работая в группах, вспоминают, что такое текст, типы речи, тему текста
ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Задание: прочитайте текст. Расскажите другим группам о главных особенностях текстов-повествований, их композиции.
Работа в группа
Заполните пустые места в карточках.
1 группа ПОВЕСТВОВАНИЕ - тип текста, рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из типов речи наряду с ______________________ и _________________________________(с какими двумя еще?). Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в той последовательности, в какой оно происходило. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а ______________________________________________________(как, если не одновременно?). В повествовании обычно можно определить действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т. п. Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.
2 группа. Повествование характерно прежде всего для литературных жанров, в основе сюжета которых лежит рассказ о событиях. К литературным жанрам, основу которых составляет повествование, традиционно относят ____________________, _________________________, __________________________, роман-эпопею. Ведущую роль в повествовании любого типа играют _________________(слова какой части речи?), наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события (явления) во времени и пространстве. Основную смысловую нагрузку обычно несут глаголы совершенного вида. Однако если речь идёт о повторяющихся действиях, используются глаголы прошедшего времени _____________________________________________ вида: Каждый год весной родители отправлялись на дачу. Сажали цветы и овощи, разводили цыплят.
3 группа: Используя схему, расскажите о строении текста-повествования
Пролог и эпилог — необязательные элементы в повествовании. В прологе говорится о том, что было до того, как начались события повествования, в эпилоге — о том, что произойдёт после того, как события повествования закончатся.
10 мин
Учитель предлагает группам задания по методу «делегат»
Учащиеся выполняют задания, делегаты отправляются в другие группы для обмена знаниями, после чего делегаты возвращаются в свои группы, и одногруппники рассказывают о том, что узнали нового.
2. Чтение текста В Пановой «Домовой в зоопарке»
2 мин
Учитель предлагает учащимся деформированный текст
Учащиеся читают деформированный текст
3. Исправление текста
укажите правильную последовательность
№ по порядку
№ части «перевёрнутого» текста
1
2
3
4
5
6
3 мин
Учитель предлагает учащимся исправить текст, расположить части в той последовательности, в какой всё происходило.
Учащиеся располагают части в той последовательности, в какой всё происходило, сверяют с текстом слайда
4. Выявление композиционный частей текста
Взаимопроверка.
2 мин.
2 мин
Учитель предлагает задание группам:
1 группа — найти ту часть текста, в которой находится завязка.
2 группа — найти кульминацию.
3 группа — найти развязку.
Учащиеся находят в группах композиционные части текста.
Учащиеся читают свои композиционные части, другие группы слушают, определяют правильность ответов.
5. Творческая работа
Чтение творческих работ
5 мин
2 мин
Учитель предлагает учащимся за 5 мин. Написать:
1 группа — пролог
2 группа — придумать другую развязку
3 группа — написать эпилог
Учащиеся выполняют творческие работы, записывают их в тетрадь.
Учащиеся читают творческие работы
6. оценивание в группах
2 мин
Учитель предлагает оценщикам поставить оценки по предложенным критериям:
-за активность;
-за правильность ответов;
-за вклад в работу группы.
«Оценщики» оценивают работу всех учеников группы, комментируют оценки
РЕФЛЕКСИЯ
3 мин
Учитель предлагает учащимся оценить свои знания. Для этого нужно подойти к доске и приклеить стикер со своим именем на соответствующую ступеньку
Учащиеся клеят стикеры на соответствующую ступеньку:
- ничего не понял;
- остались вопросы;
- всё понятно, у меня всё получилось
Запись домашнего задания
1 мин
Учитель предлагает записать домашнее задание: повторить признаки текста-повествования.
Учащиеся записывают домашнее задание: повторить признаки текста-повествования.
Завершение урока
1 мин.
Учитель благодарит детей за работу на уроке.
Сюрприз: на слайде фото барсука