Комплексный анализ стихотворения Г.В.Кондакова «Катунь».
Комплексный анализ стихотворения Г.В.Кондакова «Катунь».
Цели урока: - продолжить работу над формированием подхода к комплексному анализу лирического произведения, расширяя представление о богатстве русского языка;
- развивать навыки анализа текста (с точки зрения художественно- литературных особенностей и особенностей разделов русского языка), совершенствовать умение находить связи между разделами, умение грамотно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста;
-воспитывать интерес и уважение к родному языку и его богатствам, желание пользоваться средствами его выразительности, потребность говорить красиво и образно.
Оборудование: портрет поэта, текст стихотворения, слайды
Тип урока: урок- практикум
Аудитория: 10 -11классы
Сценарий урока
I. Организационный момент
Цель: проверить готовность к уроку
II. Вступительное слово учителя
Слайд №1
Краткие строки о биографии Георгия Васильевича Кондакова.
Г.В.Кондаков- талантливый поэт, переводчик, литературовед.
Вся его жизнь и судьба связаны с Горным Алтаем. Родился
Г.В. Кондаков в красивом селе Сайдыс, которого вышло немало выдающихся людей. После окончания педагогического института он начал преподавать русский язык и литературу, более четверти века проработал в Горно-Алтайском педагогическом институте на кафедре литературы.
Главной темой поэзии и исследовательского творчества для него оставался родной край, судьба человека, живущего в горах древнего Алтая/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ стихотворения Г.В.Кондакова «Катунь».»
Тема урока: Комплексный анализ стихотворения Г.В.Кондакова «Катунь».
Цели урока: - продолжить работу над формированием подхода к комплексному анализу лирического произведения, расширяя представление о богатстве русского языка;
- развивать навыки анализа текста (с точки зрения художественно- литературных особенностей и особенностей разделов русского языка), совершенствовать умение находить связи между разделами, умение грамотно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста;
-воспитывать интерес и уважение к родному языку и его богатствам, желание пользоваться средствами его выразительности, потребность говорить красиво и образно.
Оборудование: портрет поэта, текст стихотворения, слайды
Тип урока: урок- практикум
Аудитория: 10 -11классы
Сценарий урока
Организационный момент
Цель: проверить готовность к уроку
Вступительное слово учителя
Слайд №1
Краткие строки о биографии Георгия Васильевича Кондакова.
Г.В.Кондаков- талантливый поэт, переводчик, литературовед .
Вся его жизнь и судьба связаны с Горным Алтаем. Родился
Г.В. Кондаков в красивом селе Сайдыс , которого вышло немало выдающихся людей . После окончания педагогического института он начал преподавать русский язык и литературу, более четверти века проработал в Горно-Алтайском педагогическом институте на кафедре литературы.
Главной темой поэзии и исследовательского творчества для него оставался родной край, судьба человека, живущего в горах древнего Алтая/
III.Чтение текста
Греми, серебряная речь,
Орлиный клик под облаками…
Речь в Лету никогда не канет-
Она сверкая будет течь.
Лишь ей одной дано веками
Блистать под солнцем, словно меч,
И, грохоча в горах, рассечь
И мрамор, и гранитный камень.
Опять вздымайся в облака
И грохочи в ущельях тесных.
Греми, библейская река,
На все эпохи и века,
В легендах оживай и песнях.
I.Работа с текстом
1.Опишите свое первоначальное впечатление об этом стихотворении.
2.Проанализируйте его с точки зрения темы, главного поэтического образа, соответствия ( или несоответствия) ему поэтической лексики, тропов.
3.Как вы понимаете и объясняете сближение двух образов: река и речь? Прокомментируйте библейские образы и мотивы.
Род литературы – поэзия, по жанровой форме представляет собой сонет (звучать). Звуковую окраску стихам придает повышение и понижение голоса при произнесении отдельных слов: в одном случае мы акцентируем рифму понижением голоса и ударением на словах «меч- рассечь», в другом- акцентом подчеркиваем направление движения: «…вздымайся в облака/ И в бездну падай с высока». Усилительную функцию в создании звукового образа горной реки выполняет и анафора: четыре стиха начальную рифму «И».
Лексические особенности.
Что в стихотворении кажется необычным, может быть непонятным или нелогичным? Что требует уточнений, размышлений?
Непонятно, требует прояснения понятия: «река», «речь».
Если поэт называет речью реку Катунь, то какой смысл имеет её соотнесение с рекой забвения Летой, то есть другой рекой? Почему автор называет Катунь библейской рекой? Связано ли название реки Катунь с алтайской мифологией .
Кадын по алтайской легенде – прекрасная дочь Алтая, бежавшая против воли грозного отца на встречу с возлюбленным Бием и превратившаяся в реку. Есть ли связь реки Катунь с образом Кадын у Г.Кондакова? Приходим к выводу , что прямой связи нет, она становится понятной только в контексте всего стихотворения и алтайской мифологии: образ горной реки Катунь проникнут такой же неукротимой страстью, готовностью преодолеть на своем пути любые препятствия, как это сделала любящая Кадын.
Перед нами все- таки не образ девушки из древней легенды, а образ горной реки, берущей начало в ледниках Белухи.
Не случаен в стихотворении и образ Леты из древнегреческой мифологии. Он вносит какой-то новый смысл в созданную поэтом величественную картину горной реки Алтая.
Условно слова в тексте можно разделить на две группы: а) река, клик орла , облака, солнце, гранит, мрамор, горы, камень , бездна, ущелье, меч;
б) Лета ,эпохи, века, легенды, речь, песни.
Первая группа связана с темой гор ,выси, реки, низвергающейся с высот неукротимой мощью пробивающей себе путь сквозь скалы и ущелья. Здесь ярко проступает местный колорит картины.
Вторая ряд слов несет в себе мысль о древности , вечности, о бесконечном кругообращении реки- воды во времени: она то «вздымается» в облака , то то падает в бездну, чтобы вновь подняться облаками ввысь… Это тема бесконечности движения в природе. Одновременно это и тема памяти, воплощенная в легендах , песнях , в Слове. Слово- речь также бессмертна. Как бесконечно движение реки . Вот что сближает у Кондакова образы реки и речи. Обе они феномены вечности, обе в движении устремлены в будущее, они – продолжение жизни в веках.
Фонетические особенности.
Ведем наблюдением над звуковой организацией стихов, подчеркивая аллитерациями характер грозной горной реки: Греми , сеРе БРяная ,
Речь ,свеРкая , ГРоХоча, в ГоРах, Рассечь, МраМоР , Гранит.
Морфологические особенности.
Удельный вес в тексте имеют глаголы (а в поэзии это – мотивы единицы смысла) выражают обращения – призывы лирического героя. Они несут в себе высокий пафос. Он создается поэтической лексикой.
Анализ глагольных форм поэтического языка усиливает и углубляет взаимосвязанные темы реки и вечности.
В воображении встает образ лирического героя (автора), стоящего у порогов горной реки Катуни .Он поражен силой , напором , неукротимой мощью её течения. Слово «течение» даже мало подходит к её бурлящим потокам и перекатам. Они с грохотом ударяются о встречные гребни , скалы, валуны и продолжают стремиться дальше. Герой стихотворения оглушен этим грохотом реки, ревом потоков, низвергающихся с порогов. Он восхищен красотой и величием реки , серебрящихся в лучах солнца брызг и пенистых валов.
В стихотворении нет точного указания места, откуда лирический герой наблюдает реку , нет описания её истоков, длины и ширины, рельефа её берегов и других конкретных деталей .Но всё это дорисовывается воображением читателей : гранитные скалы , мрамор, тесные горные ущелья. Автор создал поэтический образ горной реки, и он узнаваем.
Синтаксические особенности
По форме авторской речи это стихотворение- обращение к реке, ему соответствуют все глагольные формы лексики.
Приходим к выводу, что «Катунь» Г.В.Кондакова- это не просто образец пейзажной лирики поэта, влюбленного в свой уникальный Алтай, - это глубоко философское стихотворение, посвященное темам природы, вечности, человеческой памяти и слову –речи, связующим века и поколения.
МКОУ Джазаторская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Берсимбаева
Комплексный анализ стихотворения Г.В.Кондакова «Катунь».