Комплексный анализ стихотворения В.Бокова "Дождичек"
Комплексный анализ стихотворения В.Бокова "Дождичек"
Данная разработка интересна, с моей точки зрения тем, что при анализе стихотворения рассматриваются изобразительные средства языка. У обучающихся развивается образное мышление, они учатся анализу текста, при этом проводим и различные виды разборов : фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, что позволяет "увидеть" поэтический текст как единое целое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ стихотворения В.Бокова "Дождичек"»
Разработка урока "Комплексный анализ текста.
Анализ стихотворения В.Бокова " Дождичек". 5 класс
Цели и задачи:
- помочь учащимся осмыслить идею стихотворения;
- обратить внимание на язык произведения;
- показать художественные средства, использованные в данном тексте, а
также его фонетические и синтаксические особенности;
- воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Виктор Федорович Боков известен как поэт-лирик. Многие его стихи положены на музыку. Всем известны такие его песни, как "Оренбургский пуховый платок" и "На Мамаевом кургане ". Необходимо отметить, что особое место в творчестве поэта занимают стихи о природе.
2..Чтение текста стихотворения вслух.
-Докажите, - что перед нами текст.
Это текст, так как перед нами несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Определите тему и идею стихотворения.
- Определите стиль данного текста.
Это текст – художественное описание явления природы. Автор изображает дождичек эмоционально, образно.
- Какие художественно – изобразительные средства использовал автор?
Текст богат разнообразными лексическими средствами. Например, встречаются эпитеты : дождичек ласковый, дотошный ; олицетворения : дождичек скребется, бьется, ползет, сеет; сравнения : словно мышонок скребется, как старая кошка крадется, легким комариком, крылышком бьется.
- Для чего поэт использует данные изобразительно – выразительныесредства?
Художественно – изобразительные средства делают текст выразительным. Автор как бы "очеловечивает" дождичек. Именно поэтому картина становится яркой, образной, живой, запоминающейся.
- Особое место в стихотворении занимает слово "дотошный".Каково его значение?
Дотошный - любознательный, во все вникающий.
- Сравните выражения : "дотошный человек" и "дотошный дождик".
Первое означает : любознательный, сведущий во всем. Второе – дождик проникает везде, он любопытный. Но может ли так быть?
- Чего добивается автор , используя слово "дотошный"?
Благодаря такому словоупотреблению, создается образ :дождик проникает в каждую щелочку, под каждый листочек, поэтому напоминает человека.
- Найдите в тексте языковые повторы.
Тихо крадется, тихо ползет; сеет и сеет; вот уже лужа блеснула, вот уж неделю ждал именно этого случая.
- Для чего служат в тексте языковые повторы?
Этот прием позволяет усилить выразительность речи. Повтор помогает выделить в тексте важные понятия , зрительно нарисовать картину.
- Найдите в тексте слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, выпишите эти слова, выделите суффиксы.
- Что хочет передать автор с помощью этого словообразовательного средства?
Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами передают личные переживания автора.
- Определите тип речи.
Перед нами описание: поэт рисует какой дождик.
- Чем интересен текст с точки зрения синтаксиса?
В стихотворении 8 простых и 2 бессоюзных предложения.
- Каких звуков использовано больше : гласных или согласных?
Использовано больше гласных и звонких согласных, поэтому текст звучный, мелодичный.
- Обратите внимание на ударение как фонетическое средство.
Роль ударения особая: во всех начальных строчках ударение падает на первый слог. Автор обращает внимание на эти слова.
- А сейчас мы выполним некоторые виды разбора:
Сквозь - фонетический.
Блаженства - морфологический.
Потемнел - морфемный.
Жадно трава себя в дождичек теплый макает.-синтаксический.