kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ стихотворения В.Бокова "Дождичек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка интересна, с моей точки зрения тем, что при анализе стихотворения рассматриваются изобразительные средства языка. У обучающихся развивается образное мышление, они учатся анализу текста, при этом проводим и различные виды разборов : фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, что позволяет "увидеть" поэтический текст  как  единое целое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ стихотворения В.Бокова "Дождичек"»

Разработка урока "Комплексный анализ текста.

Анализ стихотворения В.Бокова " Дождичек". 5 класс


Цели и задачи:

- помочь учащимся осмыслить идею стихотворения;

- обратить внимание на язык произведения;

- показать художественные средства, использованные в данном тексте, а

также его фонетические и синтаксические особенности;

- воспитывать любовь к родному слову.


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Виктор Федорович Боков известен как поэт-лирик. Многие его стихи положены на музыку. Всем известны такие его песни, как "Оренбургский пуховый платок" и "На Мамаевом кургане ". Необходимо отметить, что особое место в творчестве поэта занимают стихи о природе.


2..Чтение текста стихотворения вслух.

-Докажите, - что перед нами текст.

Это текст, так как перед нами несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Определите тему и идею стихотворения.

- Определите стиль данного текста.

Это текст – художественное описание явления природы. Автор изображает дождичек эмоционально, образно.

- Какие художественно – изобразительные средства использовал автор?

Текст богат разнообразными лексическими средствами. Например, встречаются эпитеты : дождичек ласковый, дотошный ; олицетворения : дождичек скребется, бьется, ползет, сеет; сравнения : словно мышонок скребется, как старая кошка крадется, легким комариком, крылышком бьется.

- Для чего поэт использует данные изобразительно – выразительные средства?

Художественно – изобразительные средства делают текст выразительным. Автор как бы "очеловечивает" дождичек. Именно поэтому картина становится яркой, образной, живой, запоминающейся.

- Особое место в стихотворении занимает слово "дотошный".Каково его значение?

Дотошный - любознательный, во все вникающий.

- Сравните выражения : "дотошный человек" и "дотошный дождик".

Первое означает : любознательный, сведущий во всем. Второе – дождик проникает везде, он любопытный. Но может ли так быть?

- Чего добивается автор , используя слово "дотошный"?

Благодаря такому словоупотреблению, создается образ :дождик проникает в каждую щелочку, под каждый листочек, поэтому напоминает человека.

- Найдите в тексте языковые повторы.

Тихо крадется, тихо ползет; сеет и сеет; вот уже лужа блеснула, вот уж неделю ждал именно этого случая.

- Для чего служат в тексте языковые повторы?

Этот прием позволяет усилить выразительность речи. Повтор помогает выделить в тексте важные понятия , зрительно нарисовать картину.

- Найдите в тексте слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, выпишите эти слова, выделите суффиксы.

- Что хочет передать автор с помощью этого словообразовательного средства?

Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами передают личные переживания автора.

- Определите тип речи.

Перед нами описание: поэт рисует какой дождик.

- Чем интересен текст с точки зрения синтаксиса?

В стихотворении 8 простых и 2 бессоюзных предложения.

- Каких звуков использовано больше : гласных или согласных?

Использовано больше гласных и звонких согласных, поэтому текст звучный, мелодичный.

- Обратите внимание на ударение как фонетическое средство.

Роль ударения особая: во всех начальных строчках ударение падает на первый слог. Автор обращает внимание на эти слова.

- А сейчас мы выполним некоторые виды разбора:

Сквозь - фонетический.

Блаженства - морфологический.

Потемнел - морфемный.

Жадно трава себя в дождичек теплый макает.-синтаксический.

- Объясните все встречающиеся орфограммы.


Итог урока.

Сегодня мы провели комплексный анализ текста.

Что мы для этого сделали?


Домашнее задание: написать сочинение "Весенний дождик".




2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Комплексный анализ стихотворения В.Бокова "Дождичек"

Автор: Небиева Ольга Васильевна

Дата: 26.12.2015

Номер свидетельства: 270364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства